Газета Спорт-Экспресс № 82 (5255) от 16 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

17 апреля 2010

17 апреля 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

Чуть ли не вся Германия требует, чтобы будущего форварда "Динамо" взяли на чемпионат мира.

МИЛЛИОНЫ КУРАНЬИ

КАК ЗАБУРЛИЛА КРОВЬ

Назвать смачной ту пощечину никак нельзя - так себе, можно сказать, вяленькая. Но была! Наградил ею капитана бундестим Михаэля Баллака в ходе прошлогоднего апрельского матча с Уэльсом на глазах многомиллионной телеаудитории Лукас Подольски. Потом немецкий поляк, конечно, извинился, но в том же духе, что и давал оплеуху, - вяленько. Зато реакция в Германии оказалась бурной. Шутка ли, подняли руку на главную футбольную икону страны! От бундестренера Йоахима Лева ждали драконовских мер, но они оказались бархатными: задиристого Польди пожурили и оштрафовали всего на 5 тысяч евро.

Эту историю в последнее время частенько припоминают в связи с "делом Кевина Кураньи". Напомним, 11 октября 2008 года, погожим дортмундским вечером у форварда "Шальке" и бундестим забурлила кровь - ну никак не мог смириться парень с тем, что Йоахим Лев не включил его на ключевой матч отбора на ЧМ-2010 с Россией даже в заявку. Держался до перерыва, а потом сорвался с места на трибуне, где протирал джинсы рядом с такими же "лузерами", и рванул со стадиона куда глаза глядят. Тем более что и местные фаны, для которых любой посланец "Шальке" - красная тряпка для быка, шпилек подпускали. А ведь накануне был с тренером разговор. Когда Лев сообщил Кураньи о своем кадровом решении, тот тут же выпалил: "Тогда посмотрю матч дома". Бундестренер был категорически против телепросмотра и наказал подопечному не отрываться от коллектива. Но коктейль в крови родившегося в Рио-де-Жанейро Кураньи (мама - панамка, отец - немец из Франции, дед - венгр, прадед - датчанин) на следующий день, как мы знаем, все же забурлил и выбросил его со стадиона, как пробку из бутылки с шампанским. Уже наутро после побега Кевин слезно просил у Лева прощения, но тот сдвинул брови домиком: "Пока я у руля сборной, Кураньи в ней не будет".

Народ тогда тренера поддержал - тем более что форвард "Шальке" был крайне далек от лучших кондиций. На тему "Кураньи и сборная" никто не заикался потом больше года. "Репу чесать" начали лишь в этом сезоне, когда Кевин, заколачивая в бундеслиге гол за голом, потащил на себе довольно серенький "Шальке" в Лигу чемпионов. Вот тут-то и объявились борцы за справедливость, ставшие бить себя в грудь: мол, в сравнении с прегрешением Польди бегство Кураньи - не такой уж криминал. Да, взбрыкнул парень, но до рукоприкладства же не опускался. Нет, на "пожизненное" проступок не тянет!

И чем больше забивал форвард, тем громче становились голоса правдолюбцев, число которых стремительно росло. 87 процентов из более чем 250 тысяч участников недавнего опроса Bild заявили: Кураньи следует помиловать. Фанаты даже открыли сайт www.kevin2010.de, на котором намереваются собрать миллион голосов за бомбардира "Шальке" и в начале мая - перед тем как Лев назовет кандидатов на поездку в ЮАР, - передать бундестренеру петицию.

За отмену санкций против Кураньи выступает и футбольная элита. Почетный президент "Баварии" Беккенбауэр, тренер и менеджер "Шальке" Магат, наставник дортмундской "Боруссии" Клопп подчеркивают: на мировом первенстве за Германию должны сражаться сильнейшие, а значит, опального бомбардира надо простить. На стороне Кураньи и печать: чуть ли не все СМИ обращают внимание, что нападающий "Шальке" в этом немецком первенстве провел мячей больше (18), чем штатные форварды сборной Клозе (2), Гомес (10) и Подольски (2) вместе взятые. Да и игроки бундестим не сомневаются, что набравший ход Кевин очень даже пригодился бы. Правда, из всех опрошенных сборников в его помилование верит лишь берлинский защитник Фридрих. За Кевина просил и его отец: 61-летний Конт Кураньи обещал в печати, что сын в ЮАР не подведет, и даже пригрозил пальчиком - мол, если бундестренер будет упорствовать и дальше, то от этого могут пострадать очень многие.

Наконец, поддержка пришла из-за рубежа - в виде официальных запросов многочисленных клубов, жаждущих приобрести форварда, который по окончании сезона становится свободным агентом. По информации немецкой прессы, еще в начале апреля в приобретении Кураньи были очень заинтересованы "Ювентус", московские "Динамо" и ЦСКА, питерский "Зенит", английские "Бирмингем" и "Сандерленд", турецкие "Фенербахче", "Галатасарай", "Бешикташ".

