Газета Спорт-Экспресс от 23 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

24 июля 1996

24 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

ФЕХТОВАНИЕ

МАМА ЗАСТАВИЛА СМЕНИТЬ КЛЮШКУ НА КЛИНОК

Отвечая после своего триумфа на один из вопросов, олимпийский чемпион Атланты Александр Бекетов поведал журналистам, что в его родном Воскресенске мальчишки-сверстники имели смутное представление о фехтовании, зато все поголовно мечтали стать хоккеистами. А вот Сашина мама оказалась оригиналкой: взяла сына за руку - и отвела в фехтовальную секцию...

Лев РОССОШИК

из Georgia World Congress Center

В том, что наши шпажисты могут выступить неплохо, можно было убедиться уже с первых же проведенных ими в субботу утром боев. И пусть Валерий Захаревич проиграл, но ведь не кому-нибудь, а многоопытному итальянцу Сандро Куомо, первому номеру в рейтинге Международной федерации фехтования (ФИЕ). Проиграл в первом же бою, но уступил всего-навсего один укол! Хотя по ходу боя счет был почти разгромным - 4:8 в пользу неоднократного чемпиона мира. Однако не растерялся наш спортсмен, сумел достать соперника. Когда же истекли отведенные правилами на поединок три трехминутки, все должен был решить один-единственный укол. Хитрющий Куомо смог нанести его раньше, чуть опередив Захаровича. А теперь скажу, какое место занимает Захаревич в списке сильнейших шпажистов мира - 62-е. Вот и сравнивайте: 1-й с 62-м.

Проиграв, наш спортсмен отправился отдыхать, дожидаться командных боев, а соперник пошел дальше - карабкаться по турнирной лестнице-сетке, пока его не остановил венгр Геза Имре. На круг выше Захаревича смог подняться другой наш участник - самый опытный из нынешней компании шпажистов, выигрывавший и мировые первенства, Павел Колобков. Путь ему преградил известный венгр Иван Ковач. И тогда у россиян осталась последняя надежда - Александр Бекетов.

Здесь необходимо небольшое отступление: в канун каждого из рабочих олимпийских дней репортерская бригада "СЭ" собирается на планерку, чтобы решить, кто и куда отправится. Есть, правда, три вида спорта, которые безоговорочно отданы автору этого репортажа. Так уж получилось, что за более чем три десятилетия журналистской работы именно с ними чаще всего связывала меня репортерская судьба. Это волейбол, фехтование и велошоссе. И надо же такому случиться, что фехтовальщики и мастера "крылатого мяча" соревнуются в Атланте по соседству. Вот и пришлось на время "раздвоиться": оставить переполненные трибуны фехтовального зала и отправиться на волейбольный матч женских сборных России и Германии. Благо, Николай Карполь и его команда не подкачали - не затянули разборку с давними соперницами. Так что вернулся на фехтование к самому интересному.

И уже у входа в зал повстречал компанию наших саблистов, которым предстоял выход на дорожки через день, в воскресенье, и только что зачехлившего свою шпагу Павла Колобкова. От них и узнал, что в полуфинал пробился Бекетов и что у него неплохие шансы добраться до финала. Александр Можаев - тренер наших шпажистов - поведал, как шел Бекетов по турнирной дистанции. В первом бою (1/16 финала) россиянин уверенно победил швейцарца Ника Бюржена - 15:8. Затем на его пути встал многоопытный француз Эрик Среки, олимпийский чемпион Сеула и Барселоны и неоднократный победитель мировых первенств (2-й в мировом рейтинге). Но и он не смог помешать нашему спортсмену продвинуться дальше - 15:10. Дальше Бекетова вновь поджидал француз, не менее опытный, но чуть менее знаменитый - Жан-Мишель Анри. И вновь у соперника не нашлось весомых аргументов - 15:13 в пользу россиянина.

В итоге до полуфинала добрались два венгра - 26-летний Иван Ковач (5-й номер рейтинга ФИЕ) и 21-летний Геза Имре (33-й), 24-летний кубинец Иван Тревехо Перес (22-й) и наш Александр Бекетов, которому 26 лет и который стоит в классификации одной ступенькой выше кубинца. Любопытно, что все четверо - левши.

