Газета Спорт-Экспресс от 5 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

5 декабря 1996

5 декабря 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

СЕЗОН-97 ЗАКОНЧИТСЯ В ЕВРОПЕ

Пожалуй, именно это и является главным сюрпризом опубликованного 2 декабря в Париже официального календаря 48-го чемпионата мира. Финальным в списке из шестнадцати "Гран-при" стоит португальский этап. Последний раз элита "Формулы-1" заканчивала сезон в Европе - и тоже в Португалии - в 1984 году: тогда на автодроме Эшторила решался вопрос, кому из двух пилотов "Макларена", Алену Просту или Ники Лауде, подниматься на формулический трон. Следующие двенадцать лет финал "Формулы" приходился на "выездные гастроли" - одиннадцать лет сезон завершался в Австралии, а в этом году местом финала стала японская Сузука. Сезон-97 элита автоспорта снова будет заканчивать в Европе (на недавнем картинговой турнире в парижском "Берси" развеселый Джонни Херберт со смехом спрашивал португальца Педро Лами: "Слушай, у вас в октябре снег бывает?" И тут же принимался выяснять у стоявшего через проход возле своего карта Михаэля Шумахера: "Михаэль, ты умеешь водить "Феррари" по льду?" - Прим. O.Л.).

В предварительном варианте календаря "Гран-при Португалии" стоял там же, где обычно, - через две недели после гонки в итальянской Монце. Перенесли же этап на месяц позже по одной простой причине. Вы ведь не забыли, что в следующем году "Формулу-1" покидает фирма "Рено", чьи двигатели - основное слагаемое уникального успеха "Уильямса" и (отчасти) "Бенеттона". Именно ради того, чтобы французы из "Рено" смогли как следует отметить это событие, и решено завершить сезон в Европе. В какой-то момент в FIA даже дискутировался вопрос о временном введении в календарь второго "Гран-при Франции" - на "Поль Рикаре" в Ле Кастелле, - которым в честь "Рено" хотели завершить сезон. Но, как видите, нашли иной компромисс.

Те журналисты, пишущие о "Формуле-1", которые поспешили в августе уходящего года распрощаться с венгерским этапом, попали впросак, ибо, как не раз напоминал "СЭ", контракт между австрийскими владельцами "Хунгароринга", кабинетом министров Венгрии и FOCA на проведение "Гран-при Венгрии" в Будапеште действителен до 1999 года включительно.

Есть и еще одно отличие нынешнего календаря от того предварительного варианта, который был опубликован в конце минувшего лета. А именно - отсутствие в нем гонки на Нюрбургринге. Конечно, Германия сейчас по вполне понятным причинам переживает настоящий автогоночный бум, и наличие в программе чемпионата двух немецких этапов с экономической (превалирующей нынче в "Ф-1") точки зрения более чем оправдано. Но, видимо, даже для главного финансиста "Формулы" Берни Экклстоуна оказалось достаточно немецкого присутствия: швейцарская (немецкоязычная) команда "Заубер", немецкий двигатель "Мерседес", немецкий табачный спонсор "Вест" (не говоря уж о нескольких пивных баварских фирмах), три призовых немецких гонщика (два Шумахера плюс Френтцен) и один тестовый (Мюллер), да еще три (не читая Хоккенхайма) этапа с немецким оттенком, венгерский, бельгийский и австрийский, - этого в самом деле хватит.

Одновременно с календарем штаб-квартира FIA опубликовала и первый официальный заявочный лист команд - участниц будущего чемпионата. Конюшен, подавших официальные заявки, дюжина. Как вы, наверное, уже заметили, отсутствует итальянская "Форти", угодившая в финансовый кризис в середине лета уходящего года. Хотя владелец команды Гвидо Форти по-прежнему просит не списывать его детище в утиль: как сообщают английские коллеги, он обещает в ближайшее время решить все вопросы спонсирования команды и выйти на старт 48-го чемпионата. Вот только незадача - поскольку в первой официальной заявке "Форти" не значится, ее судьбу в чемпионате-97 должен будет решить специальный совет. Напомню на всякий случай, что Гвидо Форти - в числе тех патронов, кто подписал так называемый Договор согласия, в законодательном порядке дающий всем признавшим этот документ командам гарантию (!) пятилетнего участия в чемпионатах мира.

