Газета № 7764, 19.10.2018
Статья опубликована в газете под заголовком: «Миллиардный эффект и миллион болельщиков»

Миллиардные траты и тонны мусора. Как ЧМ-2018 повлиял на российскую экономику и экологию

Фан-зона на Воробьевых горах во время ЧМ-2018. Фото Федор Успенский, "СЭ" Объем затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018. Фото "СЭ" Влияние ЧМ-2018 на ВРП регионов-организаторов. Фото "СЭ"
Фан-зона на Воробьевых горах во время ЧМ-2018. Фото Федор Успенский, "СЭ"

Исследование оргкомитета ЧМ-2018.

Чемпионат мира по футболу, который минувшим летом отгремел в России, еще долгое время будет анализироваться, оцениваться и наблюдаться под многочисленными углами. Например, на днях появилось большое исследование оргкомитета "Россия-2018", посвященное прошедшему турниру: в нем подробно рассматривается влияние ЧМ на три сферы российской действительности – экономическую, социальную и экологическую. Разберем подробно каждую из них.

Экономическая сфера

1. Общее влияние ЧМ-2018 на ВВП России

Суммарный эффект за 2013-2018 гг. составил 952 миллиарда рублей, или около 1% годового ВВП России.

79% этой суммы – 751 миллиард рублей – влияние инвестиций и операционных расходов, то есть вложений в строительство или реконструкцию спортивной и транспортной инфраструктуры.

Оставшийся 21%201 миллиард рублей – был обеспечен притоком туристов в 2018 году.

В пятилетней перспективе влияние ЧМ-2018 оценивается экспертами в 150-210 миллиардов рублей в год – ожидается, что треть этой суммы придется на развитие туризма (40-70 миллиардов рублей), а основная часть (110-140 миллиардов рублей) будет получена за счет эффекта катализатора от инвестиций.

2. Объем затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018

Объем затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018. Фото "СЭ"
Объем затрат на подготовку и проведение ЧМ-2018. Фото "СЭ"

3. Влияние развития туризма на ВВП России

Количество уникальных посетителей матчей ЧМ-2018 – 1 092 000 человек. Из них 605 000 – российские болельщики, 487 000 – иностранцы.

46% российских болельщиков приезжали на матчи чемпионата мира из других регионов.

Более 70% из них выбирали поезд или автомобиль как способ перемещения между городами; около 30% останавливались у родственников или друзей.

45% иностранных болельщиков пользовались самолетом для путешествий между регионами-организаторами.

80% зарубежных поклонников футбола проживали в гостиницах, отелях и апартаментах.

Средняя длительность визита иностранных граждан в период ЧМ-2018 – 12 дней (это в 2,5 раза дольше, чем до чемпионата). В каждом из посещаемых городов они останавливались на 3-9 дней, в среднем 3 раза перемещаясь между разными городами.

294 миллиарда рублей – таков суммарный эффект от развития туризма в рамках чемпионата мира. Из них 201 миллиард рублей – влияние на ВВП страны притока туристов извне, 93 миллиарда рублей – прирост ВРП (валовой региональный продукт) регионов-организаторов благодаря внутреннему туризму.

4. Влияние ЧМ-2018 на рынок труда

За шесть лет – в период с 2013 по 2018 годы – было создано до 315 000 новых рабочих мест, главным образом, в строительной и туристической областях.

Это помогло увеличить доходы населения на 459 миллиарда рублей. В связи с ростом выпуска продукции возросли и налоги на прибыль и производство: доход федерального и региональных бюджетов за этот период повысился на164 миллиарда рублей.

Дополнительные доходы предприятий МСП (малого и среднего предпринимательствами) – 797 миллиардов рублей. Рост таких компаний в строительной отрасли составил 75%.

5. Влияние ЧМ-2018 на ВРП регионов-организаторов

Масштабы в разных регионах отличаются друг от друга. В среднем влияние чемпионата мира составляет от 2 до 20% годового ВРП, при этом на долю туризма приходится от 12 до 72% совокупного эффекта.

