Газета Спорт-Экспресс от 13 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

14 ноября 1997

14 ноября 1997 | Теннис

ТЕННИС от "СЭ"

№ 3. Ноябрь '97

Евгении КАФЕЛЬНИКОВ

ПОБЕДА - ВСЕГДА КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ ЛЕТОМ

ДОСЬЕ "СЭ"

Евгений КАФЕЛЬНИКОВ

Родился 18 февраля 1974 года в Сочи. Живет в Сочи.

Профессионал с 1992 года.

Рост - 190 см. Вес - 81 кг. Правша.

Наивысшее место в рейтинге АТР в одиночном разряде - 3-е (впервые - 4 ноября 1994 года).

Рейтинг по годам:

1992 - 314

1993 - 104

1994 - 11

1995 - 6

1996 - 3

Сейчас - 6-я ракетка мира

Наивысшее место в рейтинге АТР в парном разряде - 5-е (впервые - 24 июня 1996 года). Сейчас в паре с Даниэлем Вацеком занимает 3-е место.

Чемпион "Ролан Гаррос" (1996) в одиночном разряде.

14 титулов АТР в одиночном разряде:

1994(3) - Аделаида, Копенгаген, Лонг-Айленд.

1995(4) - Милан, Санкт-Петербург, Гштаад, Лонг-Айленд.

1996(4) - Аделаида, Прага, "Ролан Гаррос", Лион.

1997(3) - Галле, Нью-Хейвен, Москва.

Чемпион "Ролан Гаррос" (1996-1997) и US Ореп-97 в паре.

За карьеру заработал 8 214 741 долларов, из них 1 817 757 - в 1997 году.

Тренер - Анатолий Лепешин.

КАФЕЛЬНИКОВ НА ТУРНИРАХ "БОЛЬШОГО ШЛЕМА" (Одиночный разряд)

97

96

95

94

93

Australian Open

-

1/4

1/4

1/32

-

"Ролан Гаррос"

1/4

П

1/2

1/16

1/32

Уимблдон

t/8

1/64

1/4

1/16

-

US Open

1/32

-

1/16

1/8

-

1992 год. Выиграл Свой первый матч в турнире АТР в Москве.

1994.Завершил год в первой двадцатке в одиночном и парном разрядах. Выиграл первый турнир АТР в Аделаиде. В составе российской команды вышел в финал Кубка Дэвиса.

1995.Единственный теннисист АТР, которому в течение года удалось выиграть по четыре титула в одиночном и парном разрядах. Первый из российских теннисистов, вошедший в десятку лучших игроков АТР. Первый после Эмилио Санчеса (1990) игрок, завершивший год в первой десятке в одиночном и в парном рейтингах. Второй раз в составе российской команды вышел в финал Кубка Дэвиса. Показал себя весьма разносторонним игроком, выиграв титулы АТР на трех различных видах покрытия (ковер, грунт, хард). Стал первым россиянином, квалифицировавшимся на чемпионат мира АТР.

1996.Выиграл "Ролан Гаррос" в одиночном и парном разрядах, что до этого удавалось только Кену Розуоллу в 1968 году. Стал первым после Джона Макинроя (1989) игроком, закончившим год в пятерке лучших в одиночном и парном разрядах. Стал вторым после Ивана Лендла (1981 - 1982) игроком, сыгравшим за сезон более 100 матчей в одиночном разряде, и первым, дошедшим до финала на всех типах покрытий (ковер, грунт, хард, трава).

1997.В третий раз подряд стал участником чемпионата мира АТР.

Турнирный день теннисиста, тем более если он помимо одиночки играет еще и пару, забит настолько, что уделить время каждому желающему поговорить с ним журналисту у него просто нет возможности. К тому же Евгений во время соревнований так сильно концентрируется на предстоящих играх, что у него практически нет резерва энергии для общения с прессой. Поэтому перед вами - не эксклюзивное интервью с победителем "Кубка Кремля"-97, а стенограмма послематчевых пресс-конференций, на которых Кафельников необычно для него подробно и откровенно отвечал на вопросы репортеров. Благодаря этому, на мой взгляд, она представляет не меньший интерес, чем иная приватная беседа.

-Евгений, вы сказали, что если выиграете "Кубок Кремля", то будете на седьмом небе от счастья. Ну и как там?

- Полная гармония желаний и возможностей! Но длится пребывание там, увы, всего лишь миг. Приходится возвращаться на землю. Ведь мне теперь предстоит вступать в борьбу на чемпионате мира АТР в Ганновере.

-Что вам хочется после победы - любить весь мир, праздновать успех в шумных компаниях или, наоборот, уединиться?

- Безусловно, уединиться.

-Это уже седьмой ваш "Кубок Кремля". Что для вас было важнее - наконец-то выиграть его или получить путевку на чемпионат мира, которую вам обеспечивала победа в "Олимпийском"?

- И то, и другое было одинаково важно, поскольку в случае успеха осуществлялись сразу две заветные мечты.

