Газета Спорт-Экспресс от 30 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

30 апреля 1998

30 апреля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

Группа G

КОЛУМБИЯ

САМАЯ ЭКСТРАВАГАНТНАЯ СБОРНАЯ В ИСТОРИИ ЧЕМПИОНАТОВ МИРА

В южноамериканском футболе всегда существовала "большая тройка". Присутствие в ней Бразилии и Аргентины не оспаривалось ни в какие времена. В первой половине нашего столетия в число грандов безоговорочно входил и Уругвай. Но после ЧМ-50 уругвайцы стали утрачивать свои позиции. В 60-е годы их потеснили с пьедестала чилийцы, в 70-е - перуанцы, а в 90-е общепризнанной командой №3 в Южной Америке стала сборная Колумбии.

"ТОВАРИЩИ, ОСТОРОЖНЕЕ С ПЕЛЕ!"

Сборная Колумбии дебютировала на чемпионате мира в 1962 году. В то время ее выход в финальную стадию воспринимался как большая неожиданность. Колумбийцы отправились в Чили в качестве "темной лошадки", которая на многое не рассчитывала. В их составе была всего лишь одна звезда южноамериканского масштаба - нападающий Делио Гамбоа по кличке Моравелья (Чудо). В 60-е годы он считался лучшим колумбийским игроком, но на чемпионате мира ему так и не удалось блеснуть.

Соперники по группе колумбийцам достались солидные - сборная СССР (чемпион Европы), сборная Югославии (олимпийский чемпион) и Уругвай. "Югам" и "Селесте" колумбийцы уступили, а вот матч с советской сборной неожиданно закончился результативной ничьей - 4:4. Перед игрой наша команда считалась безоговорочным фаворитом и, казалось, она спокойно одолеет менее искушенного соперника. Уже к 13-й минуте усилиями Валентина Иванова и Игоря Численко сборная СССР выигрывала - 3:0. До перерыва колумбийцы отыграли один мяч. Но в начале второго тайма Виктор Понедельник восстановил разницу в счете. На этом наша команда посчитала дело сделанным и попросту остановилась.

Расплата за халатность пришла незамедлительно. В отрезок с 69-й по 77-ю минуты южноамериканцы отыграли три гола, причем один из них они забили прямо с угловой отметки Дело было так. Колумбиец Маркус Колль низом закрутил мяч на ближнюю штангу, где располагался наш защитник Гиви Чохели. Последний неожиданно для всех, в том числе и для вратаря Льва Яшина, пропустил мяч, который пересек линию ворот советской сборной. Позднее, вспоминая этот эпизод, Чохели сказал, что ему показалось, будто Яшин крикнул "Играю!", и он послушно пропустил мяч. На самом же деле наш вратарь кричал "Играй!".

В Колумбии эта игра считается одной из самых ярких в истории сборной, а эпизод с угловым уже давно оброс легендами. У героя того матча Маркуса Колля, который здравствует и поныне, журналисты ежегодно берут интервью, интересуясь одним и тем же вопросом: как ему удалось забить гол Яшину? Отвечая на этот вопрос, колумбиец честно признается, что его гол - счастливое стечение обстоятельств. Старик Колль до сих пор только и живет той игрой и страшно гордится тем, что забил самому Льву Яшину - величайшему вратарю всех времен.

Интересно, что под занавес той встречи колумбийцы могли забить и победный пятый гол. Выручил Яшин. Тем не менее южноамериканцы чувствовали себя моральными победителями. Этот матч навсегда вошел в историю колумбийского футбола как самый яркий и интригующий. О нем вспоминают даже больше, чем о чемпионате мира в Италии. Кстати, в 1962 году колумбийцы впервые увидели на футболках нашей сборной абревиатуру "СССР". Если прочесть эту надпись по-испански, то получится Си-Си-Си-Пэ. По этому поводу колумбийские остряки выдумали свою версию расшифровки СССР - Con Colombia casi perden - "С Колумбией чуть не проиграли" (имеется в виду тот самый голевой момент, который колумбийцы упустили в самом конце матча). Позднее родилось и еще одно шутливое выражение, с которым ассоциировался СССР Camarados, ciudado con Pele - "Товарищи, осторожнее с Пеле!".

РАВНЕНИЕ - НА АРГЕНТИНУ

В конце 40-х - начале 50-х годов Колумбия переживала футбольный бум. В отличие от полуразрушенной послевоенной Европы экономика этой страны находилась на подъеме, а в футбол вкладывались большие деньги. В то время Колумбия даже удостоилась эпитета "футбольного Эльдорадо". Здесь можно было хорошо заработать, и лучшие игроки со всего южноамериканского континента потянулись сюда за длинным рублем. Наибольший поток легионеров хлынул из Аргентины. В колумбийские клубы перешли такие звезды, как Лабруна, Педернера и, наконец, сам Альфредо Ди Стефано.

