04:50 26 января 2011 | Футбол — РФПЛ

Торжество спортивного принципа

Вчера. Москва. Президент РФПЛ Сергей ПРЯДКИН (слева) и президент РФС Сергей ФУРСЕНКО. Фото РФПЛ Фото "СЭ"
Вчера. Москва. Президент РФПЛ Сергей ПРЯДКИН (слева) и президент РФС Сергей ФУРСЕНКО. Фото РФПЛ Фото "СЭ"
70

Вчера в Доме футбола на Таганке общее собрание РФПЛ постановило: место "Сатурна", отказавшегося от выступлений в премьер-лиге по финансовым причинам, займет "Краснодар" - пятая команда первого дивизиона по итогам чемпионата прошлого года

Игорь РАБИНЕР
из Дома футбола

ВРЕМЯ СТРАТЕГОВ

Если задаться целью одним словом охарактеризовать впечатление и от общего собрания клубов РФПЛ, и вообще от последних событий в российском футболе, словом этим будет - непродуманность. Или какофония. Представьте себе человека, у которого правая рука не знает, что делает левая, ноги идут вразнобой, глаза смотрят в разные стороны. Вот это и есть сегодняшний футбольный день России.

Сплошной, беспрерывный форс-мажор. И как только он возникает, тут же выясняется, что норм регламента, способных четко разрешить ту или иную коллизию, не существует. Выходит у "Зенита" лишний легионер в матче с "Локомотивом" - и вдруг оказывается, что пункта о снятии трех очков, вроде бы очевидного, нет. Снимается с пробега "Сатурн" - и наружу вылезает, что регламент первенства на 2011 год еще не принят, и приходится, как нам говорят, по аналогии пользоваться документом 2010-го. Не по закону, а по аналогии!

Такое ощущение, что юристов-профессионалов даже не внутри, а вблизи российского футбола попросту нет. Иначе буквально каждый день не являл бы нам очередной правовой казус, не имеющий однозначного разрешения. Когда чиновники говорят - мол, по спортивному принципу предпочтение перед "Аланией" отдано краснодарцам, остается только развести руками. Поскольку по спортивному принципу, если вкладывать в эти слова реальный, а не размыто-штампованный смысл, в элите не должно быть ни тех, ни других. Ни вылетевших, ни невышедших, ведь они, невышедшие, даже не попали в тройку призеров первого дивизиона.

Или вот новой ФНЛ (которая, как мы знаем, обещает зарабатывать совершенно другие деньги, чем расстрелянная ПФЛ) разрабатывается календарь первого дивизиона. И в итоге видим мы нечто такое, от чего волосы встают дыбом. В двух первых и последних турах - ни одного матча на юге России. "Алания", "Жемчужина-Сочи" "Черноморец", "Волгарь-Газпром" - в самые холодные дни сезона все, как нарочно, играют исключительно в гостях. А тот же "Черноморец" и вовсе стартует с четырех выездных поединков кряду! Бог с ней, с мелочью, что это для него - календарь-убийца. Но юг-то, юг где, ребята, - в Новороссийске с Сочи или в Красноярске с Новосибирском, представители которых в эти самые дни будут играть дома? Вы что, извините, с ума посходили? Или дело в том, что "Шинник" и брянское "Динамо", вожди которых возглавили бунт против Николая Толстых, начинают и завершают сезон тоже на своих полях?!

И вот все у нас так. Конец января на дворе - а календарь премьер-лиги, стартующей через месяц с копейками, еще не принят, новый телеконтракт - не подписан. В историческом сезоне по системе "весна - осень - весна" и с первой-то из двух весен ничего не ясно.

Президент РФС Сергей Фурсенко - стратег, мыслящий более высокими категориями. Кодексом чести, например. Мелочи - не по его масштабу. А этими самыми мелочами заниматься стало некому. Всех въедливых, вроде Толстых, повыгоняли. Одни стратеги остались.

ВСЕ РЕШИЛ ФУРСЕНКО

Фурсенко, собственно, все вчера и решил. Президент РФПЛ Сергей Прядкин рассказал мне:

- Рекомендовать клуб в премьер-лигу - прерогатива РФС, поскольку в этом вопросе задействованы и клубы первого дивизиона, к нам формально отношения не имеющие. И в начале общего собрания Сергей Фурсенко выступил с информацией о том, что бюро исполкома РФС рекомендовало к вступлению в ряды РФПЛ "Краснодар".