Первыми вышли на помост Имре и Тревехо Перес. Кубинец, постоянно наращивая преимущество, не оставил сопернику ни малейшего шанса - 2:0, 4:1, 7:4, 15:10.

Потом пришел черед Бекетова и Ковача. Наш спортсмен был на редкость собранным и целеустремленным, я бы даже сказал - абсолютно уверенным в себе. Он с первых же минут пошел в наступление - 6:0, 7:2, а первые три минуты истекли при счете 9:4 в пользу российского шпажиста. "Если не испугается, все будет в порядке", - заметил сидевший рядом главный тренер нашей мужской рапирной команды Марк Мидлер. Этот знаменитейший фехтовальщик и опытнейший тренер, для которого Игры в Атланте - десятые по счету (есть у нас в делегации и еще один такой олимпийский ветеран - и тоже фехтовальный тренер, Лев Сайчук), признался, что на правах мэтра сказал накануне своему молодому коллеге по команде шпажистов Можаеву: очень нравится, мол, ему настрой Бекетова, и потому верится, что он способен на многое. Я поинтересовался у Мидлера, чем он сам объясняет столь оптимистичный прогноз. Марк Петрович ответил моментально: "Просто было ощущение, что Бекетов - в порядке. И все. Опыт многолетний подсказывает, что ошибки быть не может. По глазам парня я всегда вижу, готов он что-то сделать или нет. Короче, словами не передашь, откуда во мне такое чувство".

Впрочем, без волнений для нас не обошлось.

После перерыва венгр на время перехватил инициативу, и разрыв сократился - 12:8. "Очень нужен укол", - прошептал Мидлер, и, словно услышав эти слова, Бекетов прервал флеш-атаку соперника. Ковач валится на помост, президент жюри вызывает врача - тот констатирует сильный вывих ступни. 13:8 за 52 секунды до окончания второй трехминутки. Медицинский перерыв растягивается минут на семь.

Несмотря на убедительное преимущество, все еще не верилось, что в копилке нашей команды окажется первая награда. Но через 13 секунд после начала последней трети боя российский фехтовальщик развеял остатки сомнений - 15:8!

Уместно заметить, что фехтование на шпагах - вещь специфическая: коли куда ни попадя - хоть в ногу, хоть в голову. Потому, наверное, и неожиданности в этом виде оружия случаются чаще, чем в других. Потому и чемпионы меняются чуть ли не ежегодно. Совсем немного в шпаге многократных победителей. Напомню в этой связи, что после победы в Токио, в далеком уже 1964-м, выдающегося киевского мастера Григория Крисса никому из наших шпажистов не удавалось даже приблизиться к олимпийскому пьедесталу в личных турнирах. И вот...

Финал. Бекетов - Тревехо Перес. Электронный хронометр едва отсчитал первые секунды, а соперники успели обменяться уколами. И пошло-поехало: 1:2 - 2:2, 3:2 - 3:3, затем обоюдный, чуть позже еще один, но перед этим прекрасно контратаковал Бекетов - 6:5. На первый минутный перерыв соперники отправились с преимуществом в укол у кубинца. Такой вот танец со шпагами на помосте больше напоминал то самое игровое фехтование, которое когда-то исповедовал Крисе. Потом на долгие годы шпаги превратились в удилища, а шпажисты в рыбаков, терпеливо дожидающихся, когда кто-нибудь клюнет на их наживку. И зрелище выходило не из приятных, потому что главным для соперников было ждать, кто первым ошибется. Теперь, похоже, все изменилось.

