Газета Спорт-Экспресс от 13 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

13 ноября 1997

13 ноября 1997 | Теннис

ТЕННИС от "СЭ"

№ 3. Ноябрь '97

Наталья ЗВЕРЕВА

В АМЕРИКЕ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НЕ АМЕРИКАНКОЙ, А РУССКОЙ ИЗ БЕЛОРУССИИ

ДОСЬЕ "СЭ"

Наталья ЗВЕРЕВА

Родилась 16 апреля 1971 года в Минске.

Профессионал с 1988 года.

Фи на листка "Ролан Гаррос" (1988) в одиночном разряде.

18 побед на турнирах "Большого шлема" в парном разряде, 2 - в миксте.

За карьеру заработала 6 072 386 долларов призовых.

ВСЕ ТИТУЛЫ ЗВЕРЕВОЙ

Одиночный разряд (3). 1990 (2) - Брисбен, Сидней. 1994 (1) - Чикаго. Парный разряд (68).

1988(2) - Индианаполис, Бирмингем (оба - с Савченко).

1989(5) - "Ролан Гаррос", Чикаго, Амелия-Айленд, Бирмингем, Москва (все - с Савченко-Нейланд).

1990(3) - Бирмингем, Истборн, Орландо (все - с Савченко-Нейланд).

1991(9) - Уимблдон, Бока-Рэтон, Берлин, Истборн, Торонто, Лос-Анджелес (все - с Савченко-Нейланд), US Open, Брайтон (оба - со Шрайвер), Хилтон-Хед (с Коде-Килш).

1992(9) - "Ролан Гаррос", Уимблдон, US Open, Окленд, Филадельфия (все - с Дж.Фернандес), Бока-Рэтон (с Савченко-Нейланд), Цюрих (с Суковой), Хилтон-Хед, Амелия-Айленд (с Санчес).

1993(11) - Australian Open, "Ролан Гаррос", Уимблдон, чемпионат мира WTA, Делрэй-Бич, Уэсли-Чапел, Хилтон-Хед, Берлин, Истборн, Лейпциг, Фильдерштадт (все - с Дж.Фернандес).

1994(11) - Australian Open, "Ролан Гаррос", Уимблдон, чемпионат мира WTA, Ки-Бискейн, Чикаго, Рим, Берлин, Истборн, Фильдерштадт, Филадельфия (все - с Дж. Фернандес).

1995(7) - "Ролан Гаррос", US Open, Токио, Рим, Сан-Диего, Лос-Анджелес, Фильдерштадт (все - с Дж.Фернандес).

1996(3) - US Open, Токио (оба - с Дж. Фернандес), Лос-Анджелес (с Дэвенпорт).

1997(8) - Australian Open (с Хингис), "Ролан Гаррос", Уимблдон (оба - с Дж. Фернандес), Токио, Индиан-Уэллс (оба - с Дэвенпорт), Ки-Бискейн, Москва (оба - с Санчес), Страсбург (с Суковой).

Микст (2).

1990 (1) - Australian Open (с Пью).

1995 (1) - Australian Open (с Личем).

- Сколько лет, сколько зим! - ахнула я, увидев Наташу в Олимпийском.

- Да уж лет 5-6 не была в Москве.

-Небось, ехали с опаской? А может, с любопытством?

- Опасение никогда не помешает. Но и без любопытства не обошлось. Мне столько рассказывали, как красиво стало в городе, как Лужков его обустроил, покрасил, почистил. Очень хотелось посмотреть.

-И каково впечатление?

- Вечером, когда буквально минут на 20 выехала в центр, была просто ошеломлена. Так красиво!

-А в Минске успели побывать?

- Да. Но там не такие большие перемены. Да и бываю я в Минске чаще, чем в Москве.

-Президент Лукашенко не приглашал вас играть в теннис? Сейчас это модно.

- Знаю, что он увлекается теннисом. Дал деньги на реконструкцию Дворца тенниса в Минске, за что спасибо ему большое. Но я, как говорят американцы, люблю низкий профиль. Кроме моих родителей, семьи брата и нескольких друзей никто не знает, что я приезжаю в Минск.

-Вы уже давно варитесь в котле WTA-Tour. Что представляет собой мир профессионального тенниса?

- Жизнь там я ни в коей мере не считаю легкой. Нужно быть человеком очень стойким, не поддаваться влиянию каких-то посторонних личностей. Ведь в теннисе очень много людей, которые умышленно или неумышленно стараются сбить тебя с прямой дороги. Особенно трудно молодым игрокам, которые только входят в этот мир.

-Что бы вы могли им посоветовать?