Правда, было высказано пожелание, - продолжил Прядкин, - которое мы учтем при составлении регламента: туда нужно внести четкую норму, каким в случае форс-мажорных обстоятельств должен быть нижний порог для клубов, претендующих на повышение в классе. Нельзя опускаться, допустим, до 16-го места только потому, что у этой команды много денег! На мой взгляд, должна быть четко обговорена тройка призеров. Все! А пятое или седьмое место… Чем тогда "Алания" хуже?

Удивительно, что никто обо всем этом раньше не задумывался. Словно год назад и не исчезала "Москва", словно "Томь" с "Крыльями" не спасали в Белом доме, словно все наши клубы - в таком финансовом "шоколаде", что случившееся с "Сатурном" (и давно прогнозировавшееся, между прочим) свалилось на РФС и РФПЛ как снег на голову. Ну а если даже ограничить перечень кандидатов на выход в премьер-лигу из первого дивизиона третьим местом - это разве решит проблему? Если в следующем сезоне малую бронзу возьмет аналог "Нижнего Новгорода", в премьер-лигу не стремящийся, а условный "Амкар", допустим, все-таки снимется, - как тогда выходить из патовой ситуации?

Кстати, об "Амкаре". Да, пермяки аннулировали собственное заявление о неучастии в чемпионате-2011. При этом поменяв руководство клуба и выяснив, что деньги все-таки есть. Ну не бред ли? Заявления-то такие подавать надо, по-моему, только тогда, когда окончательно понимаешь: кранты. Лига ведь и вчера теоретически могла пойти на принцип. Заявление есть? Есть. До свидания.

И жесткое интервью "СЭ" капитана команды Алексея Попова, и сам факт смены президента, и выступления болельщиков - вся логика происходивших событий наводила на многолетнего главу "Амкара" Валерия Чупракова подозрения в небескорыстной деятельности на благо другого клуба, жаждавшего (и в итоге, кстати, получившего) премьер-лигу. В футбольных и околофутбольных кругах об этом, увы, говорилось последние месяцы весьма много. А Чупраков, видимо, даже без штрафных санкций от РФПЛ за самоуправство и жонглирование нервами болельщиков обойдется.

- Надо отдать должное Чупракову, столько лет финансировавшему "Амкар", - сказал Прядкин. - Безусловно, вся история с их письмами - это неправильно. Я знаю чуть больше вас - и то был в шоке. Но давайте уж уважаемому человеку сделаем снисхождение, не будем опускаться до слухов и подозрений.

Бог с ними, со слухами, Сергей Геннадьевич. Но вчерашнее общее собрание в стабильности и светлом будущем того же "Амкара" лично меня опять же не убедило. Как и многих непосредственных участников собрания, что признаете и вы сами.

КАКИЕ ГАРАНТИИ ДАЛ "АМКАР"?

- Жаль, что прерогатива оценивать гарантии, предоставляемые клубами, находится не у премьер-лиги, - важное замечание Прядкина. - Она в компетенции РФС и именуется лицензированием клубов. Между тем Евгений Гинер задал сегодня правильный вопрос. Он не впрямую обратился к представителю "Амкара", а сказал: "Коллеги, давайте рассмотрим вопрос: не получится ли так, что тот или иной клуб, в частности, "Амкар", стартует, затем же по финансовым причинам скажет: "Мы не можем"?" Гинер попросил взять этот вопрос под особый контроль, и его поддержали все клубы. Мне было дано соответствующее поручение.

Трагикомично другое. На требование Гинера о предоставлении "Амкаром" финансовых гарантий на собрании ответить было, по сути, некому. Ну не спортивному же директору Виктору Засульскому, право слово! Новый президент клуба Геннадий Шилов в этот момент был на заседании в "СИБУРе". Мало того, и с губернатором Пермского края Геннадием Чиркуновым, по-прежнему находящимся в отпуске, обещанного личного разговора у него еще не было. Хорошо подготовились пермяки к Судному дню!

Шилов на Таганку все-таки приехал - и пообщался как с Прядкиным, так и с журналистами. Которым на вопрос о гарантиях уверенно ответил: "Я - гарант!" Президент лиги прокомментировал это так: "Гарант у нас в стране один"…

"Я - гарант" - это, согласитесь, сильно. Можно, конечно, верить, что так оно и есть. Но мы в России живем и знаем, что даже банковским гарантиям тут верить можно лишь условно. И очень хотелось бы понять, какие уроки извлекут из событий даже не одного, а двух лет кряду наши футбольные власти - в плане условий лицензирования клубов. Вчерашнее собрание, за исключением выступления Гинера, на мысли об этих уроках не навело.