-Что, на ваш взгляд, ждет вас в Ганновере?

- На сей раз в чемпионате участвуют в целом не такие сильные игроки, как в предыдущие два года. Бывало, что мне в подгруппе попадались сразу и Сампрас, и Беккер, и Агасси. Теперь же, думаю, у меня больше шансов, и я очень постараюсь их использовать.

-Действительно, в Ганновер в этом году приедут сразу четыре дебютанта чемпионата мира: Карлос Мойя, Патрик Рафтер, Грег Руседски и Йонас Бьоркман. Что можете сказать о них?

- Эти ребята достаточно хорошо зарекомендовали себя в нынешнем сезоне: выигрывали турниры АТР, Рафтер победил на US Open, Мойя дошел до финала на Открытом чемпионате Австралии. Но они все равно не так пока опасны, как Пит Сампрас и Майкл Чанг, которых я считаю своими основными конкурентами. Ну а главный фаворит, конечно, Сампрас.

-Он уже пятый год подряд становится лучшим в мире. В чем, по-вашему, причина такой стабильности?

- У Пита, как и у всех, есть недостатки в игре. Но он обладает поразительной уверенностью в себе. На корте его чрезвычайно трудно заставить колебаться, усомниться в своих силах.

-Участие в чемпионате мира дает вам возможность для самоутверждения?

- Да! То, что я буду выступать на нем в третий раз подряд, является для меня огромной психологической поддержкой. Теперь уже очевидно, что Кафельников - не случайный человек в теннисном мире. Ведь далеко не все игроки мирового класса удостаиваются такой чести.

-Считаете это наградой за тяжкий труд?

- Совсем недавно в глубине души я полагал, что мои результаты в этом сезоне не заслуживают поездки в Ганновер. Однако победа в "Кубке Кремля" развеяла мои сомнения.

-Сомнения в чем?

- По натуре я пессимист. Когда проигрываю, то мне начинает казаться, будто я абсолютно не умею играть в теннис, что все остальные - сильнее меня. Хотя Анатолий Александрович (тренер Кафельникова А.А. Лепешин. - Е.Р.) все время убеждает меня в обратном, говорит, что у меня есть и удар слева, и подача и что двигаюсь я нормально. И все равно я до последнего не верил, что смогу добиться высоких результатов, выиграю турнир "Большого шлема".

-Что для вас важнее - показать хороший, красивый теннис или победить независимо от качества игры?

- Знаете, как говорят в Америке про баскетболистов? Темнокожие игроки любят сыграть красиво, а белым главное забить мяч в кольцо. Я тоже белый, и для меня тоже неважно, как я буду играть, - лишь бы победить.

-В начале турнира вы нацеливали себя на высокий результат не только в паре, но и в одиночке?

- Нет, единственной задачей была победа в одиночном разряде. В паре мы с Даниэлем Вацеком выиграли в этом году два турнира "Большого шлема" и удовлетворили свои амбиции. Поэтому в Москве я играл пару больше ради тренировки - отрабатывал подачу, прием.

-Кстати, почему вы с Вацеком не собираетесь участвовать в парном чемпионате мира - вы же обеспечили себя право выступить на нем?

- У Даниэля со дня на день должен родиться ребенок, вот мы и решили, что для нас обоих лучше будет отказаться от участия в этом чемпионате - нервы целее будут. И потом, уж больно далеко лететь - в Хартфорд, в Америку. Проходи чемпионат в Европе, может, и сыграли бы.

-В последнее время вас замучили травмы: то колено, то мизинец на правой руке. А как сейчас дела со здоровьем?

- Про колено не вспоминаю. Я специально укреплял группы мышц, которые могли бы компенсировать больные связки. Что же касается руки... Видите эти шрамы? - Женя показал правую ладонь, на которой синели два аккуратных рубца. - Две операции было. Сейчас, слава Богу, все нормально.

-Вы говорили, что намерены серьезно пересмотреть расписание своих турниров на будущий год. В чем это будет заключаться?

- В том, что если я буду играть хорошо в начале сезона, наберу достаточно рейтинговых очков и создам запас прочности, то ограничу себя в выступлениях, сосредоточусь на турнирах "Большого шлема" и Кубке Дэвиса. То же самое и в паре: станем выигрывать - будем играть меньше.

-А если начало года окажется не слишком удачным?

- Пока не решил, что буду делать в этом случае.

-Этот сезон был для вас трудным, из-за травмы вы не играли почти четыре месяца. Что помогло преодолеть все напасти?

- Наверное, опыт, накопившийся за пять лет профессиональной карьеры. Только благодаря ему я не потерял то, что мог потерять в моей ситуации новичок, и сумел вернуться на прежние позиции.

-Теперь вас все поздравляют, вы снова в десятке сильнейших, попали на чемпионат мира. А тогда, наверное, вокруг вас образовался вакуум?

