09:30 4 февраля 2015 | ДОПИНГ

WADA, учись проигрывать!

Гендиректор WADA Дэвид ХОУМЭН и президент агентства Крейг РИДИ. . Фото AFP
Гендиректор WADA Дэвид ХОУМЭН и президент агентства Крейг РИДИ. . Фото AFP

ЕСТЬ ТЕМА
Допинг без срока давности // "Нарушителей на пьедестале быть не должно"

Надо ли пересматривать результаты старых соревнований после каждого допингового скандала?

Обозреватель "СЭ" считает: борцам с допингом нужно изменить подход к делу и перестать диктовать спортсменам свои условия.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

За все время, что в спорте идут баталии вокруг допинга и борьбы с ним, мне ни разу не довелось услышать внятное объяснение: почему расширение временного диапазона исследования проб сначала до восьми лет, а потом до десяти лет было правильным и прогрессивным. Только потому, что такие правила были придуманы в достаточно узком кругу специалистов-медиков?

Их я вполне понимаю, кстати. Спорт всегда давал колоссальный простор для любых исследований. Но вся наша жизнь – это улица с двусторонним движением. Поэтому позволю себе задаться вопросом: что дают существующие правила спорту?

Чистоту? Отнюдь. Давно известно: изобретение новых методов воздействия на результат всегда на шаг опережает появляющиеся технологии борьбы. А вот минусы очевидны. Дело ведь не только в том, что спортсмен, получивший на тех или иных соревнованиях золото, вполне может по истечении какого-то времени быть этой награды лишен. Когда такое происходит, теряется смысл во множестве других вещей. Например, в работе журналистов, стремящихся не только показать красоту победы и апофеоз ликования, но и запечатлеть эту победу в истории – как документальный факт.

Ну да, запечатлели. А потом выясняется, что чемпион-то – вовсе не этот. А тот, что стоял, убитый горем, на второй или третьей ступени пьедестала. Или вообще не попал на него, а лежал, скрючившись, на полу раздевалки и скулил от бессилия. Он не догадывался, что через пять, а то и десять лет его найдет награда, отобранная у обманщика. Заодно где-нибудь в раздевалке ему эту награду и вручат.

Удивительно, не правда ли? С одной стороны, телевидение все больше диктует спорту свои условия. Нужно, чтобы олимпийские финалы в плавании проводились в полночь, как будет в Рио-де-Жанейро-2016? Нет проблем. Но то же самое всесильное ТВ безропотно терпит, когда Олимпийские игры превращаются в игры закулисные. Игры для узкого круга людей, придумавших себе идею тотальной чистоты спорта и неплохо при этой идее кормящихся.

Нет, я не за то, чтобы поощрять обман. Но если уж мы так любим повторять хрестоматийное “Быстрее, выше, сильнее”, логично, как мне кажется, распространить это и на тех, кто осуществляет борьбу с допингом. Обязать, скажем, определять нарушителей до того, как победителям будут вручены награды. Если для этого нужно брать пробы за час до старта – нет проблем. Существует же в борьбе и штанге давно устоявшаяся процедура взвешивания? Сказать, что она стопроцентно честна, я не возьмусь. Давно известно: спортсмен, сгоняющий перед взвешиванием по 8-10 кило, потом набирает их так же быстро и зачастую выходит на помост далеко не с тем с весом, который подразумевает его категория. Но разве кого-то это интересует, когда спортсмены стоят на пьедестале? Таковы правила, и они – незыблемы.

Восемь лет назад мы обсуждали эту тему с Вячеславом Фетисовым. Он тогда сказал:

– Если человеку уже вручена награда, как можно потом ее отобрать? В профессиональном хоккее такое немыслимо. Если тебе вручили Кубок Стэнли, никто и ни по каким причинам никогда не сможет забрать его назад. Сейчас есть предложение, которое будет рассматриваться на конгрессе WADA: чтобы взятые пробы хранились восемь лет и могли бы быть исследованы в любой момент. С моей точки зрения это – нонсенс. Ты заканчиваешь выступать и восемь лет должен жить в страхе?..

В те времена Фетисов был одним из руководителей WADA. И именно он, когда предложение о восьми годах было оглашено, сразу попытался убедить облеченных более высокой властью коллег, что надо четко определиться. Если антидопинговая служба не успела провести допинг-контроль и дисквалифицировать нарушителя до награждения, спортсмену вручают медаль, и никаких дальнейших манипуляций быть уже не может. Потому что в противном случае в спорте высших достижений сомнению будет подвергнуто абсолютно все.