Аргентинцы оказали на колумбийский футбол огромное влияние, которое ощущалось еще многие десятилетия. В 70 - 80-е годы аргентинские игроки заполонили Колумбию. Большинство из них никогда не выступали за свою сборную, но были и редкие исключения - участники чемпионатов мира нападающий Бабингтон, полузащитник Бриндизи, вратарь Гойкоэчеа. В каждой команде из шести возможных легионеров минимум пятеро были аргентинцами. Многие из них принимали колумбийское гражданство, и в некоторых клубах практически весь состав состоял из выходцев из Аргентины. Вслед за футболистами в Колумбию поехали и тренеры. Знаменитый Карлос Билардо успешно работал с "Депортиво" из Кали. В 1978 году он впервые вывел этот клуб в финал Кубка Либертадорес. Затем аргентинский наставник возглавил сборную Колумбии, но дела у него там не пошли.

Из колумбийских игроков 70 - 80-х годов стоит отметить нападающего Веллингтона Ортиса. До Карлоса Вальдеррамы он считался лучшим футболистом Колумбии всех времен. Удивительно, но за свою 17-летнюю карьеру Ортис ни разу не выступал за зарубежный клуб, хотя интерес к нему проявляла и испанская "Валенсия", и аргентинский "Ривер Плейт". Впрочем, этому есть объяснение. В Колумбии Ортис получал очень приличные деньги и его трансферная цена была довольно высока. Голкипером мирового класса считался и Педро Антонио Сапе, который сейчас тренирует вратарей сборной.

МАТУРАНА СОВЕРШИЛ ПЕРЕВОРОТ В КОЛУМБИЙСКОМ ФУТБОЛЕ

Взлет колумбийской сборной связан с успешной работой тренера Франсиско Матураны. Зубной врач по профессии, он сначала играл, а потом тренировал клуб "Насьональ" из Медельина, который под его руководством в 1989 году завоевал Кубок Либертадорес. Когда Матурана возглавил сборную, на первом же своем собрании с игроками он заявил следующее: "Мы всю жизнь смотрели на аргентинцев снизу вверх, поскольку они демонстрируют более европейский, силовой футбол. Но их стиль колумбийцам противопоказан. Так зачем же насиловать себя, насаждая чуждый нам футбол. Хватит. Мы с детства привыкли играть в короткий и средний пас, поэтому теперь все будет по-новому".

Слова Матураны прозвучали, словно руководство к действию. Колумбийская сборная отказалась от слепого копирования аргентинского стиля и начала меняться на глазах в лучшую сторону. Под тренерскую концепцию подбирались и кадры - в первую очередь умные, техничные футболисты, знающие толк в тонкой комбинационной игре. Именно в те годы и создался костяк новой команды - Вальдеррама, Альварес, Ринкон, Игита, Эскобар, Переа, Габриэль Гомес.

В кратчайшие сроки Матуране удалось поставить игру, а вместе с ней пришел и результат. Колумбийская сборная стала одной из самых зрелищных команд мира. Подопечные Матураны временами выглядели предпочтительнее самих бразильцев. Разгром сборной Аргентины (5:0) в Буэнос-Айресе в отборочном цикле ЧМ-94 произвел на всех неизгладимое впечатление. Тогда колумбийцы показали суперигру, и даже "король футбола" Пеле накануне чемпионата мира в Америке называл Колумбию в числе главных фаворитов турнира. Однако громадный груз ответственности, повисший на игроках (от них требовали минимум выхода в полуфинал), не позволил колумбийцам показать свои истинные возможности.

Сейчас в колумбийскую сборную верят уже не так, как четыре года назад. Во-первых, команда очень возрастная, а игру, которую она показывает, многие считают чересчур архаичной. Во-вторых, нынешний тренер Эрнан Дарио Гомес (он занял этот пост после ЧМ-94) далеко не Матурана. Чем ближе чемпионат мира-98, тем громче в Колумбии звучат голоса тех, кто хочет, чтобы Матурана вернулся в сборную. Хотя бы в роли консультанта. Кстати, 42-летний Гомес долгое время был помощником у Матураны - сначала в "Насьонале", а потом и в сборной страны.

Больше всего Гомеса критикуют за его нерешительные шаги в плане обновления сборной. Своим оппонентам тренер неизменно отвечает следующее: "В отличие от Аргентины и Бразилии в Колумбии нет такого количества высококлассных футболистов. Причиной нашего спада стал не возраст отдельных игроков, а недостаток честолюбия. Поэтому перед турниром во Франции мы уделим пристальное внимание психологической подготовке наших подопечных".

