Газета Спорт-Экспресс от 30 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

30 апреля 1998

30 апреля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

Группа G

КОЛУМБИЯ

Окончание. Начало - стр. 12

АВАНТЮРИСТ ИГИТА ИЗОБРЕЛ "УДАР-СКОРПИОН"

Рене Игита, пожалуй, самый экстравагантный вратарь последнего десятилетия. Люди, которые не пpeемлют его манеру игры, называют колумбийца либо авантюристом, либо клоуном. Возможно, в чем-то они и правы. Но если рассматривать футбол как игру, приносящую эмоции зрителям, а не как сплошную погоню за результатом, то нестандартные выходки колумбийца многим придутся по душе. Вратарь, действующий как полевой игрок, словно запретный плод, который непременно хочется съесть.

В 1990 году на чемпионате мира в Италии Игита развлекал зрителей своими авантюрными выбеганиями далеко за пределы штрафной площади. Тогда проделки колумбийского голкипера шокировали всех - в консервативной Европе не привыкли к такому циркачеству. Между тем в Южной Америке дела обстояли иначе, и Игиту нельзя считать первопроходцем в этом деле. Еще в 1978 году на чемпионате мира в Аргентине подобными вылазками баловался перуанский голкипер Рамон Кирога. Однако в отличие от своего колумбийского коллеги Кирога не пропускал мячи в этих ситуациях. Игита же в матче против камерунцев оконфузился. Находясь метрах в 35 от собственных ворот, он затеял обводку соперника, но старый хитрец Роже Милла не поддался на ложный финт колумбийца. Отобрав мяч у незадачливого дриблера, камерунский нападающий спокойно закатил его в пустые ворота. Камерун вышел в четвертьфинал, а Колумбия принялась паковать чемоданы. "Я совершил ошибку, за что прошу прощения у партнеров, - сказал после игры Игита. - Такой мяч впервые влетел в мои ворота. Тем не менее я не собираюсь менять свою манеру игры".

В 1995 году Игита вновь страшно удивил футбольный мир, сменив клоунаду на акробатику. Казалось, об игре, которой уже более ста лет, известно абсолютно все и изобрести в ней что-то новое практически невозможно. Возможно - решил фантазер Игита, и мир увидел в его исполнении новый цирковой номер под названием "удар скорпиона". Место для своего удара он выбрал самое подходящее - лондонский стадион "Уэмбли", на котором проходил товарищеский матч Англия - Колумбия. Игита прекрасно понимал, что родоначальники футбола оценят и разрекламируют его творение в лучшем виде. И действительно, "удар скорпиона" сотни раз смаковался различными телекомпаниями, а в прессе появились целые статьи, которые детально разбирали этот сложный технический прием.

Сейчас уже мало кто помнит саму игру, ее результат, зато у всех очевидцев остался в памяти тот самый эпизод: полузащитник англичан Джейми Реднапп бьет по воротам колумбийцев, в это время Игита ловко делает упор на руки и воздетыми вверх ногами, словно скорпион, парирует мяч. Ничего подобного вратарская практика еще не знала. Да и вряд ли нашелся бы авантюрист больший, чем Игита, который рискнул бы исполнить "удар скорпиона" в столь ответственном матче. Знаменитый немецкий голкипер Зепп Майер говорил, что нечто подобное в свое время он не без успеха проделывал - ему удавалось даже ловить мяч ногами, но речь шла только о тренировках, а не о матчах на уровне национальных сборных.

СМЕРТЬ ЭСКОБАРА

К сожалению, Колумбия известна в мире не столько своими футболистами, сколько печально знаменитым медельинским картелем - преступной организацией, промышляющей продажей наркотиков и занимающейся другими грязными делами. Свое влияние наркобароны распространили на всю страну, охватив все сферы деятельности, в том числе и футбол. К примеру, тот же Игита никогда не скрывал своих близких отношений с боссами преступного мира. Четыре года назад вратарь даже угодил за решетку. Ему вменялось в вину содействие в похищении дочери одного известного богача с целью выкупа. Семь месяцев, пока велось следствие, Игита находился в тюрьме. Но как ни старались судьи доказать его вину, прямых улик против вратаря сборной у них не было. Игита вышел на свободу и даже пытался отсудить у властей триста тысяч долларов за "вынужденный отдых", из-за которого он пропустил чемпионат мира в США.

То, что мафия правит колумбийским футболом, красноречиво подтверждает история с клубом "Америка" из Кали. В середине 80-х эта команда с завидным постоянством становилась чемпионом страны и три года подряд выходила в финал Кубка Либертадорес. Позднее выяснилось, что все эти успехи зиждились на грязных деньгах. Хозяева "Америки" братья Хильберто и Мигель Родригесы оказались главарями преступного клана, и когда их вывели на чистую воду, клуб рухнул, как карточный домик.

Известно, что футбол в Колумбии - занятие небезопасное для жизни. В конце 80-х в Медельине после дерби "Насьональ" - "Индепендьенте" был застрелен судья, который, по мнению убийц, назначил несправедливый пенальти в ворота "Насьоналя". Беднягу убили сразу после того, как он покинул пределы стадиона. В расследование этой ситуации вмешалась и южноамериканская конфедерация футбола. Было принято беспрецедентное решение - запретить проведение каких-либо встреч в Медельине, включая международные.