И потому, если "Амкар" все же не окажется способен играть в премьер-лиге, - ничуть этому не удивлюсь. Вот номер-то будет! Поговаривают, что всем игрокам клуба в наступающем сезоне предложено умерить финансовые аппетиты и снизить зарплату. Может, врут. Но…

Словом, паноптикум какой-то. И выход из него, полагаю, только один: постепенно отсекать от финансирования футбольных проектов государство. Сам Прядкин говорит, что к тому все и идет и предстоящее вступление России в ВТО исключит подобное использование бюджетных средств. Но для начала нужно, чтобы нас туда еще приняли…

ПИШИТЕ ПИСЬМА!

Валерий Карпин решение по "Краснодару" в целом поддержал - в связи с тем, что клуб этот - частный, а это в "Спартаке" (как и в ЦСКА) всячески поощряется. Выяснилось, что в письме о готовности клуба участвовать в турнире премьер-лиги его владелец, миллиардер Сергей Галицкий, входящий в список журнала Forbes, озвучил даже бюджет "Краснодара" на 2011 год - 1 миллиард 200 миллионов рублей. Гендиректор южан Владимир Хашиг в разговоре с журналистами назвал такую же сумму, но в долларах - 40 миллионов долларов. Для новичка - немало. "Это Forbes премьер-лиги!" - воскликнул Прядкин, давая понять, что с таким бюджетом "Краснодар" войдет в верхнюю половину клубов РФПЛ по финансовым возможностям.

От "Алании" письмо в РФС и РФПЛ тоже было - подписанное президентом Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым.

Прядкин говорит:

- Фурсенко это письмо перед участниками собрания зачитал. Но у "Алании", как объяснили нам юристы РФС, был один перевесивший все минус. Чемпионат проводился в 2010 году, когда существовала регламентная норма - спортивный принцип выбывания. А задний ход закону давать нельзя. Кто вылетел - тот вылетел. Поэтому бюро исполкома РФС и рекомендовало "Краснодар". Хотя, если однажды мы дойдем до того, что в премьер-лигу перейдет 15-е место первого дивизиона с бюджетом в 60 миллионов долларов, - это будет абсурд.

Позабавила еще одна вещь. Никто толком не знал процедуры - как стучаться в дверь премьер-лиги. "Нижний Новгород" и "КАМАЗ" даже пожаловались, что их туда никто не приглашал. Но "Краснодар" - не звали тоже. Он сам попросился.

Гендиректор Хашиг сказал:

- Никаких приглашений от РФПЛ мы не получали. Сами дали понять, что готовы. Кстати, и на заседании я не присутствовал - меня позвали, когда решение уже было принято. Волновался ли? Мы не сомневались, что восторжествует спортивный принцип.

Опять "спортивный принцип"… Это словосочетание, смысл которого был начисто выхолощен, в этот день употреблялось в Доме футбола чаще всего. Что символично.

Как и то, что в вопросах обмена документами между РФПЛ и клубами опять же нет никакого прописанного механизма. Кто захотел - тот прислал. Другие ждали (или так говорят) инициативы от лиги. Кстати, официальных заявлений, что "Нижний Новгород" или "КАМАЗ" не готовы играть в премьер-лиге, из обоих клубов или от региональных властей не поступало. Им формально ничего и не предлагали. А если завтра мы услышим, что Набережные Челны спали и видели премьер-лигу - но так и не дождались приглашения?

Повторяю: не удивлюсь ничему. В нашем футболе категория "удивление" вымирает столь же неизбежно, как когда-то - мамонты.

Мнения руководителей клубов РФПЛ: Романа Бабаева (ЦСКА), Валерия Карпина ("Спартак"), Ольги Смородской ("Локомотив"), Юрия Степанова ("Томь") и Геннадия Шилова ("Амкар").

70
КОММЕНТАРИИ (70)

slavik888

маркони - команды занявшие 3-4 места в ПД , не хотели играть в ПЛ и не надо втирать что их не позвали или не взяли , команда которая хочет играть в ПЛ и имеет прово тута выйти по спортивному принцыпу , должна играть в ПЛ а не жаловаться , что ее не пригласили , че за тыпые отмазки , а раз 3-4 не захотели , то следующим на очереди был Краснодар , все по честному .Или надо было ждать пока те две команды будут мычать ? так и чемпионат уже начнется .

