Газета Спорт-Экспресс от 12 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

12 марта 1998

12 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

№75. Март '98

НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕМЕЦКИХ ТРЕНЕРОВ В ИСПАНИИ

Сейчас в высшем испанском футбольном свете тренерами работают пока два человека из Германии. Юпп Хайнкес сначала возглавлял "Атлетик" из Бильбао, затем попал в "Тенерифе", теперь оказался в мадридском "Реале". В "Реал Сосьедад" трудится Бернд Краусс, приехавший туда в надежде, что сможет повторить стремительную карьеру своего учителя. Да, их судьба переплелась еще раньше. В 1984-м Краусс, выступающий за менхенгладбахскую "Боруссию", по совету своего тогдашнего тренера Хайнкеса, который страдал от обилия легионеров в команде, отказался от австрийского гражданства, хотя играл за сборную, и принял немецкое. Работали в Испании и другие выходцы из "Боруссии". Хеннес Вайсвайлер провел всего один сезон в "Барселоне". Из-за интриг Йохана Кройфа в середине семидесятых ему пришлось проститься с клубом. Удо Латтек три года муштровал футболистов "Барселоны", где в это время играл любимец испанского народа Бернд Шустер. Кстати, теперь этот немецкий футболист стал тренером, и есть информация, что он может возглавить именитый клуб.

Юпп ХАЙНКЕС: ПОСЛЕ БАВАРСКОГО АДА НЕ СТРАШНО И ХАРАКИРИ "ПО-МАДРИДСКИ"

Прописка в мадридском "Реале" стала для Юппа Хайнкеса, имевшего в составе "Баварии" два титула чемпиона Германии, вершиной его тренерской карьеры, однако позиции немца в клубе слабы: президиум и болельщики воспринимают второе место, на котором сейчас находятся мадридцы, как оскорбление.

В центре Мадрида, рядом со скоростной магистралью, находится Estadio Santiago Bernabeu. Арену называют еще "кафедральным собором футбола". В маленькой неказистой комнате его катакомб расположился Союз ветеранов мадридского "Реала". "Орденом" в течение уже многих лет управляет Альфредо Ди Стефано. Великий футболист прошлого пять раз с 1956-го по 1960-й год выигрывал Кубок европейских чемпионов, но после этого Королевский клуб на международной арене не отличался. "В Лиге чемпионов нельзя выиграть с помощью языка, - ворчит 71-летний старик, - сколько было обещаний, но только не дел". Именно он возглавит движение за отстранение Хайнкеса от занимаемой должности, если на днях "Реал" не пройдет леверкузенский "Байер". А может быть, аксакал уже провозгласил крестовый поход против чужестранца, ведь на днях он был разгромлен "Барселоной", а еще ранее заработал два поражения подряд.

Впрочем, тренер был прекрасно осведомлен, что его ждет в случае провала, когда согласился перейти из "Тенерифе". "Одно поражение, - любит повторять Ди Стефано, - это все равно что перелом ноги". Во что при таких суровых нравах может вылиться второе? Испанские спортивные газеты обрушили на "легионера" свой гнев: "Хайнкес сделал себе харакири", - пишут они. А общеполитическая El Pals поспешила заверить, что его отставка - дело решенное. В -любой момент может взорваться и президент. Он уже выразил недовольство тем, что шансы стать чемпионом уменьшаются на глазах.

Есть и другой повод для увольнения. Босс Лоренсо Санс обижен, что Хайнкес мало использует его сына Фернандо. Не выпускает его отпрыска на поле даже тогда, когда многие игроки основного состава травмированы. "Ваш наследник талантливый защитник, но ему еще много надо работать над собой. Я бы советовал этому футболисту принять предложение из других клубов, если таковые имеются", - хорохорится Хайнкес, считающий, что его смелость в этом вопросе не вызвала у президента недовольства. Недавно он пригласил в ресторан команду и дал понять, что президент клуба по-прежнему хорошо относится к тренеру и дает ему возможность трудиться и дальше. "Такие вопросы в клубе должен решать только я. И это одно из условий моего контракта", - заявляет Хайнкес.

