Газета Спорт-Экспресс № 42 (7281) от 1 марта 2017 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

1 марта 2017

1 марта 2017 | Хоккей

ХОККЕЙ

Вчера в Москве на 70-м году жизни скончался легендарный хоккеист, центрфорвард первого звена ЦСКА и сборной СССР Владимир Петров.

Владимир ПЕТРОВ: В ПЕРВОЙ ТРОЙКЕ - НАВЕЧНО

Марат САФИН

Такие новости не ждешь никогда. Они не подкрадываются. Бьют сразу в лоб. Больно. Почти наповал.

Не стало еще одного великого игрока. Из легендарной тройки Харламов - Петров - Михайлов остался только Борис Петрович.

- Вы не переживайте, я держусь, - голос партнера Владимира Владимировича был бодр. Михайлов словно осознавал, что просто не имеет права в такой ситуации поддаваться отчаянию. Харламов вошел в зону, но его остановили защитники, Петров принял пас и бросил по воротам. На пятачке - Борис Михайлов, твердо и крепко стоит на ногах. Что бы ни творилось внутри, он стерпит и выстоит.

* * *

Я звал Петрова в поездку с национальной сборной в Швецию. В Гетеборг, где наша команда выиграла Евротур.

- Не поеду, - сказал Владимир Владимирович. - Болею. - Ответил так, будто простудился и завтра поправится. И хотя голос у него был слабый, я, как обычно бывает в таких случаях, не придал этому никакого значения, даже не зная, что говорю с ним в последний раз.

* * *

У каждого, кто работал в хоккее, свой Петров. Молодые корреспонденты слегка подсмеивались над его тонким голосом, не зная, отчего он такой. Посмотрите старые записи с его интервью: голос его был совсем другим. В период, когда он возглавлял Федерацию хоккея, времена были тяжелые. Вокруг спортивных организаций крутились не только спонсоры, но люди, а точнее, полулюди, которым на величие любых других было наплевать. Кто-то из них порезал Петрову горло, после чего он и потерял голос.

* * *

У каждого, кто смотрел хоккей в 70-е, Петров один. Мощный, с хорошим катанием, бесстрашным лицом и убийственным кистевым. Все ветераны как один вторят: бросал так, что шайбы не было видно. Дай ему не деревяшку, а современную чудо-клюшку, равных по броскам ему бы не было и сегодня. Верим.

* * *

А еще у него было врожденное чувство правды.

- Он даже с Тарасовым не боялся спорить, - вспоминает Владислав Третьяк. - Для всех был примером неуступчивости.

Помню, Петров заехал в КХЛ, где я работал несколько лет. Заехал ненадолго, куда-то очень торопился. Уже где-то на пороге я спросил его что-то о центральных нападающих. Владимир Владимирович сурово посмотрел на меня: “Ну-ка пошли!”

Мы зашли в переговорную, он взял сподручные предметы и стал объяснять мне все про роль центрфорварда. Где он должен быть при позиционных атаках, а где не должен, где - при возврате в собственную зону, а где при обороне своих ворот. Ярко, наглядно, с примерами правильной игры и ошибок. Зачем ему был нужен я и почему, торопясь, он потратил на меня почти час своего времени?

Просто он хотел, чтобы я знал правду. Не писал ерунды и рассказал то, что узнал от него, другим. Иначе никак.

* * *

В прошлом году спросил его про состав сборной, вызванный на какой-то из этапов Евротура. Ответ был жестким, из серии “А этот зачем? Вот тот же сильнее! А где этот и вот тот? Неужели не подходят?” Речь Владимира Владимировича была эмоциональной и длилась полчаса. А через два месяца игроки, названные Петровым, появились в составе национальной команды. По какой причине, не знаю. Но Петров умел убеждать.

* * *

Больше половины современных болельщиков не видели игру Владимира Петрова. В принципе это неудивительно, ведь он закончил играть 34 года назад. От нас ушло почти все поколение 60-х, и теперь за ними потянулись в небеса звезды следующего десятилетия. В сети много игр ЦСКА и сборных СССР, где можно посмотреть игру Петрова. Но я настоятельно рекомендую всем, кто не жил в те времена, расспросить своих отцов и дедушек о том, как он играл и что они запомнили больше всего. Видео - это видео, но живые впечатления ничем не заменишь.

* * *

Великие спортсмены, как правило, и великие люди. Петров - не исключение. Его именем будут называть арены, улицы, турниры и трофеи. И это правильно. Но важно не только это. А то, чтобы за увековечиванием имени не потерялась память о личности.

Владимир Петров - это образец хоккеиста. То, каким должен быть Игрок, человек, занимающийся этой профессией. Созидательный, смелый, умный и изобретательный на льду. Эрудированный и честный в жизни. И при этом неуступчивый, двигающийся вперед к своей цели. Открыто и аргументированно отстаивающий свою позицию. Делать это он должен точно так же, как обыгрывать соперников на льду. Если бросать или отдавать передачи, то только с поднятой головой. Именно эти качества воспитывает хоккей. Этому учит детей каждый нормальный тренер.

* * *

Хоккеисты растут. Пробиваются в состав. Отвоевывают игровое время, начиная с нижних звеньев и постепенно пробиваясь в верхние. Они выбывают из-за травм, болезней, не попадают в состав из-за неважной игры.

Много было в нашем хоккее первых звеньев. Харламов - Петров - Михайлов - особенное. Звено расцвета отечественного хоккея с шайбой. Хоккеист Владимир Петров не сломался, не заболел и не умер. Он в этом звене - навсегда.

Борис МИХАЙЛОВ: “БОЛЕЗНЬ СЪЕЛА ЕГО ЗА ПОЛТОРА МЕСЯЦА”

- У Володи был серьезный недуг, - рассказал великий форвард, партнер Петрова по легендарному звену. - Буквально за полтора месяца болезнь съела его. Это произошло в четыре утра, а жена его позвонила мне в седьмом часу. Сам я держусь, не переживайте.

Владислав ТРЕТЬЯК: “ПЕТРОВ БЫЛ ПРИМЕРОМ НЕУСТУПЧИВОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ”

- Ушел знаменитый форвард, центральный нападающий первого звена, которое на протяжении многих лет прославляло ЦСКА и сборную Советского Союза. Это был неординарный хоккеист и человек. Самолюбивый, настойчивый, - сказал президент ФХР. - Не всегда он соглашался с мнениями тренеров, порой даже спорил с великим Анатолием Тарасовым. Но эта настойчивость позволяла ему добиваться побед.

Он был примером неуступчивости и трудолюбия для всей команды. До последних дней своей жизни он отдавал всего себя хоккею. Все мы скорбим, когда уходят личности такого масштаба. От себя и от имени Федерации хоккея России выражаю соболезнования всем, кто знал Владимира.