В списке пилотов, который в понедельник вечером распространили мировые информационные агентства, значилось шесть вакантных мест. Одно из них - место второго пилота "Лижье" - оказалось заполненным через сутки после публикации заявки. Как и ожидалось, партнером Оливье Паниса в будущем году станет протеже "Мюген/Хоцды" 25-летний Синдзи Накано, трижды в минувшем сезоне поднимавшийся на подиумы японского чемпионата "Формулы-3000". Уроженец Осаки уже успел намотать на новенький "Лижье" JS43 более тысячи тестовых километров, после чего босс команды Флазио Бриаторе сказал: "Тесты Синдзи в Японии, Испании и на юге Франции позволили нам вполне оцепить его потенциал. Мы очень быстро поняли, что он созрел для "Формулы-1". Кроме имени второго пилота "Лижье" назвала и имя своего поставщика резины на будущий год - им стала японская фирма "Бриджстоун". Таким образом, на счету японцев уже три уведенных у недавнего монополиста "Гудьир" клиента - "Эрроуз", "Минарди" и "Лижье". По слухам, к ним готовы присоединиться Петер Заубер, Кен Тиррелл и Джекки Стюарт со своими командами. Объяснение этому феномену довольно простое. Дело в том, что на "резиновых" тестах на Сузуке, проходивших сразу после "Гран-при Японии", бразилец Риккардо Россет на "Эрроузе" сразу на четыре (!) секунды превзошел свое же квалификационное время, показанное, естественно, на резине "Гудьир".

Таким образом, инкогнито остаются пока второй пилот "Джордана" и пары "Минарди" и "Лолы". После более чем успешных тестов француза Жана-Кристофа Буллиона, экс-тестера "Уильямса", на "Джордане" внезапно возникла еще одна кандидатура на это место - якобы за руль машины Эдди Джордана не прочь усесться сам Найджел Мэнселл! Это пока - только слухи, однако благодаря их появлению Буллион остается в подвешенном состоянии, равно как и Мартин Брандл, которому, опять же по слухам, Эдди Джордан официально предложил в своей команде роль Алена Проста в "Макларене".

На два места в "Минарди" претендентов аж трое - восходящая звезда итальянских гонок Джанкарло Фисикелла, восходящая звезда бразильских гонок Тарсо Маркет и Юкио Катаяма, оказавшийся не у дел после того, как Кен Тиррелл назвал партнером Мики Сало в будущем году Йоса Ферстаппена, которого по-прежнему спонсирует фирма "Филипс". Кроме того, в распоряжении конюшни дядюшки Кена - новая версия восьмицилиндрового "Форда" - спецификация ED4, тестируя которую, пилот "Минарди" Педро Лами, к примеру, превосходил самого себя от 0,7 до целой секунды на круге! Сочетание Сало - Ферстаппен - "Форд" ED4 дало мистеру Тирреллу повод сказать: "Теперь мы имеем все ключевые компоненты для того, чтобы в будущем году добиться настоящего успеха". Так что Кен Тиррелл может со спокойной душой готовиться к наступающему сезону, а вот Джанкарло Минарди и его акционерам (в том числе Бриаторе и экс-пилоту "Ф-1" Сандро Наннини) еще предстоит разрешить головоломку - как усадить в две машины троих гонщиков. Тем более что в "Минарди" намереваются прикармливать и еще одного талантливого пацана - 17-летнего аргентинца Эстебана Туеро. На тестах "Минарди" в Фиорано, в которых вместе с ним участвовали два первых призера итальянской "Формулы-3", 25-летние Андреса Больдрини и Жоао Барбоса, аргентинец "привез" обоим европейцам больше полутора секунд на круге, чем произвел неизгладимое впечатление как на синьора Минарди, так и на синьора Бриаторе. Но из-за младенческого - по меркам "Ф-1" - возраста все, на что может рассчитывать Туеро, это контракт тест-пилота.

Кандидатами на место в "Лоле-Форд" по-прежнему являются пилоты европейской "Формулы-3000" датчанин Том Кристснсен, бразилец Риккардо Зонта и его соотечественник и тезка Риккардо Россет, оставшийся без места в "Эрроузе".

Любопытно, но между "Феррари" и "Заубером", пытающимися создать в "Ф-1" нечто уникальное - так сказать, подобие совместного предприятия по доводке двигателя V10, - дело до окончательного развода все-таки не дошло. Напомним, что, обидевшись на преждевременное объявление "Заубером" об этом проекте (финансирование осуществляет спонсор "Заубера" фирма "Петронас", возглавляет Осаму Гото, перешедший из "Феррари" в швейцарскую конюшню, технологии и базу обеспечивает "Феррари"), "Феррари" поспешила отказаться от всех выданных авансов. Но на днях дело было урегулировано - два следующих года "Зауберы" будут оснащены двигателями "Феррари" V10. Правда, за неуместную болтливость Петер Заубер был вынужден заплатить своего рода контрибуцию - на место второго пилота рядом с Джонни Хербертом итальянцы пристроили своего многолетнего труженика - тестера Николу Ларини, убивая этим сразу двух зайцев: дали честному и преданному Николе возможность снова пилотировать болид "Ф-1" в гонке, а также обеспечили себе в его лице нечто вроде поставщика не самой афишируемой "Заубером" информации о том, как идут дела в подразделении Гото. Кстати, неожиданный ангажемент Ларини перекрыл кислород другому итальянцу, Джанни Морбиделли, в услугах которого был весьма заинтересован Петер Заубер.