- Наверное, самое главное - хотя это трудно - найти людей, которые будут тебя любить и уважать независимо от твоих результатов на корте. А на это, как правило, способны только родители. Так что надо искать поддержку в семье. Можно, конечно, полагаться на друзей, но это все-таки не совсем то.

-А сами вы менялись за эти годы?

- Мне повезло, потому что я была под опекой моего папы, который за мной следил и как отец, и как тренер. Я благодарна ему за то, что мне удалось так естественно вжиться в эту среду. Мне было не так трудно, как многим молодым теннисисткам. Возможно, влияние отца уберегло меня от многих ошибок.

-Когда игрок только начинает карьеру, у него есть амбиции - войти в десятку, стать лучшим в мире. Но со временем от былых честолюбивых планов мало что остается. Почему это происходит?

- Наверное, вам покажется это смешным, но у меня никогда таких амбиций не было. С 7 лет я просто играла в теннис. И только лет в 10-12, когда я уже проводила на корте по 5-6 часов, да еще часа два бегала кросс, до меня стало доходить, что я занимаюсь серьезной работой. А такого, чтобы отец говорил мне: мы с тобой ставим цель попасть в десятку лучших, никогда не было.

-Сейчас вам не хочется стать первой?

- Не скажу, что очень уж этого хочу, но попасть снова в десятку было бы неплохо. Однако я уже прекрасно понимаю, сколько для этого надо работать. А мне ведь уже далеко не 15 лет, и поддерживать форму стало гораздо труднее.

-Как получилось, что главной у вас стала парная игра?

- Это тоже вышло совершенно естественно. Я никаких усилий к этому не прикладывала, никогда не тренировала пару. Напротив, все время тренируюсь как одиночница. Только ради развлечения могу на тренировке сыграть пару с детьми из клуба.

-Не кажется ли вам, что вы все же лучший парный игрок последнего десятилетия, хотя, как только что сказали, и не прилагали к этому усилий?

- Нет, я так не думаю. Хотя бы двух человек, в первую очередь Мартину Навратилову, можно поставить впереди. Ну и еще рядом со мной несколько теннисисток.

-Что такое пара в теннисе?

- Парная комбинация - это уже ближе к футболу. Это команда, хотя в ней всего два человека. По крайней мере, для меня это так. В этой команде может быть лидер, может быть два лидера, а может и вообще не быть ни одного.

-Сколько у вас было партнерш, с которыми вы с удовольствием играли?

- Три - четыре. Самая приятная - Джиджи Фернандес. Мы с ней 5 лет были вместе.

-А почему расстались?

- Меня не устраивали наши результаты. И потом она уже заканчивает играть.

-Как долго можно выдерживать друг друга? Ведь женщины очень капризны.

- Да, женские отношения гораздо сложнее, чем мужские. Для того чтобы долго продержаться вместе, надо изнутри у себя что-то такое выуживать и вкладывать в игру.

-Что же все-таки ведет к распаду дуэта?

- Одну причину я уже назвала - результат, вернее, его отсутствие. А вторая - ссоры на площадке или вне ее.

-Почему на "Кубке Кремля" вы играли с Арантой Санчес, а не объединились со своей старой партнершей Ларисой Савченко-Нейланд?

- С Ларисой я играла очень давно. Это была инициатива Ольги Васильевны Мироновой. Она создавала олимпийскую команду из нас. Наверное, тогда я и стала парным игроком. А еще раньше я играла с Наташей Медведевой. У нас были очень хорошие результаты на юниорских турнирах. Потом играла с Лейлой Месхи и только затем с Ларисой. А сейчас у нее своя партнерша, с которой она играет уже год.

-В последнее время вы обосновались в США. Сумели освоить американский образ жизни или живете по-своему?

- Я легко привыкаю к любому обществу. В Америке же я чувствую себя в большей безопасности, чем в Минске. Там люди спокойнее относятся к чужому успеху, к деньгам, которые есть у их соседей.

-Говорят, что вы там вышли замуж?

- Нет, я просто встречаюсь с парнем, американцем. Его зовут Скотт. Он тоже теннисист.

-Знаю, что вы в свое время усиленно изучали английский. Теперь говорите совершенно свободно, без акцента?

- Мои друзья американцы говорят, что у меня совсем нет акцента. Но я сама иногда его замечаю.

-А кем вы себя в Америке чувствуете?

- По национальности я русская, но живу в Белоруссии. Поэтому считаю себя русской из Белоруссии, а американкой - ни в коей мере.

-А тоска по родине вас не гложет?