16:55 27 января 2011

Александр

"губернатором Пермского края Геннадием Чиркуновым" Его так то Олег анатольевич зовут :)

14:17 27 января 2011

маркони

slavik888 - если бы Краснодар занял 1-2 место, вот тогда "был бы достоин", а еще и в первую лигу вышел .. с третьего места во втордиве, или все его достоинства упираются в бабло? зачем тогда вообще первенство проводить?

13:31 27 января 2011

Сам Такой

Вот только почему "нет календаря"? Проект календаря ПЛ давным давно предложен, возражения были я так понимаю только у Рубина. Мне кажется, два месяца без малого - вполне достаточно,Ю чтобы утрясти нюансы. Вот то что толком нет регламента - это действительно косяк

11:26 27 января 2011

slavik888

ждали когда позовут , потом пошли бы деньги просить , че за тупизна , все знали , что Сатурн вылетает и если бы хотели вперед Краснодара побежали бы в премьер-лигу , а молчали для того , что бы перед болельщиками потом отмазаться ,да нас не пригласили а мы не знали , не могут прямо сказать , что ПЛ им не нужна , а Краснодар достоин ПЛ и у них все для этого есть , не то что у некоторых попрошаек .

10:57 27 января 2011

маркони

интересно, как долго эта статья провесит на портале?

09:09 27 января 2011

Din

Cудьи почему то мало получают у нас,надо бы добавить тысяч хотя бы по двести,чтобы не подсуживали.

06:29 27 января 2011

sport_smen

Классная статья , все мои мысли озвучины особенно про календарь , и толпу стратегов !

01:45 27 января 2011

Пластиковый рай

если нет ПРАВИЛ, значит это комуто выгодно!

23:19 26 января 2011

ветеран

Как достала эта пидерская мафия, главная задача которой делать деньги. И не надо говорить, что сейчас не 90-е. У власти те, кто в эти самые 90-е её завоевывал всеми способами. И где борьба с коррупцией? Проплатили хорошо, играйте в премьере.

22:12 26 января 2011

Andrei_Omsk

Кажется ве уже поняли, что нынешний рфс это лишь кучка непрофессиональных корыстных людей, решающих собственные проблемы.

21:49 26 января 2011

Басист

Мда... Похоже, в нашем государстве спортивный принцип означает - кто быстрее подсуетился... Игорь Рабинер, спасибо за блестящую статью.

20:43 26 января 2011

rewisor

вчера фуррс решил изменить чемпионат, сегодня он решил краснодар добавить, а завтра назначит свой питерский "закат" очередным чемпионом и не важно что чемпионат будет полтора года идти. Прям футбольный царь, на эшафот его

20:22 26 января 2011

Печка

борис рапопорт ,а кому нужны матчи локо динамо и спартака???те же краснодары только базирующиеся в москве!!!!и которые не собрали ни одного аншлага в прошлом году...и не соберут......при таком раскладе играли в 90 х годах,а толку?сегодня хотя бы являемся призерами ЧЕ если не забыл!!20 команд нужно

20:15 26 января 2011

o5-25

Пц полный. "Вылетели, так вылетели..." Так блин и Краснодару надо сказать: не смогли выкупить одно из первых мест - значит не смогли. Честно говоря, лучше бы Сибири предложили остаться. За спортивные заслуги. И в финале кубка играли, и на евролиге "не легли" позорно, типа бомжей в ЛЧ... Но видимо Фурсенке смачно откатили - неспортивные принципы сразу стали очень спортивными... А потом мы удивляемся, когда кто-то очечки сливает.. Дайте Фурсенке его сраный кодекс, пусть читает каждый вечер перед сном и найдет там оправдание тому, что они творят сейчас с футболом в России...

19:52 26 января 2011

борис рапопорт

Господа!!! Всем уже отчевидно, необходимо сокращать лигу до 12-14 команд, проводить турнир в 3 или 4 круга. Уже все устали смотреть гавнофутбол " лифтовых" команд, которые продают друг другу очки. Или вариант: увидеть дерби Спартака, ЦСКА, Зенита, Локо, Динамо и т.д., ТРИ или ЧЕТЫРЕ МАТЧА В СЕЗОНЕ!!! Вы не думайте, что чем больше команд в ПЛ, у нас футбол развиваться будет. Бред. Мы не Англия и даже не Голландия, (хотя в рейтинге стоим выше)...................