Что ж, схема предстоящего чемпионата в основном ясна. Остались маловажные штрихи, которые команды вправе дорисовывать вплоть до 18 часов 6 марта будущего года. Согласно правилам РТА, любые изменения в заявках без каких-либо денежных санкций могут быть сделаны именно до этого срока. Потом - только в экстренных случаях. И только за деньги - перемена имени в заявочном листе после 18.00 6 марта стоит 10 тысяч долларов.

В заключение - о том, как теперь распределяются стартовые номера пилотов. Единичку - по традиции - на своем болиде носит чемпион мира, второй номер автоматически достается его партнеру по команде. Далее номера присваиваются по положению команд в Кубке конструкторов. Одна примета: за последние пять лет чемпионами мира трижды становились гонщики, выступавшие в чемпионате под пятым номером - в 92-м это был Найджел Мэнселл, в 94-м - Михаэль Шумахер и в 96-м - Дэмон Хилл. Так что (если верить приметам, конечно) главным претендентом на чемпионство будущего года автоматически становится Михаэль Шумахер. Впрочем, для этого ему совсем не нужна пятерка на носовом обтекателе "Феррари".

Ольга ЛИНДЕ

ПИЛОТЫ И КОМАНДЫ

Ст. №

Пилот

Команда

Двигатель

Тест-пилот

1

Дэмон ХИЛЛ

"Эрроуз*

"Ямаха" V10

Йорг МЮЛЛЕР

2

Педро Паулу ДИНИЦ

"Эрроуз"

"Ямаха" V10

3

Жак ВИЛЬНЕВ

"Уильямс"

"Рено" V10

?

4

Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН

"Уильямс"

"Рено" V10

5

Михаэль ШУМАХЕР

"Феррари"

"Феррария V10

?

6

Эдди ИРВИН

"Феррари"

"Феррари" V10

7

Жан АЛЕЗИ

"Бенеттон"

"Рено" V10

Александр ВЮРТЦ

8

Герхард БЕРГЕР

"Бенеттон"

"Рено" V10

9

Мика ХАККИНЕН

"Макларен"

"Мерседес" V10

?

10

Дэвид КУЛТХАРД

"Макларен"

"Мерседес" V10

11

Ральф ШУМАХЕР

"Джордан"

"Пежо" V10

?

12

?

"Джордан"

"Пежо" V10

14

Оливье ПАНИС

"Лижье"

"Мюген/Хонда" V10

?

15

Синдзи НАКАНО

"Лижье"

"Мюген/Хонда" V10

16

Джонни ХЕРБЕРТ

"Заубер"

"Феррари" V10

Норберто ФОНТАНА

17

Никола ЛАРИНИ

"Заубер"

"Феррари" V10

18

Йос ФЕРСТАППЕН

"Тиррелл"

"Форд" V8 ED4

Тораносуке ТАКАДЖИ

19

Мика САЛО

"Тиррелл"

"Форд" V8 ED4

Эммануэль КОЛЛАР

20

?

"Минарди"

"Харт" V8 (V10?)

?

21

?

"Минарди"

"Харт" V8 (V10?)

22

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

"Стюарт"

"форд" V10

?

23

Ян МАГНУССЕН

"Стюарт"

"Форд" V10

24

?

"Лола"

"Форд" VG ED3 (ED4?)

?

25

?

"Лола"

"Форд" V8 ED3 (ED4?)

?

48-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

9 марта

"Гран-при Австралии" Мельбурн

30 марта

"Гран-при Бразилии" Сан-Паулу

13 апреля

"Гран-При Аргентины" Буэнос-Айрес

27 апреля

"Грай-при Сан-Марино" Имола

11 мая

"Гран-при Монако" Монте-Карло

25 мая

"Гран-при Испании" Барселона

15 июня

"Гран-при Канады" Монреаль

29 июня

"Гран-при Франции" Маньи-Кур

13 июля

"Гран-при Великобритании" Сильверстоун

27 июля

"Гран-при Германии" Хоккенхайм

10 августа

"Гран-при Венгрии" Будапешт

24 августа

"Гран-при Бельгии" Спа

7 сентября

"Грай-при Италии" Монцз

21 сентября

"Гран-при Австрии" Зельтвег

5 октября

"Гран-при Японии" Сузука

19 октября

"Гран-при Португалии" Эшторил