- Очень люблю сходить в русский ресторан поесть чего-нибудь русского. А еще в Лос-Анджелесе немало русских продуктовых магазинов, я всегда там запасаюсь провизией. В Западном Голливуде есть пекарня, называется "Ереван - Тбилиси". Там продают лепешки, сулугуни, хачапури, чебуреки... Я туда еду, закупаю сразу много всего разного и потом пичкаю своих друзей.

-Какие-то новые привычки приобрели в Америке?

- Я не стараюсь что-то брать от них. Мне достаточно своей жизненной школы.

-У вас богатый теннисный опыт. Не хотели бы им с кем-нибудь поделиться?

- Думаю, что для этого человек должен быть сильно мотивирован. Привлекать могут либо большие деньги, либо желание творить добро. Если найду кого-то, с кем мне понравится работать, буду тренировать. Если кто-то меня захочет нанять как тренера, - пожалуйста, нанимайте. Вот только писать я никогда не пробовала, так что с мемуарами вряд ли что получится.

-Об окончании карьеры пока не подумываете? К.

- Нет еще. И чем буду конкретно заниматься в будущем, не знаю. Я человек разносторонний. Меня все интересует. Что под руку подвернется, то и попробую. Хочу путешествовать, одна или с компаньоном - все равно.

-Лет 10 назад вы сказали, что как только заработаете миллион долларов, откроете в Минске спортшколу.

- Когда это я такое говорила?!

-Ну было, было. Но я сейчас не об этом. Я хочу спросить, вы какие-то благотворительные акции в Белоруссии проводите?

- Пока недостаточно. Если и решу сделать что-то серьезное, то только после того, как закончу играть. И сознаю, как важно иметь имя, чтобы потом им воспользоваться. Сейчас у меня просто нет времени чем-то заниматься в Минске. А тем людям, которые обращались ко мне с предложениями делать что-то от моего имени, я не могу просто так взять и отдать деньги, не доверяю.

-Ну а тот свой смелый шаг, который вы сделали еще в детском возрасте и который повернул всю вашу жизнь, вы, конечно, помните? Я имею в виду ваш отказ отдавать призовые деньги в кассу Госкомспорта. Приходилось ли вам делать что-либо подобное позже?

- Это мой отец начал тогда борьбу с Госкомспортом. Я стояла за его спиной, мне было намного легче. Думаю, что вторым таким серьезным шагом был мой переезд из родительского дома, когда я стала жить самостоятельно.

-И отказ от услуг отца как тренера?

- Да, и это тоже. Второе было сделать гораздо труднее, чем переехать на новое место жительства.

-С тех пор, как вы расстались с отцом, ваши отношения изменились?

- Если говорить об отношениях между дочерью и отцом, то они стали значительно лучше.

-Мы так давно не виделись, что у нас невольно получается какой-то вечер воспоминаний. Так вот, я помню, как на Australian Open-95 на стадион вдруг обрушился тропический ливень, и вы, выскочив на корт, начали отплясывать там по колено в воде. Вы склонны к экстравагантным поступкам, к эпатажу?

- В общем-то, да. Но с годами человек остывает, становится спокойнее.

-Кто вас сейчас тренирует?

- Я ищу тренера по физподготовке. Надеюсь, в конце ноября найду и весь декабрь отработаю с ним.

-А с кем вы приехали в Москву?

- Со спарринг-партнером. Он из Минска, выступает еще за юниоров. Я с ним часто тренируюсь.

-Вы полностью раскрылись в теннисе или остался резерв?

- Думаю, кое-что еще есть. Я все время взвешиваю многочисленные "за" и "против", когда думаю о том, стоит ли серьезно тренироваться. Если честно, то еще совсем недавно мне было лень пахать до изнеможения. А сейчас; захотелось попробовать поработать серьезно. Если в теннисе не получится, то хотя бы тут (Наташа похлопала себя по бедрам. - Е.Р.) будет получше. В проигрыше все равно не останусь.

- Препятствий к этому нет?

- Практически целый год я прожила без серьезных травм. Только на турнире в Цюрихе плечо заболело. Конец сезона и покрытие было быстрое, вот и выявилась недостаточная подготовка плечевого пояса.

-До сих пор говорят, что проигрыш Граф в финале "Ролан Гаррос"-88 под ноль в двух сетах вас сильно подкосил. Мол, не будь его, вы бы достигли гораздо большего. Это так?

- Меня многие почему-то спрашивают об этом. Но у меня о той игре никаких негативных воспоминаний не осталось. Я поплакала немного и через два дня все забыла.

-Если бы вам пришлось начинать сначала, снова выбрали бы теннис?

После долгой паузы Наташа ответила:

- Не могу сказать, что не выбрала бы.

Елена РЕРИХ