За подобный поступок в свое время Фабио Капелло поплатился местом, а он, между прочим, сделал "Реал" чемпионом. Как же тугодуму, как называют его в Германии, удалось сладить с президентом, болезненно воспринимающим дискриминацию своего сына? Хайнкес придумал многоходовую комбинацию, призванную обезопасить его от немилости хозяина. Во-первых, он вычеркнул из состава, который должен был принимать участие в матче Суперкубка против "Барселоны", Санса и Кальво, а затем, когда они стали возмущаться, пригрозил сдать их в аренду, если они будут качать права. Далее тренер неожиданно реабилитировал эту двойку, называет ее "талантливой молодежью". Но при всем моем уважении к вам, отмечает наставник, все же есть и другие молодые парни, которых надо бы проверить. И отсылает одного из проштрафившихся на стажировку в "Вальядолид". У президента складывается впечатление, что таким способом он открывает путь для его мальчика. Но не тут-то было. Следующим шагом на пути к поставленной цели становится обработка самого шефа. Зная слабость президента к ресторанам, тренер притворяется большим гурманом. Пользуясь застольными контактами, Хайнкес убеждает Санса, что некоторые недоброжелатели хотят использовать его сына в своих политических целях, поэтому лучше будет, если Фернандо подыщет себе другой клуб.

Мастером дворцовых интриг он стал еще в Бильбао, где немец умудрился выйти победителем в схватке с так называемой хунтой директоров. 18 ее членов считали, что в случае необходимости - а она возникает тогда, когда у хозяев поля похожая форма, - надо менять ее на красно-белую. Хайнкес выступил против такого предложения, заявив, что такие вопросы исключительно в его компетенции. После двух побед в гостях "Реала", облаченного в синие футболки, газеты написали: "Немец уложил на лопатки могущественную хунту". Но вскоре директора ополчились на тренера еще больше. Когда они заявили, что ставят перед ним цель - место в Кубке УЕФА, храбрец вновь заартачился: "Вы можете мечтать себе на здоровье, однако любое место ниже десятого я буду расценивать как огромный успех". Когда же в оперном театре Бильбао, во время официальной церемонии, Хайнкес был встречен зрителями лучше самого Ди Стефано, у директоров опустились руки.

Пришлось поработать и с игроками, приученными бывшим тренером из Англии, работавшим здесь многие годы, к старомодному футболу. Преодолел он сопротивление футболистов и в вопросе распорядка дня, что до этого не удавалось никому. Так, ужин с 22 часов был перенесен на 19.30. Как же удалось тогда Хайнкесу обойти сложившуюся традицию? Как выясняется, он пошел на компромисс: в 22 часа игрокам было разрешено легко перекусить и выпить немного вина, а в кроватях им надлежало быть теперь только в 24 часа.

Если верить Хайнкесу, работать в "Реале" - одно удовольствие, у клуба существует благоприятная аура, благодаря которой он воскрес после германских неприятностей: "Мне еще ни разу не доводилось тренировать футболистов в таких шикарных условиях. Чего только стоит медицинское обеспечение. За здоровьем моих воспитанников день и ночь наблюдают четыре врача и три психолога, которые контролируют их состояние и постоянно докладывают мне результаты своих исследований. К нашим услугам медицинский центр, оборудованный по последнему слову техники. После каждой тренировки три специалиста занимаются с футболистами, чтобы у них не было проблем со спиной. Мы летаем только на чартерных самолетах, живем в лучших отелях. Тренировочные поля всегда находятся в идеальном состоянии. Водный массаж, сауна, зал для силовых упражнений - все эти блага мы имеем, если выезжаем, в любой точке Земного шара и самого высокого качества. Конечно, за такую роскошную жизнь от нас ждут и большой отдачи, но, должен признаться, после "Баварии" мне уже ничего не страшно. Если мне удалось остаться в живых после капризного мюнхенского клуба, то теперь я могу работать в любом месте. В менхенгладбахской "Боруссии" я был молод и неопытен. Там я хотел сразу добиться всего. В "Баварии" же заметил, что абсолютно недостаточно хорошо играть, чтобы завоевать титул чемпионов Германии".

