Газета Спорт-Экспресс от 27 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

27 мая 1998

27 мая 1998 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ ОТ "СЭ"

Пьер ПАЖЕ

ЖАЛЬ, БАЛДЕРИС ПОЗДНО ПРИЕХАЛ В НХЛ

Пьер Паже за свою игровую и тренерскую карьеру сменил немало клубов, словно подтверждая слова Анатолия Тарасова: любого хорошего тренера должны несколько раз снять с работы, иначе он - плохой тренер, который всем удобен и угоден, и у которого нет своих принципов. Паже как-то заметил, что тренер ни при каких обстоятельствах не имеет права изменять своему кредо и обязан делать только то, что считает правильным. А если уволят? Тренер, у которого есть идеи и принципы, всегда найдет работу, улыбнулся он...

Сейчас Паже - главный тренер команды "Майти Дакс" из Анахайма, а до этого были и "Миннесота", и "Квебек", и "Калгари"... На чемпионат мира в Цюрих он приехал, не только чтобы присмотреть игроков, которые могут пригодиться его клубу. На трибуне Паже садился повыше, чтобы видеть игру в целом, ее рисунок.

-Вам приходилось работать со многими хоккеистами, в том числе и с российскими. Каково ваше мнение о наших игроках?

- Первым, с кем я познакомился, оказался Хельмут Балдерис. Он был уже в возрасте, но я им все равно восхищался. Он умел тренироваться, он работал так, что остальные наши игроки "Миннесоты" вынуждены были тянуться за ним. К сожалению, возраст помешал ему стать звездой НХЛ. Но это был великолепный командный игрок, настоящий мастер. Вообще большинство ваших игроков - крепкие профессионалы. С Алексеем Гусаровым и Валерием Каменским я познакомился в Квебеке. Они произвели на меня прекрасное впечатление своей самоотдачей в игре. А вот с Михаилом Татариновым у нас не сложилось. Это был хоккеист огромного таланта, но с ним невозможно было сладить - он элементарно не хотел много и упорно тренироваться. Андрею Коваленко мешали его семейные проблемы. Сейчас я работаю с Михаилом Шталенковым. Это - яркая личность, и не случайно он вышел на позицию первого вратаря. Перед началом прошлого сезона он сказал мне, что хочет быть основным голкипером клуба. Я ответил, что в конце сезона он сам увидит, сколько матчей выпало на его долю. И Михаил действительно сыграл больше других. Да и на Олимпиаде он проявил себя блестяще.

-Теперь, когда у вас за плечами столько лет работы с разными командами и игроками, не могли бы вы сказать, что же все-таки является главным в вашей профессии?

- При общении с игроками главное - уметь слушать. Китайская мудрость гласит: человеку не случайно даны два уха и один язык. А еще я давно уже понял, что тренер должен концентрировать свою работу вокруг успеха. Я стараюсь найти в любом матче моменты, когда мы сыграли удачно, и обращаю на них внимание игроков. Успех окрыляет, и когда я думаю о следующем шаге, то всегда отталкиваюсь от какого-то предыдущего достижения. На тренировках я стараюсь объяснить игрокам, как они должны действовать в той или иной ситуации, чтобы добиться успеха. И обязательно выслушиваю их мнение по этому поводу. Правда, если раньше с хоккеистами можно было беседовать чуть ли не каждый день, то теперь они настолько заняты своими делами, что мы имеем возможность проводить собрания команды лишь раз в 3-4 недели.

Я составляю программу для игроков таким образом, чтобы они могли лучше подготовиться морально и физически к каждой тренировке, к каждому матчу. Я стараюсь узнать, как можно больше о самих игроках, их семьях, проблемах - все это помогает мне в работе с ними.

-Конечно, слушать важно, но нужно еще и говорить...

- Тут главное - говорить понятно, доходчиво объяснять, почему ты хочешь, чтобы что-то было сделано, и почему ты хочешь, чтобы это было сделано именно так. Очень важна в этот момент обратная связь - пусть игроки говорят, что они думают о твоей идее, и если они возражают, то тренер должен найти более весомые доводы. Я стремлюсь к тому, чтобы найти взаимопонимание с хоккеистами, а не заставить их подчиняться тебе.

Каждую беседу с отдельным игроком или всей командой я рассматриваю, как "посевную кампанию". Я должен сеять семена успеха, а для этого необходимо найти правильные слова. Нужно больше Говорить с ними о хоккее, о командном духе. Пусть каждый почувствует себя частью команды. На мой взгляд, те, кто играет только за деньги, быстрее подходят к своему финишу. А что касается собственно "семян" - то это позитивные слова и позитивное отношение к тому, через что вы проходите.

-Вы разговариваете с каждым игроком?

- Конечно. Но тут есть нюансы. Прежде всего я выделяю в команде 8 игроков с задатками лидеров, которые станут моими помощниками и проводниками моих идей в команде. Кстати, из этой восьмерки я выбираю ассистентов капитана, которые постепенно меняют друг друга. Парни относятся к этому с пониманием и уважением.

-А капитан команды? Его выбирают игроки или тоже назначаете вы?

- Я сторонник назначения. Игроки выбирают по профсоюзной системе - того, кто готов отстаивать их интересы перед хозяевами клуба. А мне нужен лидер команды на поле, в игре, на тренировке.

-Сейчас игроки - миллионеры, а тренеры получают гораздо меньше...

