Газета Спорт-Экспресс от 25 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

25 апреля 1998

25 апреля 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ САН-МАРИНО"

ГОНКИ В ЕВРОПЕ ДОЛЖНЫ РАССТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД "i"

Заокеанские гастроли "Формулы-1", которыми по традиции начинается каждый чемпионат мира вот уже без малого три десятка лет, закончены. "Большие призы" вернулись в Европу. Да, будет еще короткая экскурсия в Канаду в начале лета, затем в конце осени - тур в Японию. Однако, как показывает почти полувековая практика, судьбы чемпионской короны и Кубка конструкторов определяют гонки так называемого европейского круга. Поэтому можно с полным правом сказать, что по-настоящему 49-й чемпионат мира начинается именно в Имоле. Борьба за 18-й "Гран-при Сан-Марино" ожидается нешуточная. Как сказал вчера на пресс-конференции двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, в Имоле гонщикам предстоит пройти проверку на обоснованность своих амбиций. Именно в Имоле станет ясно, сумеет ли "Макларен" сохранить взятый на старте победный темп. Чемпионат мира берет второй старт!

Лина ХОЛИНА

из Имолы

ИМОЛА ЖДЕТ ОТ ШУМАХЕРА ТОЛЬКО ПОБЕДЫ

Европейский дебют "Формулы-1" в нынешнем сезоне совпал с весьма примечательным для огромного количества поклонников "Феррари" событием: две недели назад лидер команды Михаэль Шумахер совершил невозможное (вернее, казавшееся невозможным) - выиграл гонку в Аргентине и прервал уже успевшую слегка наскучить гегемонию "Макларенов". Тем самым, кстати, двукратный чемпион мира не только порадовал сердца тифози, но и фактически спас чемпионат. Так что сегодня во время квалификации и завтра во время гонки все надежды итальянских болельщиков будут связаны только с одним человеком - Михаэлем Шумахером.

Впрочем, для Италии спасение Шумахером чемпионата - дело десятое. От него ждут и требуют гораздо большего - победы в ИМОЛЕ! Не где-нибудь, а именно здесь, на автодроме, носящем священное для тифози имя Энцо Феррари. За 18 лет пилоты "Феррари" выигрывали здесь лишь дважды, и в последний раз 15 лет назад. Согласитесь - ожидание слишком уж затянулось.

Так что в Имоле - супераншлаг, хотя цены на билеты кусаются. Проданы даже контрамарки на вход и право понаблюдать за гонкой с холма в Ривацце, где трибун нет. О масштабах "бедствия" можно судить хотя бы по специальному рекомендательному распоряжению региональной полиции - просьбе ко всем живущим вблизи Имолы, Фаенцы и Кастельсан-Пьетро для прибытия на трассу пользоваться... вертолетами. Уже в субботу ожидаются невероятные пробки, а в воскресенье, по прогнозам, проехать и вовсе будет невозможно.

ТРУЛЛИ НАДЕЕТСЯ НА ЛУЧШЕЕ

Четверг в канун "Гран-при" самый спокойный день. Если сравнить "Формулу-1" с театром, то четверг - это своеобразная генеральная репетиция, когда актеры, то есть гонщики, и рабочие сцены, то есть инженеры, механики, пресса, наконец, уже стопроцентно готовы к премьере, а зал пуст - зрителей еще нет. Хотя и это не совсем верно - уже в четверг на главной трибуне можно было обнаружить с десяток преданнейших фанатов, наблюдавших за приездом команд и спешным оборудованием боксов.

Однако для прессы и пилотов в четверг все-таки устраивается легкая разминка - ставшие традиционными пресс-конференции Thursday Four. Любопытен был подбор тех, кого на этот раз отдали на растерзание журналистам: Михаэль Шумахер, Дэвид Култхард, Жак Вильнев - то есть те, кто имел непосредственное отношение к двум примечательным авариям "Гран-при Аргентины", и пилот "Проста" Ярно Трулли - благородный жест в сторону итальянской стороны. Наблюдать за этой четверкой было чрезвычайно интересно - единственным улыбчивым и готовым к общению выглядел не являющийся завсегдатаем подобных мероприятий Трулли, остальные сидели мрачнее тучи: философски задумчивый Шумахер, очень напряженный Култхард и явно находящийся не в своей тарелке Вильнев.