Так, собственно, сегодня и происходит. Не думаю, что при тех средствах, которые сейчас вкладываются в борьбу с допингом, не существует методов, позволяющих провести анализ пробы в течение суток, а то и нескольких часов. Просто для того, чтобы встать на эти позиции, "борцам за чистоту" нужно, прежде всего, переломить собственную психологию. А именно: признать, что они – точно такая же часть зрелища, как те, кто бьется за победу на стадионе. И они тоже могут как выиграть, так и проиграть. Пока же, если называть вещи своими именами, WADA устроила из большого спорта свой собственный "неприкасаемый" бизнес. И его целью все чаще выглядит банальное желание поймать именно чемпиона – чтобы резонанс был максимальным. Ухватить, так сказать, свою "минуту славы". Любой ценой.

18
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (18)

Птицuk

1) Брать пробы ДО старта - дибилизм! В каких - то соревнованиях например, участвует 200 спортсменов, взять пробы у всех и ВСЕ ОБРАБОТАТЬ, при условии, что каждая из 200 обходится пусть даже в 100 евро (в реальности больше) - 200х100=20000 евро. А призовые деньги полагаются например за первые 10. Или 5. Если взять только у них то это будет экономия 19 с лишним евро только на одних соревнованиях! Иногда это - больше, чем сумма призовых! Кроме того, сейчас большинство спортсменов ведёт биологические паспорта, на которых попались подопечные Чегина, элитные спортсмены - члены сборных - подвергаются допинг-контролю неожиданно в течение года, так что просто нет смысла брать пробы у всех именно перед стартом - всё и так вычисляется! 2) Разрешать допинг конечно нельзя - вы хотите чтобы условную Каниськину мы сегодня поздравляли, подарили Мэрседес, а через полгода она загнулась из-за последствий - приёма допинга? Или через несколько лет передвигалась в инвалидном кресле? А если это начнется со всеми подряд? Какой родитель тогда отпустит дите на занятия спортом - ведь очевидно же, что допинг сразу же перейдёт и на юниорский, и на детский спорт - а что, им не захочется попасть в сборную, им и их тренеру не захочется выиграть ЧМ? В конце концов, просто попасть в сборную? Ну и опять же - допинг - огромные деньги! У лыжника Иванова спонсор и облфедерация богатая, купили допинг, а у Сидорова - бедная! Иванов поехал в сборную, шикует по курортам на сборах, живёт и ест в 5* гостиницах и ресторанах, а Сидоров живёт в клоповниках и ест вчерашнее харчо в Заблудиловке. Только потому, что он родился в этой области, а не в соседней? Это честный спорт? Кстати, именно поэтому наши молодые уезжают выступать за другие страны - все места в нашей сборной заняты, главная цель наших спортсменов - попасть в сборную, и быть твёрдым "игроком основы", как например Романова или Малышко, получая от спорта все блага! Побеждать при этом - необязательно, 24 часа в сутки, как ОЭБ, думать и работать над тем, чтобы победить - необязательно, достаточно постоянно попадать в 20-ку, и всё! а потом мы видим, как наши молодые девчонки, уехав в Белоруссию, Украину или Казахстан, обгоняют наших тех, из-за кого они не попали в сборную, и даже побеждают на ОИ. У нас им не попасть в сборную, потому что на внутренних соревнованиях уборщицы выносят из номеров мешки шприцов, с помощью которых всякие как потом на КМ окажется тихоходы попадают в сборную! наоборот, нам надо не разрешать применение допинга, а начать сажать лет на 5 всех этих Чегиных, а Каниськина должна отдать машину, квартиру, поселиться в общежитии и пойти работать уборщицей! Вот тогда молодой спортсмен подумает, а стоит ли колоть себе дрянь, которую советует тренер, или сразу позвонить в ВАДА? Ну и конечно не должно быть такого гигантского разрыва в жизненных благах членов сборной и рядовых спортсменов, из-за которых спортсмены готовы себя калечить! Получается, что Сидоров, который лет 30 УМИРАЛ на лыжне, честно стараясь принести славу Родине, так и помрёт в общежитии дворником, не имея ничего дороже велосипеда? А если бы накололся, когда следует, попал в сборную, победил с командой на ЧМ или ОИ - жил бы оставшуюся как сыр в масле - машина, квартира, должность? Нечестно.

23:49 9 февраля 2015

freak

Ромб красно-белый08 Февраля 2015 | 22:55 Не забудь галочку там где надо поставить, партию не обманешь!

23:04 9 февраля 2015

Ромб красно-белый

по моему наоборот, журналистка наконец-то расцвела, сбросила оковы запада и толерастии, и выразила свое свободное мнение человека в свободной стране !!