Не смущает наставника и то, что главный конкурент - "Барселона" - в этом сезоне укрепил свои ряды лучше, чем мадридцы. "И у меня есть чем похвастаться еще из прошлых времен. Шукер, Роберто Карлос, Зеедорф, Миятович или Рауль - их я бы назвал продолжателями славных традиций Ди Стефано и Пушкаша. С такими ребятами можно горы свернуть. Это настоящие звезды, что видно хотя бы по тому, как они в высшей степени профессионально относятся к своим обязанностям. Мне грех жаловаться на дисциплину. Порой ловлю себя на мысли, что они ведут себя так достойно, словно находятся не в тренировочном лагере, а в церкви". И все же не все так безоблачно, как хочет представить Хайнкес. Хотя бы в случае с его соотечественником Бодо Илльгнером. Было время, что бывший вратарь сборной Германии по прихоти тренера попал на скамью запасных. Он взбунтовался и потребовал дать ему вольную. Тут тренер опомнился, стал убеждать, что всему виной грипп, который свалил голкипера, а он всегда был почитателем его таланта. Опроверг также сообщения о том, что Илльгнер на нервной почве стал сектантом: "Это полнейшая ерунда. Впрочем, я никогда не позволяю себе лезть в личную жизнь своих футболистов".

В Германии, куда Хайнкес периодически возвращается, а затем спасается бегством в Испанию, тренер известен крутым нравом. В свое время он разогнал половину франкфуртского "Айнтрахта", из-за чего возник кризис, приведший к печальным последствиям. До сих пор клуб, подорвавший свою репутацию, не может вернуться в бундеслигу.

Бернд КРАУСС: ТРИ ЧАСА ТРАТИТ НА ОБЕД С ПРЕЗИДЕНТОМ

А вот Бернд Краусс нашел идиллию. В 15 минутах езды от его апартаментов глазам немца открывается милый сердцу морской пейзаж. По пути на тренировку он обязательно должен открыть окна автомобиля и вдыхать полной грудью свежий воздух. "В Испании, - говорит бывший тренер менхенгладбахской "Боруссии", - я ощущаю себя как в раю. С одной стороны горы, похожие на швейцарские или австрийские, а с другой - море и пляжи. Я всегда мечтал пожить в таких живописных местах".

Прежняя жизнь в Германии кажется ему страшным сном. "Как это я так долго собирался, - удивляется он теперь, - медлил, а надо было быстрее бежать из этого ада". Во властных структурах "Боруссии", длительное время готовивших переворот, после его ухода вздохнули с облегчением, но теперь болельщики с ностальгией вспоминают Краусса, под руководством которого их клубу в отличие от сегодняшних дней удавалось держаться на уровне и даже завоевать Кубок Германии. Но призывы фанатов, молящих о помощи, Краусс старается не замечать. "Когда я вижу то, что творится сейчас с моей экс-командой, - говорит беглец, - мне абсолютно не обидно, что пришлось покинуть родные края".

В то время, когда "Боруссия" борется за право остаться в бундеслиге, Краусс наделал шума в высшем испанском дивизионе. Многие годы "Реал Сосьедад" влачил в ней жалкое существование. Немец же вывел басков из глубокого сна, обыграв "Барселону" и мадридский "Реал". Он считает, что испанский чемпионат сильнее немецкого, а его нынешние игроки техничнее прежних. За основу он взял тактику, которую использовал в 1995 году в Германии, когда вместе с "Боруссией" выиграл Кубок страны. Краусс заставляет своих ребят беспрерывно атаковать: "Я подумал, что коль уж я вынужден сидеть на скамье, то надо хотя бы сделать так, чтобы получать удовольствие от увиденного. Поэтому я говорю: пусть лучше будет счет 4:3, чем 1:0. Мы не знали поражений 17 матчей подряд, нас теперь боятся лучшие клубы, людям нравится наш футбол. У нас нет звезд, как, скажем, в "Барселоне", но мы сильны своим командным духом. Как я все-таки рад, что в Германии меня уволили раньше времени".

Сравнение всегда бывает не в пользу его прежней работы. Например, с прежним руководством он не нашел общего языка, а новый хозяин каждый день зовет его к себе обедать. "Пиршество затягивается часа на три", - смеется довольный своей жизнью Краусс, получивший от начальства кредит доверия. Когда лучший его игрок проштрафился, шеф воспринял решение наставника о его переводе в запас как само собой разумеющееся. И не стал вставать на защиту любимца.