Начался второй "период", и кубинцу удалось очень быстро довести свое преимущество до четырех уколов: 6:10 проигрывал российский спортсмен, и шансы на его победу стали улетучиваться. В подобной ситуации, когда ведешь так много, да еще в столь ответственном поединке, опытные мастера умеют действовать "на удержание". Достаточно просто выждать, когда соперник пойдет в атаку, и отвечать контрвыпадами, что в фехтовании на шпагах гораздо проще исполнить, чем в других видах оружия. Но кубинец все время лез вперед. "Парадоксальное мышление: надо делать одно, а непроизвольно все совершаешь обратное", - сказал в этот момент Мидлер. Короче, Бекетову удалось сравнять счет и даже выйти вперед. Потом еще три раза в поединке было равенство. И все в конечном счете свелось к последнему и самому дорогостоящему в прямом смысле слова уколу, если вспомнить обещание руководителей нашей делегации о суперпремиальных для спортсмена, который завоюет самую первую золотую награду (обычное 50-тысячное, в долларах, вознаграждение в этом случае вроде бы увеличится вдвое). Понятно, что не думал об этом Бекетов. И не слышал, как что-то истошно кричал ему Можаев, - он видел перед собой мишень и целил в нее. И попал, опередив соперника на какие-то доли секунды.

-Вы верили, что сможете выиграть олимпийское золото?

- По крайней мере я об этом мечтал.

-Что вы испытываете сейчас?

- До сих пор не верю, что стал олимпийским чемпионом. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы понять, что же в конце концов произошло.

-Что вы чувствовали, когда соперник по финалу повел 10:6?

- Мне кажется, что он поверил в победу раньше времени. Со мной такое тоже бывало несколько раз, и я проигрывал из-за излишней самоуверенности. Так случилось, например, на прошлогоднем чемпионате мира в бою за выход в восьмерку, когда я выигрывал у француза Среки три укола, но тем не менее уступил ему. На этот раз временная неудача заставила меня собраться.

-Сколько времени вы занимаетесь фехтованием?

- С 1982 года.

-Хватит ли трех дней, чтобы восстановиться и успешно выступить в командных соревнованиях?

- Я думаю, что три дня - слишком маленький перерыв для восстановления. Не столько физического, сколько психологического.

-Ваше самое заметное достижение сезона, кроме сегодняшней победы?

- Выигрыш международного турнира - этапа Кубка мира в Таллине. Эта победа позволила мне забронировать место в сборной. На чемпионате страны был вторым.

-На что вы собираетесь потратить обещанное вознаграждение?

- На быт. Ведь у меня семья, сыну Денису уже пять лет, а условия жизни сами знаете у нас какие.

-И все-таки, почему фехтование и именно шпага?

- Да никакого другого оружия в Воскресенске не было. А мой первый тренер Юрий Константинович Кузнецов оказался очень сильным педагогом. Сейчас он подготовил чемпиона мира среди кадетов - Селин его фамилия. Так что школа фехтовальная у нас хорошая. Уже второй год занимаюсь у Можаева.

- То, что Саше удалось держать соперника под постоянным прессингом, принесло свои плоды, - вступил в разговор Александр Можаев. - А еще хочу сказать, что Бекетов - отменный командный боец и что благодаря ему мы выиграли в этом году несколько командных турниров. Так что теперь будем стараться и во вторник выступить достойно.

20 июля. Georgia World Congress Center. Мужчины. Шпага. 1/8 финала. Жан-Мишель Анри (Франция) - Маурисио Ривас Ньето (Колумбия) - 15:11. Иван Ковач (Венгрия) - Павел Колобков (Россия) - 15:11. Мариуш Стржапка (Германия) - Анджело Маццони (Италия) - 15:13. Александр Бекетов (Россия) - Эрик Среки (Франция) - 15:10. Иван Тревехо Перес (Куба) - Арнд Шмитт (Германия) - 15:8. Сандро Куомо (Италия) - Андрус Кайак (Эстония) - 15:14. Кайдо Каабермаа (Эстония) - Робер Леру (Франция) - 15:14. Геза Имре (Венгрия) - Элмар Боррманн (Германия) - 15:14.

1/4 финала. Ковач - Стржалка - 15:13. Имре - Куомо - 15:14. Бекетов - Анри - 15:13. Перес - Каабермаа - 15:14.

1/2 финала. Пepec - Имре - 15:10. Бекетов - Ковач - 15:8.

Финал. БЕКЕТОВ - Перес - 15:14.

3-е место - Геза Имре.

В 1/32 финала свой поединок проиграл Меелис Лойт (Эстония), а в 1/16 финала - Валерий Захаревич (Россия) и Виталий Захаров (Белоруссия).