22:55 8 февраля 2015

de_sad

вот и еще одна журналистка кончилась под гнетом патриотизма... мир вам пухом, Елена

19:42 4 февраля 2015

Лёшин папа

Полный маразм! Осталось ещё останки Ф.Гриффит-Джойнер проверить на допинг...и лишить её медалей... (посмертно)

17:04 4 февраля 2015

Arm9n

а Болт как без допинга бегает быстрее всех, кто без допинга, так и под допингом будет бегать быстрее всех,кто под допингом. ----- Болт без допинга?)) наивный)

14:53 4 февраля 2015

Санитар леса

Бегущий человек 04 Февраля 2015 | 10:27 GiantTemo 04 Февраля 2015 | 10:49 Silerm68 04 Февраля 2015 | 10:56 Slim Taller 04 Февраля 2015 | 11:06 PitersS 04 Февраля 2015 | 11:26 Полностью поддерживаю данные мнения по проблеме допинга.

14:21 4 февраля 2015

Kot13

Silerm6804 Февраля 2015 | 10:56 "Преступление не должно иметь срока давности. Если убийцу не смогут сразу вычислить и соберут доказательства через годы (как например с Чикатило), его что надо отпустить?) Тоже самое и с допингом." На всякий случай: любое преступление имеет срок давности. Подробности в УК РФ.

14:17 4 февраля 2015

blue-white!

WildCat-2k04 Февраля 2015 | 13:00 поддерживаю!

13:26 4 февраля 2015

blue-white!

Согласен. А то может и премиальные спортсмену за победу или призовое место в ОИ только через 10 лет давать! Бред сивой кобылы. Проверяйте перед стартами соревнований. Не выявили, идите лесом. Это ваши проблемы! А то может быть ещё лет на 100 замораживать!?

13:23 4 февраля 2015

WildCat-2k

Ну как по мн, то вещь то здравая! Не смогли поймать - иди в сад и забудьте! ТО на на момент соревнования не могло быть запрещенным или правильно диагностированным - должно считать вполне легальным! По крайней мере теперь, когда все "тяжелые" допинги известны и известны способы их диагностики! Речь уже заходит о каких-то минимальных субстанциях применяемых в восстановительном медицине! Уже и натуральные крема для массажа подбирать приходится что-бы не дай бог какая-то травка не дала положительный анализ! Это уже бред!!! Ходить постоянно и читать этикетки, не есть то что ел раньше из-за страха а вдруг технологию производства или приготовления изменили. Так еще и задним числом лет на 10 назад все. Бред, бред и бред!

13:00 4 февраля 2015

Гаттузо крут!!!!

Вой цеховской. Пытается быть этакой медиа стервой, но очень много слабого и откровенно предвзятого проплаченного материала особенно в фиг. катании.

12:11 4 февраля 2015

Лютик

Как по мне, борьбу с допингом давно пора свернуть и разрешить всё на свете. Пусть все жрут, что хотят. Не вижу в этом ничего плохого: зрители будут рады постоянному росту результатов, спортивная фармакология начнёт яростно прогрессировать (а куда деваться?), а Болт как без допинга бегает быстрее всех, кто без допинга, так и под допингом будет бегать быстрее всех,кто под допингом.

11:59 4 февраля 2015

PitersS

Неплохо бы журналистам и общественности поднять такую волну, чтобы спортсмены и не задумывались о приеме допинга, а у нас их жалеют и, чуть ли, по головке не гладят за их неразумные шалости. Никто голым задом на горячую плиту не сядет, понимая вред для организмУ-так надо и с допингом. Спортсмен должен понимать, что наказание будет неотвратно и предельно жестко. И общественности надо клеймить, а не искать поблажек.

11:26 4 февраля 2015

Slim Taller

Не ожидал,что уважаемая Е.Войцеховская будет защищать тех,кто преступным путём добывает медали.То есть,если поймали по горячим следам,то это хорошо.А если преступника взяли через пять лет,то почему так долго ловили?!

11:06 4 февраля 2015

Лейкин

А я помню, какие хвалебные гимны слагала Вайцеховская Армстронгу ещё до того, как он был пойман. Учитесь проигрывать, Елена Сергеевна!

10:51 4 февраля 2015

GiantTemo

Статья - полный бред. Привожу два отрывка, которые полностью противоречат друг другу: 1. "Давно известно: изобретение новых методов воздействия на результат всегда на шаг опережает появляющиеся технологии борьбы." 2. "Не думаю, что при тех средствах, которые сейчас вкладываются в борьбу с допингом, не существует методов, позволяющих провести анализ пробы в течение суток, а то и нескольких часов." Вывод: хватит защищать чемпионов обманщиков!

10:49 4 февраля 2015

Бегущий человек

Как в этом случае быть с Лэнсом Армстронгом, который имел друзей в антидопинговом комитете, и поэтому ни разу не попался на соревнованиях?

10:27 4 февраля 2015

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!