- Я его сам создал. У меня был стресс, и я не хотел ни с кем общаться. С одной стороны, был рад, что на время избавлен от турнирной суеты. А с другой, когда видел по телевизору теннис, особенно полуфинальные матчи, финальные, то скучал по родному делу. В то время со мной были только мои родители и тренер. Они мне здорово помогли.

-Многие специалисты называют вас самым перспективным игроком первой десятки, но при этом оговариваются, что победы придут к вам, если вы станете более устойчивы психологически. Не собираетесь поработать с профессиональным психологом?

- Нет. Я сам себе хороший психолог. Знаю свои слабые и сильные стороны и постараюсь самостоятельно нейтрализовать слабые.

-Чем можно объяснить ваши проигрыши молодым немецким теннисистам Никласу Киферу в 1/8 Уимблдона и Томми Хаасу месяц назад в Лионе?

- Я не ищу оправданий, но хочу сказать, что встречался с ними в неблагоприятный для себя период. К тому же оба парня талантливы. Если будут правильно и добросовестно относиться к делу, то их ждет большое будущее.

-А вы могли бы смоделировать игрока XXI века?

- Недавно провели эксперимент: Филиппоуссису дали деревянную ракетку, так он подал ею с такой же силой, как и графитовой. Так что в следующем веке, думаю, скорости будут намного выше. Но теннис от этого не потеряет зрелищности. Напротив, станет более привлекательным. Теннисисты будут физически так развиты, что успеют за любым мячом. Поэтому зрителям скучать не придется.

-Во время матча вы нередко обмениваетесь с тренером какими-то жестами. Это помогает?

- Мы так долго знаем друг друга, что я и по одному его взгляду понимаю, о чем он хочет мне сказать. Но иногда случается, что старается мне что-то объяснить, а я не контролирую себя, у меня словно черная стена перед глазами - ничего не вижу. Наверное, в такие моменты я и бываю непредсказуем.

-А что мешает вам стабильно выступать за команду в Кубке Дэвиса?

- У нас в России сейчас нет больше никого, кто входил хотя бы в двадцатку, кто мог бы поддержать лидера. Дай Бог, чтобы в ближайшем будущем Марат Сафин вырос в достойного игрока.

-Ваш друг Андрей Медведев играл в "Кубке Кремля" в 1990 и 1991 годах. А почему его не было в Москве сейчас?

- В последние три года Андрей играет не так, как хотел бы. Ухудшился его рейтинг, он потерял уверенность в себе. Наверное, не хочет разочаровывать публику. Что ж, я его понимаю.

-Раньше ближе к концу сезона вы всегда жаловались на усталость. А как чувствуете себя сейчас?

- Тоже устал. Но что делать? Такова наша жизнь.

-Где вы собираетесь отдыхать и каким турниром откроете следующий сезон?

- С отпуском еще не определился окончательно, но точно проведу его в Европе. А играть начну в Дохе, в Катаре, хотя до этого традиционно стартовал в австралийской Аделаиде, где мне посчастливилось выиграть свой первый турнир АТР. Однако после того, как в прошлом январе я проиграл там в первом же круге, решил попробовать что-нибудь новенькое. Вдруг в Дохе мне больше повезет.

-Выиграв очко, вы часто подаете тем же мячиком, который принес вам удачу. Это ваша примета?

- Да, но она теперь уже не главная. В последнее время заметил, что срабатывает другая примета, однако говорить о ней не хочу.

-Говорят, что вы болеете за клуб НХЛ "Детройт Ред Уингз". У вас там есть друзья?

- Близко знаю Сергея Федорова, который часто бывает на теннисных турнирах.

Многие теннисисты приезжают на соревнования с родителями, женами. А ваши родители бывают с вами на турнирах?

- В прошлом году на чемпионате мира со мной был отец. В Москву приезжали мама и сестра. Но ведь когда с тобой рядом родные люди, им надо уделять внимание. А у меня каждая минута на вес золота - я все свободное от игр время использую для восстановления. Поэтому на турнирах для меня важно как можно больше быть одному.

-А когда вы влюблены, это помогает вам побеждать?

- Да, и очень сильно.

-В таком случае в личной жизни у вас не ожидается перемен?

- Может, даже в ближайшем будущем.

-Вы - удачливый человек?

- Удача - такая вещь, что сегодня она есть, а завтра... Надеюсь, меня удача больше не покинет, однако надеяться только на нее нельзя. Необходимо иметь запас прочности, который ты мог бы использовать, играя с равным соперником, когда побеждает тот, у кого крепче нервы, лучше психологическая устойчивость.

-Вы задумывались, чем будете заниматься по окончании карьеры игрока?

- Еще рано. Но наверняка буду по-прежнему связан с теннисом. Возможно, стану тренером, если смогу вобрать в себя, а потом передать другим все то, чему меня учит Анатолий Александрович.

-Как по-вашему, можно спланировать победу?

- Ой, нет! Она - всегда как снег на голову летом. Если Бог даст, значит, выиграешь.

-Тогда дай Бог вам снег на голову в Ганновере.

Елена РЕРИХ