Влияние ЧМ-2018 на ВРП регионов-организаторов. Фото "СЭ"
Влияние ЧМ-2018 на ВРП регионов-организаторов. Фото "СЭ"

4. Долгосрочное развитие туризма

Средний рост потока иностранных туристов в регионы проведения ЧМ в течение пяти лет (по примеру предшествующих турниров) – 14%: так, в Бразилии и ЮАР количество иностранных туристов выросло на 18 и 21% соответственно, а в Берлин стало приезжать на 41% больше туристов, чем до ЧМ-2006. В случае России показателен пример Олимпийских игр в Сочи – они обеспечили последующий рост внешнего туристического потока на 44%, в то время как внутренний туризм вырос на 61% в 2015-2016 годы.

90% иностранцев будут рекомендовать Россию как туристическое направление друзьям и родственникам.

79% россиян считают, что ЧМ-2018 способствует росту туристической привлекательности страны.

Социальная сфера

1. Спортивная составляющая

В рамках подготовки к чемпионату мира в 11 городах-организаторах построено и реконструировано 12 стадионов; в 25 регионах –95 тренировочных площадок.

86% россиян гордятся российским спортом и спортсменами. 71%из них сейчас интересуются футболом (по сравнению с 48% в 2010-м).74%считают, что ЧМ-2018 способствует росту профессионализма российских спортсменов и победам в спорте.

2. Транспортная составляющая

В программу подготовки ЧМ-2018 вошло 11 аэропортов и 8 ж/д объектов. Пропускная способность аэропортов увеличена в среднем на 80%. Построено и реконструировано 212 км объектов улично-дорожной сети.

Закуплено 5,7 тысяч единиц подвижного состава наземного транспорта.

Новые станции метро в Санкт-Петербурге – "Новокрестовская" и "Беговая" – улучшили транспортную доступность примерно для 200 тысяч человек.

3. Развитие человеческого потенциала

Непосредственное участие в организации ЧМ-2018 приняли почти 310 тысяч человек, в том числе около 250 тысяччеловек, занятых в строительстве и туризме, порядка10 тысяч сотрудников государственных и некоммерческих организаций, более 35 тысяч волонтеров(самая масштабная волонтерская программа в истории чемпионатов мира) и 17 тысяч стюардов.

4. Здравоохранение

Закуплено 622 автомобиля скорой помощи. В городах-организаторах отремонтировано 16 областных и городских больниц.

Экологическая сфера

1. Благоустройство

Были реконструированы улицы, набережные и обширные парковые зоны. В Саранскебыл открыт первый экологический парк площадью более 10 га. Суммарнов городах-организаторах высажено 3 тысячи деревьев, 87 тысяч кустарников, благоустроено более 500 тысяч кв. м. газонов.

Для удобного ориентирования и передвижения была установлена единая система навигации на русском и английском языках.

2. Новые технологии

Все стадионы для ЧМ-2018 были построены или реконструированы в соответствии с технологиями "зеленого" строительства. Большое внимание уделялоськомплексу природоохранных мероприятий: организация рационального использования земельных ресурсов и почвенногопокрова, меры по сохранению озелененныхучастков территории, благоустройство территории после завершения работ, меры для исключения попадания в водоемы топлива, машинного масла и других отходов. Эти и другиеподобные мероприятия позволили существенно уменьшить загрязнение прилегающих к стадионам территорий.

3. Раздельный сбор мусора

При подготовке к ЧМ-2018 была проведена модернизация городской инфраструктуры для комплексной переработки и хранения ТБО (твердых бытовых отходов). В рамках инициативпо сокращению влияния мирового первенства на стадионах во время проведения матчей турнирараздельно было собрано и направлено на переработку около 460 тонн отходов.

Газета № 7764, 19.10.2018
Загрузка...
Материалы других СМИ
Загрузка...