ОТКРОЕТ ЛИ ГЛАЗА ЛЕВ?

И только от одного человека не поступало никаких сигналов - от Йоахима Лева. Более того, бундестренер, понимая, что ему неминуемо зададут вопрос о Кураньи, стал от журналистов прятаться. Не давал интервью, в последний момент отменил заранее оговоренное появление перед телекамерой в перерыве матча "Бавария" - "МЮ", не приехал в Гельзенкирхен на ключевой поединок бундеслиги, в котором Кураньи со товарищи принимали мюнхенцев. Видно, очень уж неприятно было вспоминать визит в Леверкузен, где после двух голов Кевина трибуны стали скандировать: "Лев, открой глаза!" Бундестренер их, конечно, не закрывал - в отличие от рта. Но думу думал. Помиловать Кураньи - дать слабину, потерпеть поражение на педагогической стезе. Упереться - в случае неудачи в Африке все начнут трубить: мол, поставил личные интересы выше общественных.

Но долго патовая ситуация продолжаться не могла. В прошлые выходные Лев, наконец, нарушил молчание, сообщив, что обсудит "дело Кураньи" с помощниками. По сравнению с месяцами безмолвия - тектонический сдвиг. "Проведем дискуссию среди руководства сборной и в нужный момент огласим решение, - заявил бундестренер. - Нас ждет самый главный турнир, и важно использовать все имеющиеся возможности. Кураньи же проводит хороший сезон, и мы это примем к сведению".

Народ воодушевился еще и потому, что консультации с ассистентом Фликом, наставником вратарей Кепке и главным скаутом сборной Зигенталером бундестренер назначил в отеле "Ангел" в Байерсбронне. Немцы сразу вспомнили, что в этом живописном городке уже принимались судьбоносные футбольные решения. Именно там проводил сбор легендарный Зепп Гербергер перед поездкой на первый для Германии победный мировой чемпионат 1954 года, а в 2006-м Юрген Клинсманн сообщил бывшему ассистенту Леву, что уходит из сборной. Вердикт по Кураньи для немецких фанов вполне вписывается в этот ряд. Но узнают о нем широкие массы болельщиков не раньше мая. При этом поток сигналов, внушающих им оптимизм, не прерывается. Так, менеджер бундестим Оливер Бирхофф отметил: "Думаю, Кевин ведет себя очень хорошо. Он полностью концентрируется на "Шальке". Гарантировать я могу одно: Йоахим Лев думает только о том, как подобрать самый сильный состав". Не обремененный же дипломатическими оковами председатель правления "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге высказался прямо: "Полагаю, Кураньи возьмут".

НЕМЕЦКО-ПАНАМСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Что все это может означать для московского "Динамо", которое, судя по всему, немецкий бомбардир предпочел в итоге "Ювентусу" (туринцы предлагали ему 15 миллионов евро за 4 года) и манившему трехлетним контрактом по 6 милллионов в год или четырехлетним по 5 миллионов "Фенербахче"? Конечно, было бы неплохо, прилети Кураньи в Россию с африканским загаром и, воодушевленный мировым первенством, начни штамповать голы. Но если в ЮАР он не блеснет или даже туда вообще не поедет, бело-голубые, думаю, все равно не прогадают. Форвард не раз уже доказывал, что умеет держать удар. Помню, как он переживал, когда Клинсманн в последний момент отцепил его от сборной перед домашним мировым чемпионатом. Ничего, выдюжил - и на Еurо-2008 взял серебро. И сейчас, в опале и неведении, исправно делает свое дело.

Припоминаю, как несколько лет назад в беседе со мной Кевин сказал: "Пунктуальность и уважение к дисциплине унаследовал по немецкой линии, трудолюбие, прилежность - по панамской. А у бразильцев научился всегда радоваться жизни, улыбаться". Кстати, в России Кураньи порадоваться уже успел. Рассказывал мне, например, о сильном впечатлении, которое произвели на него в Москве, куда приезжал в составе молодежной сборной, наши девушки. Впрочем, ныне он - человек семейный, жена-хорватка Виктория подарила ему сына и дочку.

А еще вспоминаю, как Кураньи ответил на мой вопрос о том, представляет ли он себя в одной из российских команд: "Кто знает? Никогда не говори "никогда". Футбол таков, что если у игрока дело в команде не ладится, он переходит в другую. Может быть, когда-нибудь и буду играть в Москве - в сильном клубе, на хороших условиях".

Прошло всего несколько лет - и выяснилось, что в российский клуб вполне можно перейти и тогда, когда в твоей нынешней команде все очень даже ладится.

Ефим ШАИНСКИЙ

Франкфурт