И уж совсем жуткий и самый известный случай произошел во время чемпионата мира 1994 года. 33-я минута матча с США оказалась роковой для ведущего защитника сборной Колумбии Андреса Эскобара. Пытаясь прервать фланговую передачу Джона Харкса, колумбийский защитник срезал мяч в собственные ворота. Нелепый автогол, окончательно выписавший колумбийцам досрочные билеты из Калифорнии до Боготы, сделал Эскобара врагом нации. 2 июля, спустя десять дней после того рокового момента, он был застрелен в пригороде Медельина. Эскобар выходил из ресторана и направлялся к своей машине, когда к нему подскочили трое неизвестных. По свидетельству очевидцев, они обвинили футболиста в злополучном автоголе и в поражении сборной Колумбии. Затем достали пистолеты и в упор расстреляли Эскобара. Один из убийц при каждом выстреле цинично выкрикивал: "Гол! Гол! Гол!". Потом все трое сели в машину и скрылись. Эскобар же скончался вскоре после того, как был доставлен в одну из больниц Медельина. Из его тела извлекли 12 пуль.

Надо сказать, что еще до игры с американцами в лагере колумбийской команды царила гнетущая атмосфера. Сначала пришло сообщение, что у ведущего защитника Луиса Эрреры в автокатастрофе погиб брат. А затем некая террористическая группировка из Медельина пригрозила взорвать дома тренера Франсиско Матураны и ведущего полузащитника Габриэля Гомеса, если тот сыграет против американцев. Чтобы не подвергать опасности семьи, оставшиеся на родине, место Гомеса на поле занял Гавирия. Но этот инцидент так сильно подействовал на Матурану, что он даже заплакал и требовал немедленной своей отставки. С большим трудом руководству колумбийской федерации и игрокам удалось убедить тренера остаться на своем посту. Что касается Гомеса, то он уже на следующий день после угрозы заявил, что заканчивает карьеру футболиста. Затем в целях безопасности он перевезет свою семью из Колумбии в США.

Эскобару повезло меньше. 27-летнему футболисту, сыгравшему за сборную 56 матчей, бандиты не простили его единственную ошибку. Он всего лишь хотел спасти свои ворота, а потерял жизнь. Генеральный секретарь ФИФА Зепп Блаттер позже скажет: "В нашем мире что-то неправильно, если человек гибнет только потому, что допустил ошибку в игре". По одной из версий медельинская мафия, имеющая огромные доходы от наркобизнеса, поставила огромные деньги в подпольном тотализаторе на успех колумбийской сборной на чемпионате мира и проигралась в пух и прах. Достоверно известно, что, когда колумбийцы вернулись самолетом из Америки, в аэропорту в Кали к Эскобару подошел незнакомый человек, похлопал его по плечу и с ехидной улыбкой произнес: "Спасибо за автогол".

Убийц вскоре нашли и посадили за решетку, но сейчас они уже вышли на свободу. Колумбийские законы таковы, что человеческая жизнь там мало что стоит.

ФОРВАРД, КОТОРЫЙ ВЕЧНО ПОПАДАЕТ В ИСТОРИИ

Лучший колумбийский нападающий Фаустино Асприлья знаменит не только своими голами, но и тем, что часто попадает в различные темные истории. Сразу после своего переезда на Апеннины форвард приобрел скандальную репутацию.

История №1. Когда в 1993 году итальянская "Парма" боролась за выход в финал Кубка кубков, Асприлья уехал на пару дней в Колумбию, чтобы на Пасху проведать свою больную мать и других родственников. Однако его отпуск вынужденно затянулся. На родине Асприлья поранил ногу при весьма загадочных обстоятельствах. Настолько загадочных, что итальянская пресса попыталась провести собственное расследование случившегося, но к единому мнению так и не пришла. Лишь один факт не подвергался сомнению - колумбиец повредил ступню из-за того, что наступил на разбившуюся бутылку. В остальном - сплошные расхождения. Жена Асприльи - Каталина - утверждала, что бутылка случайно упала со стола прямо на ногу ее мужу. Родственники говорили, что он прошелся по осколкам битого стекла. Но самую вероятную версию высказали соседи. По ней заносчивый Фаустино начал хвастаться перед братьями своими успехами и деньгами. Те недовольно буркнули в ответ: мол, в то время как мы здесь пухнем от голода, к нам приехал из Европы миллионер-хвастун. Слово за слово, и между ними случилась ссора, позже переросшая в драку. Во время нее разбилась бутылка, на которую и наступил вспыльчивый форвард. Как бы там ни было, Асприлья был доставлен в местную больницу, где врачи наложили ему 35 швов. В "Парме" этот инцидент восприняли безрадостно. Итальянский клуб вышел в финал Кубка кубков, где ему пришлось обойтись без травмированного колумбийского легионера.

История №2. В том же году вездесущие папарацци застукали Асприлью в обществе известной итальянской порнозвезды. В газетах появились скандальные фотографии и заметки о похождениях колумбийца.

История №3. В 1994 году Асприлья вляпался в историю с пистолетом, хотя был причастен к ней лишь косвенно. В Колумбии один из его братьев в нетрезвом виде разгуливал по улице и стрелял в воздух. Полиция задержала бузотера и изъяла у него оружие, которое, как оказалось, зарегистрировано на имя Фаустино.

История №4. Когда Асприлья переехал из Италии в Англию (его приобрел английский "Ньюкасл"), скандальная репутация проследовала за ним тем же маршрутом. В Лондоне он связался с колумбийскими эмигрантами, которые занимались темными делами. Когда Скотлэнд-Ярд отловил одного мошенника, изъяв у него тысячу долларов наличными, тот сказал, что эти деньги подарил ему Асприлья. Нападающий был вызван в полицию в качестве свидетеля. Асприлья, чтобы выгородить своего соотечественника, подтвердил эту версию.

История №5. На футбольном поле Асприлья тоже не отличается кротким нравом. Он любит поспорить с судьями, а в отборочном цикле к ЧМ-98 "прославился" тем, что подрался с парагвайским вратарем Хосе Луисом Чилавертом, получив двухматчевую дисквалификацию.

Алексей МАТВЕЕВ