ОТКУДА У ВАЛЬДЕРРАМЫ ТАКАЯ ПРИЧЕСКА?

Вот уже более десяти лет за колумбийскую сборную выступает 36-летний Карлос Вальдеррама. Он является автором уникального достижения: во всех матчах за национальную команду - а их уже больше сотни - Вальдеррама неизменно выходил на поле с капитанской повязкой. Огромная копна рыжевато-белых волос, похожих на шар, сделала его символом колумбийской сборной.

Вальдеррама родился 2 сентября 1961 года в городе Санта-Марта. Его семья неравнодушно относилась к спорту. Из многочисленных родственников Карлоса можно было без преувеличения составить целую футбольную команду. За первый клуб Вальдеррамы "Унион Магдалена" в разное время выступали его отец Харичо, шестеро дядей - toto, Хусто, Аурелио, Диди, Хулиан, Мигель, два брата - Алан и Рональд. Но из всего семейного клана только Карлос сумел достичь значительных футбольных высот. В 1984 году его купил самый богатый колумбийский клуб "Мильонариос" из Боготы. Однако раскрыться в нем Вальдерраме так и не удалось, и вскоре он оказался в "Депортиво" из Кали.

Именно в этом клубе Вальдеррама и приобрел свой яркий имидж (имеется в виду причёска), по которому колумбийца безошибочно узнают в разных уголках нашей планеты. Однако мало кто знает, что на самом деле волосы Вальдеррамы черные, как смоль. Просто каждое утро он обесцвечивает их перекисью водорода, после чего на голове Карлоса образуется рыжевато-белесый шар. Кстати, эту процедуру Вальдеррама перенял от своего предшественника в "Депортиво" аргентинца Нельсона Эскоты. Борясь с колумбийской жарой, этот игрок регулярно пользовался перекисью водорода, увлажняя ею голову. Эту историю корреспонденту "СЭ" поведал живущий в Москве колумбийский врач Орландо Салас, отец которого в 50-е годы играл вместе со знаменитым Ди Стефано в "Мильонариосе".

В 1987-м Вальдеррама впервые попал в сборную, которая в этом же году заняла третье место на Кубке Америки. Игра пышноволосого колумбийца настолько всех поразила, что его признали не только главным открытием турнира, но и лучшим футболистом Южной Америки. В одночасье Вальдеррама стал популярной личностью. Его экстравагантная внешность привлекла массу рекламных агентов, и вскоре он начал сниматься во всевозможных рекламных роликах. О талантливом колумбийце заговорили в Европе, и в 1988 году Вальдеррама перешел во французский "Монпелье". Однако за три сезона, проведенных в этом клубе, он так и не снискал славы суперзвезды. Зато Вальдеррама блеснул на чемпионате мира в Италии, после которого получил прозвище Белый гуллит. За сборную он всегда играл с большей охотой, нежели за клубы.

После ЧМ-90 в Европе появилась мода на колумбийцев. В сезоне 1991/92 Вальдерраму приобрел испанский "Вальядолид". Хозяева этого клуба вознамерились сделать у себя "маленькую Колумбию", пригласив в команду партнеров Вальдеррамы по сборной - вратаря Рене Игиту и полузащитника Леонеля Альвареса. Кроме того, тренером "Вальядолида" стал колумбиец Франсиско Матурана. Однако сезон для "Вальядолида" оказался провальным - последнее, 20-е, место в чемпионате и вылет во второй дивизион. Главными виновниками фиаско объявили колумбийских легионеров.

Не найдя признания в Старом Свете, Вальдеррама вернулся на родину, где до ЧМ-94 выступал за "Хуниор" из Барранкильи. На чемпионате мира в Америке Белый Гуллит сыграл не так ярко, как в Италии. Тем не менее это не повредило его высокой репутации. Колумбийского полузащитника пригласили в американскую MLS, где он с успехом выступает уже второй сезон. Когда в ноябре прошлого года Вальдеррама забил гол в ворота аргентинцев, один мой коллега удивленно переспросил меня: "Неужели Вальдеррама еще способен забивать мячи?" И не дожидаясь ответа, продолжил свою мысль: "Даже не представляю, как это могло случиться, ведь еще в 1990 году он передвигался по полю исключительно пешком". Действительно, неторопливая манера игры - отличительная особенность диспетчера колумбийцев. Между тем его медлительность компенсируется высочайшей индивидуальной техникой. Вальдеррама очень тонко чувствует игровой момент и способен выдать ювелирную передачу даже из самого трудного положения.

Окончание - стр. 13