18:20 26 января 2011

Сам Такой

Да все ясно, регламента нет, поэтому решение принял Фурсенко. Должны быть прописано в регламенте любые варианты развития событий. В принципе ничего абсурдного в том что команда выходит с 5го места не вижу. Абсурдно ее "самовыдвижение". По логике должны были сначала официально отказаться 3я и 4я команда. Откажутся 14 команд - значит будет играть 15я. Просто тогда становится непонятно, что у нас за футбол такой, когда команда с бюджетом условно 60 млн долларов занимает в первой лиге 15е место, но при этом только она хочет (или может) играть в ПЛ

17:57 26 января 2011

monstradamus1

Максим +1 ЗАЧЕМ вообще играют в первой лиге Нижний и Камаз ??????? какая цель ?????? Что за бред?????? Для чего болельщики весь сезон приходят на стадион?????? чтобы порадоваться заслуженому третьему- чеивертому месту???? А в ПЛ ни в коем случае - ДОРОГО!!!! Что дорого? Думаю расходы на содержание команды, перелеты, гостиницы, питание больше точно не становятся. Не можете укрепиться,чтобы соответствовать уровню ПЛ??? И хрен с ним , играйте тем, что есть - Сибирь отличный пример подала в прошлом году.Да тяжело, да вылетели, но кто бросит в них камень. А так...... думаю в европе если бы узнали, как у нас команды не хотят идти в ПЛ долго разводили бы руками..........

16:13 26 января 2011

advokat1204

Согласен с lilpai. Пусть, как в Англии было. И с болельщиками порядок наведут. Может наконец-то всесто ментов на стадионах стюарды появятся. да договорняки почти исчеснут. почему почти, потому что почти не реально. куча матчей где исход ясен. тот же Амкар в плане футбола никакой, а в Премьере уже давно, только договорняки и гоняет.

16:08 26 января 2011

SergAnt

Полный ...

15:29 26 января 2011

lilpai

надо попробывать написать письмо в УЕФА, чтоб наш чемпионат от еврокубков на 5 лет оградили. тогда может играть начнем почестному в футбол

15:07 26 января 2011

Saneksaratov64

shooter#08 13:58 | 26 Января 2011 + + и ещё раз +

14:57 26 января 2011

Максим Дабахов

parampampam, А нахрена тогда вообще соревнование в первой лиге проводить, если в премьеру все равно выйдет тот, кто "соответствует ряду критериев", неважно, какое он займет место? И вообще, Нижний Новгород хочет пополнить свой бюджет? Надо в суд подавать на Краснодар и Фурсенко и стрясти с них денежку побольше, у них много.

14:47 26 января 2011

nikvp

Дурацкое решение. Так Абрамович может создать "Челси-Чукотка", и что эту команду сразу в премьер-лигу включать?

14:20 26 января 2011

batigo537

AlKun 11:25 | 26 Января 2011 Иркутск, по мне уж лучше чемпионат пятью нормальными командами в десять кругов, чем то, что у нас сейчас называется чемпионатом!!! полностью согласен

13:32 26 января 2011

ЗАХ

Если "Амкар" не пройдет лицензирование он должен уйти в любители - таковы правила. Все зависит от тех людей, которые принимают решение о выдаче лицензии.

13:29 26 января 2011

hjcnjd

А если "Амкар" не пройдёт лицензирование?!? Или вынужден будет теперь пройти?!?

13:16 26 января 2011

hjcnjd

Всегда с недоверием относился к Рабинеру, но после этой статьи зауважал...В российском футболе творится подлинная вакханалия, такого бардака не было никогда... Профессионалов убирают в угоду непонятно чему... Я не против "Краснодара", импонирует стратегия развития клуба, дай бог, чтобы скачок пошёл им на пользу, но подменять понятия так нагло, как это делает Фурсенко и его прихвостни, всё же нельзя... В чём здесь спортивный принцип?!? Верните в футбол профессионалов!!! "Сатурн", получается, нагадил и себе, и "Алании"... Как всё было бы проще, если бы "Алания" осталась, а "Сатурн" вылетел...

13:15 26 января 2011

ЗАХ

advokat1204 12:56 | 26 Января 2011 НН и Камаз в случае отказа идут в любители автоматом! Они должны были пройти лицензирование РФС и НЕ получить лицензию для участия в ПЛ, тогда их место занимает следующий клуб (Краснодар), который выполнит необходимые требования, а эти клубы остаются в Пердиве, потому-что их требрования они выполнили. Подобные и многие другие ситуации давным-давно прописаны в регламенте.

13:11 26 января 2011

advokat1204

Да, Рабинер только о Спартаке и может писать. Но может и о Фурсенко, что напишет.

13:10 26 января 2011