В Менхендгладбахе же до сих пор спорят: прав ли был Краусс, когда один раз сделал из Эффенберга резервиста. Всем своим видом немец показывает, что раз и навсегда порвал с "Боруссией". Там он ходил на матчи в спортивном костюме. В Испании появляется на стадионе в рубашке с галстуком. Бывшие его игроки с интересом следят за испанской карьерой своего прежнего начальника. Вратарь Уве Кампс: "Я был в тех краях и понял, что чувствовал бы себя там тоже очень хорошо. Но в чужой стране трудно работать тренером. Когда-нибудь ему надо будет возвращаться".

Такие намеки в "Боруссии" воспринимаются с раздражением. По крайней мере возвращения "испанца" не следует ожидать, пока клубом руководит ярый противник Краусса президент Якобе. Он говорит: "Я рад, что наш "выпускник" добился в Испании успеха, однако требования болельщиков и игроков вернуть все на свои места не выдерживают никакой критики. У нас есть тренер, и его зовут Норберт Майер".

Бернд ШУСТЕР: И ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ

Газета Sport, издающаяся в Барселоне, сообщила, что и Бернд Шустер, тренирующий сейчас кельнскую "Фортуну", со следующего сезона перебирается в испанский клуб. Между тем, когда в 1993-м он после 13 лет, проведенных в Испании, вернулся на Родину, то с пафосом заявил: "Я здесь, так как хочу, чтобы мои четверо детей почувствовали себя настоящими немцами. Я хочу жить счастливо, а это возможно только на моей родине, где царит порядок и все прекрасно организовано. Если кто-то думает, что после "Барселоны", "Реала" или "Атлетико" мне в бундеслиге будет играть неинтересно, то он ошибается. В последнее время блеск испанского футбола для меня потускнел".

Но вернувшись. Шустер тут же отгородился от родины высоким забором, злыми собаками и отрядом вооруженных стражников: "В окрестностях своих владений я вижу людей, которым, видимо, нечего делать. У них слишком много свободного времени, поэтому они могут совершить какую-нибудь глупость". Были и другие причины для создания собственной крепости. Шустер стал таким осторожным, потому что жена приучила мужа к мысли, что все знакомые только и хотят обмануть его. Габи еще в Испании внушила супругу, что он слишком добродушен и провинциален, поэтому она должна заботиться о семье.

Надо сказать, что женитьба Шустера на этой женщине вызвала в футбольных кругах шок. Бывшая фотомодель, которая на шесть лет старше своего супруга, взяла в руки все его дела. Еще в Испании она закрыла двери дома для друзей, не давала переписываться мужу с родными. Без согласия жены Шустер не мог поставить подписи ни под одним документом. Габи обратила мягкотелого футболиста и в свою веру. Она увлекла его учением Мэри Баейкера Эдди, создавшую сто лет назад религиозную секту "Ученые христиане". Ее члены убеждены, что во время болезней люди не должны принимать лекарства. В Германии веру, которой поклоняется Шустер, не жалуют. А когда он играл в "Байере", над ним вообще потешались, так как эта команда принадлежит лекарственному концерну.

Еще в Мадриде у Шустера возникли проблемы с руководством "Атлетико", которые были недовольны тем, что во время болезней и травм он не лечится медикаментами, а это значительно замедляет процесс выздоровления. Игнорировал он и врачей в Леверкузене, продолжая твердить, что все в руках Всевышнего, только он имеет право исцелять грешников. Другой причиной для возвращения в Испанию, откуда Шустер на родину привез породистых рысаков, являются его суд с "Байером", откуда его с позором выгнали, а также не слишком обнадеживающие результаты "Фортуны". Приглашая Шустера, руководство клуба надеялось, что его имя привлечет на стадион зрителей, однако этого не произошло. Их стало еще меньше. В "Барселоне" же, как известно, трибуны не пустуют. Стоит поторопиться еще и потому, что пока испанцы не забыли своего белокурого идола, про которого они говорили: "Такие точные пасы с 40 метров не может делать человек, они слишком нереальные, чтобы принадлежать земному существу". Представляю, как будет доволен и некий господин Луна, который защитил диссертацию на тему: "Шустер и его удивительные пасы" и который делал все возможное, чтобы его кумир остался в Испании.

Борис ТОСУНЯН