Субординация не была соблюдена - первые вопросы журналисты обрушили на пилота "Проста".

-Год назад гонка в Имоле стала для вас сплошным разочарованием. На что рассчитываете сейчас?

- Естественно, надеюсь на лучшее. Хотя бы потому, что команда проделала колоссальную работу по доводке машины. Моя уверенность строится не на пустом месте - по моим ощущениям наше шасси очень подходит для довольно скоростных автодромов типа Имолы. На таких автодромах с особой силой должен проявить себя и двигатель "Пежо". Отсюда большие надежды на улучшение результатов в квалификации. Увы, но пока ни я, ни Оливье Панис не можем похвастаться хорошими позициями на старте: с небольшим количеством топлива на борту "Прост" крайне трудно управляем. Вот и получается, что мы, гонщики, боремся не со временем соперников, а со своей собственной машиной. Но к Имоле вся команда старалась изо всех сил - как-никак это же моя домашняя гонка!

-Поговаривают, что самая большая проблема команды - конструкция коробки передач. Что-то делается в этом направлении?

- Разумеется. Именно неприятности с коробкой тормозили работу по улучшению других узлов машины, не давали во время тестов никакой возможности сосредоточиться на чем-то другом. Но, слава Богу, теперь проблема коробки передач решена.

"ФЕРРАРИ" СОБИРАЕТСЯ ПОВТОРИТЬ АРГЕНТИНУ

Затем настала очередь главных действующих лиц чемпионата. Правда, несмотря на все старания, разговорить их так и не удалось - на каверзные вопросы ни Култхард, ни Шумахер, ни Вильнев так и не ответили, зато технические подробности готовы были обсуждать бесконечно.

-Михаэль, что новенького привезла в Имолу "Феррари"?

- Да есть пара вещичек, - отозвался двукратный чемпион мира, которого явно оторвали от каких-то глобальных (если судить по совершенно отсутствующему виду) размышлений. - Обе призваны улучшить аэродинамику. Хотя пока что наши новые дополнительные боковые антикрылышки "а ля Тиррелл" недостаточно хороши. И тем не менее и я, и Эдди (Ирвин. - Л.Х.) будем использовать их и во время свободных тренировок в пятницу, и во время квалификации в субботу.

-Пока вы, Михаэль, можете судить об этих аэродинамических дополнениях, опираясь лишь на технические показатели, - ведь сами-то вы их в деле еще не использовали...

- Да, с таким вариантом аэродинамики работал только Эдди. Но в четверг в Фиорано он провел весьма плодотворные тесты, так что данные есть, и они внушают оптимизм.

-А что же новая система выпуска, о которой столько говорят и которую рассчитывали установить уже к Имоле?

- Увы, но мы еще не готовы поставить эту систему на призовые машины - слишком много проблем, и в основном по поводу надежности. Эта разработка будет готова к следующему "Гран-при".

-Насколько уверенно вы чувствуете себя в преддверии гонки, в которой от вас ожидают многого?

- Мои ощущения те же, что были накануне "Гран-при Аргентины". Хотя, конечно, не могу дать вам гарантию, что выиграю. С одной стороны, повод для уверенности у меня есть - ведь если мы смогли обыграть "Макларен" один раз, почему бы не сделать это и во второй? С другой - с машиной-то команда работала, но решающим фактором, как мне кажется, в Имоле будут шины. Кто - "Гудьир" или "Бриджстоун" - победит в соревновании, насколько одна резина будет работать лучше другой? Пока что никто этого не знает. В том числе и в "Феррари".