- Многое зависит от внутренней культуры человека. Я стремлюсь к тому, чтобы в команде царила атмосфера причастности каждого к общему делу. Хоккеисты должны чувствовать, что в нашей "фирме" все важны одинаково. Тем, у кого особенно солидные контракты, я время от времени напоминаю о том, что большие деньги - это еще и большая ответственность. А иногда приходится и такие вещи им говорить: с чего это, мол, ты решил, что если много получаешь, то лучше остальных и законы для тебя не писаны? Я убежден, что успех не может быть результатом только везения, он приходит к тому, кто к нему стремится. Для успеха команды нужно, чтобы в ней была жесткая дисциплина, если ее нет, то нет и результатов. Один игрок не сделает того, что сделает вся команда. Хотя, конечно, нужны и лидеры, и звезды.

А кроме того я стремлюсь к тому, чтобы каждый хоккеист понимал, что я помогаю ему поднять свою ценность. У меня есть своя система градации игроков на несколько категорий.

-Она является вашим секретом?

- Если не называть конкретных имен, то нет. Итак, первая категория: высокая ценность - малый риск. Это игроки, которые много тренируются, прежде всего вне льда, ставят перед собой большие цели и настойчиво их добиваются. Вторая категория: средняя ценность - средний риск. Эти не слишком изнуряют себя на занятиях и особо не рвутся в звезды. И, наконец, третья категория: низкая ценность - большой риск. Тренироваться не любят, честолюбия лишены.

-А у вас есть программа собственного самосовершенствования?

- Есть несколько основных положений, которыми я руководствуюсь. Например: главное, чтобы главное дело оставалось главным. То есть первоочередные задачи надо решать в первую очередь. А для этого необходимо правильно планировать каждый день.

-А каковы принципы вашего отношения к игре?

- О, это слишком большой вопрос. Вся моя работа - это отношение к игре. Ну, скажем, я настраиваю своих подопечных на то, что в каждом матче им противостоят лучшие хоккеисты мира - ведь в НХЛ теперь играют звезды из всех ведущих хоккейных стран. А потому и требования, и стандарты становятся выше. Каждый тренер должен понимать, что сегодняшний успех не гарантирует успеха завтрашнего. Поэтому необходимо знать, что потребуется завтра, и быть готовым заплатить требуемую цену для достижения нового уровня. А, может, и для того, чтобы самому установить новый стандарт. Причем быть готовыми заплатить эту цену должны все: и тренеры, и игроки, и персонал клуба.

-Есть ли хоккеисты, которые являются для вас примером целеустремленности?

- Один из них - Ги Лапойнт. В свое время он в течение двух лет пытался попасть в юниорскую команду "Монреаль Канадиенс", но его не брали, так как ничего особенного он собой не представлял. Отчаявшись, Ги даже собирался бросить хоккей и пойти служить в полицию, но отец убедил его попытаться еще раз. И Лапойнт, которому было уже 19 лет, поехал в тренировочный лагерь в Монреаль. В конце концов его взяли в команду, уступив настойчивости парня. Два года он ездил из фарм-клуба в Хьюстоне в Монреаль и обратно. Ги был форвардом, который хорошо ведет шайбу на скорости, но этого в принципе маловато для того, чтобы играть в великой команде, какой был "Монреаль" в начале 70-х. Но Лапойнт продолжал очень много работать и в итоге отыграл 15 сезонов в НХЛ и получил 6 перстней обладателя Кубка Стэнли. Из сегодняшних могу назвать Пола Карию. Когда Брэндан Шэнахэн увидел его впервые года два назад, то посмеялся над Полом - с таким броском, мол, в НХЛ делать нечего. Карию это задело, и все лето он ежедневно делал по 200 бросков - представляете, во что превратилась стенка гаража, в которую он бросал? И сейчас у Пола один из лучших бросков в НХЛ. Ларри Робинсон был высоким, худощавым парнем с задатками нападающего. Но команде был нужен защитник, и Робинсон ежедневно после обычной тренировки занимался еще час с четвертью боксом под руководством тренера Тома Маккласки. В результате он тоже 6 раз выигрывал Кубок Стэнли, а также становился обладателем титула лучшего защитника лиги, попадал в пятерку всех звезд.

- Сейчас много говорят о травматизме в хоккее, об игре в обороне, о необходимости более строгого судейства...

- Да, защита побеждает. Команда с сильной обороной регулярно добивается успеха, но со счетом 1:0, 2:1. И зритель перестает ходить на ее матчи, ему неинтересно смотреть, как хоккеисты катаются в центре поля в обнимку друг с другом. Лига приняла решение о борьбе с блокировками, и арбитры получили указание судить строже. Однако результатом этого стало пока лишь то, что матчи в среднем стали на три минуты короче. Другое дело, что в этом сезоне команды, играя в большинстве, забили 1491 гол, а в прошлом - 1422. Так что удаления стали стоить несколько дороже. Думаю, теперь многие тренеры будут готовиться к игре с более строгим судейством, а вот какими будут результаты - посмотрим.

-Чего вы ждете от современного хоккеиста, наделенного талантом и физической мощью?

- Чтобы он старался быть примером для других, чтобы у него был твердый характер, чтобы он не боялся отстаивать то, что считает правильным, чтобы сам был готов платить за успех и требовал того же от остальных. Чтобы очень много работал на тренировках. Умел выполнять обещания и оправдывать надежды. Развивал свои хорошие качества, совершенствовал мастерство, расширял свой кругозор, имел высокие устремления. С уважением относился к прессе, а также к спонсорам и болельщикам, которые платят всем нам деньги.

-Что, на ваш взгляд, самое главное в отношениях тренера с хоккеистами?

- Мой коллега финн Юхани Тамминен сказал по этому поводу так. С игроком нужно обращаться так, как с птенцом на ладони. Если сильно сжать пальцы, то можно задушить его. Если совсем разжать их, то он свалится. Но в конце концов он все равно улетит. И весь вопрос в том, что останется после этого у вас на ладони.

Всеволод КУКУШКИН

Цюрих - Москва