ВИЛЬНЕВ И КУЛТХАРД АРГЕНТИНУ ПОВТОРЯТЬ НЕ ХОТЯТ

Затем пришел черед Вильнева отвечать на вопросы.

-Жак, известно, что вы и Хайнц-Харальд Френтцен провели тесты в Хересе...

- Тесты эти были очень и очень полезными. Но мы работали над различными разработками на будущее, сейчас новинки использованы не будут. Кое-что мы сможем показать уже в Барселоне, что-то только в Монако. Первейшая задача "Уильямса" - "укрепить" задний мост, который не очень устойчив. В Аргентине мы добились некоторого прогресса, но пока предел мечтаний команды - борьба за пятое-шестое места.

-Значит ли это, что вы уже распростились с надеждами отстоять принадлежащий вам титул чемпиона мира?

Ответ был лаконичным и довольно резким: "Нет!" Как ни старались я и мои коллеги получить от Вильнева более конкретные комментарии к тому, как он собирается сражаться с "Макларенами" и "Феррари", он не "раскололся".

-Что ж, вернемся к аргентинской гонке. Для вас "Гран-при" закончился в гравии. Комментируя памятное столкновение с Дэвидом Култхардом, вы сказали - это всего лишь гоночный инцидент. Сейчас придерживаетесь того же мнения?

- Конечно. А почему я должен его изменить? Дэвид держался за мной очень долго, его "Макларен" был явно быстрее моего "Уильямса", но обойти меня ему не удавалось. В этот злосчастный поворот мы постарались войти вместе. И это не сработало... Думаю, что, беря в расчет все обстоятельства, Дэвид сильно расстроен - ведь в гонке он имел неплохие шансы.

-А можно ли вообще дать четкое понятие, что же такое "гоночный инцидент"?

- Естественно, нельзя! Нельзя просто открыть книгу и прочитать там: "Ага! Гоночный инцидент. Так во-от что это такое на самом деле!" Здесь нет и быть не может четких определений - все зависит от того, кто, как и что чувствует. Никогда нельзя все сваливать только на твоего "товарища" по столкновению. Этим слишком легко проявить неуважение к нему как к гонщику. Все зависит от конкретной ситуации.

-Дэвид, вы согласны с таким объяснением? - вопрос к Култхарду.

- Жак правильно сказал - маневр обгона в "Формуле-1" очень тонок, и нигде не найти точных правил (да и нужны ли они?). Практически все зависит от тех двух гонщиков, что идут друг за другом. Потому что только они знают, что и как на самом деле случилось.

-Во время "Гран-при Аргентины" вам с точки зрения аварий "повезло" - вы столкнулись и с Шумахером, и с Вильневом...

- Главное для меня сейчас не вспоминать и обсасывать прошлое, а стараться добиться победы на нынешнем "Гран-при". И вступить таким образом в схватку за чемпионский титул.

Хороший и весьма достойный ответ!

Остается сообщить, что по поводу приближающейся гонки думает лидер чемпионата Мика Хаккинен. "Я собираюсь повторить то, что сделал в Бразилии, - выиграть все свободные заезды, квалификацию и гонку. Уж слишком подходит нашим машинам эта трасса!" - отметил финн, проводящий в Имоле свой юбилейный, сотый "Гран-при".

Что ж, поживем - увидим.

4-й этап. "ГРАН-ПРИ САН-МАРИНО"

26 апреля. Имола (Италия). Автодром имени Энцо и Дино Феррари. 308,196 км (63 круга по 4892 м).

Находится в 33 км к юго-востоку от Болоньи.

Рекорд круга в квалификации: 1.23,303 (средняя скорость 213,053 км/ч) - Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено", 1997).

Рекорд круга в гонке: 1.25,531 (207,503 км/ч) - Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН (Германия, "Уильямс-Рено", 1997).

Победитель-97: Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН (Германия, "Уильямс-Рено") - 1:31.00,673 (201,509 км/ч).