Газета Спорт-Экспресс № 160 (7104) от 22 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

22 июля 2016

22 июля 2016 | Хроника

ХРОНИКА

25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”

Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы.

В первой публикации о чемпионате мира 1994 года отразились скандалисты и неудачники турнира. Сегодня - его лауреаты.

АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ-2

СТОИЧКОВ РАЗБУДИЛ БОЛГАРИЮ

Низложившая немецких “королей” Болгария до 1994 года не одержала на чемпионатах мира ни одной победы, зато почти на каждом крупно проигрывала. Когда в первом туре ЧМ-94 она была побита нигерийцами (0:3), казалось, что и новому поколению - Стоичкову, Костадинову, Пеневу - не удастся превзойти незадачливых предков. И тут болгары преобразились: убедительно обыграли Грецию с Аргентиной, превзошли в серии 11-метровых Мексику и, наконец, преподнесли главный сюрприз турнира, перескочив через Германию в медальную четверку. Разумеется, благодаря неподражаемому Христо Стоичкову.

...Здесь Христо кажет себя во всей красе. Ни секунды на поле не стоит, не бездействует - все время куда-то бежит, требует мяч, теребит партнеров, дразнит соперников, выговаривает судьям, что-то кричит своему тренеру и что-то показывает чужому. А смысл один - дайте мне сюда мяч, и я вам все сделаю.

Свой штрафной он выпросил сам, заставив Меллера свалить себя в самой любимой точке. Вот ведь ирония судьбы - пятью минутами раньше Меллер хлестким дальним ударом проверил прочность правой штанги ворот Михайлова, а Феллер с его охотничьим инстинктом убийцы-добивалы не сделал вовремя полшага назад и добивал уже из офсайда. Так Меллер попал из потенциальных героев в крушителя мечты.

Итак, Стоичков все сделал сам. Сам, по большому счету, упал, сам без помощи Меллера поднялся, установил мяч, немножко поруководил судьей при отодвигании “стенки” и пустил мяч, не замечая ее, почище, чем Маттеус с пенальти. 1:1 - это вам совсем не 0:2.

Стоичков разбудил Болгарию, как декабристы Герцена. И через две минуты Лечков потрясающе отыгрался за пенальти, вонзив мяч лысеющей головой в ворота Иллгнера. Такие голы забиваются раз в жизни. Но Лечкову теперь на жизнь хватит.

Сергей МИКУЛИК из Бостона, №125 (790) от 12 июля 1994 года

Слава этой сборной Болгарии, как и любой выскочки без традиций, будет коротка: на Euro-96 она не сможет выйти из группы, а ЧМ-98 завершит поражением от Испании со счетом 1:6.

БЛЮДА СО ШВЕДСКОГО СТОЛА

Самыми цельными командами ЧМ-94 были, так уж вышло, соперники сборной России на групповом этапе - Бразилия и Швеция. Именно шведы встали на пути румын, ведомых блистательным Хаджи.

…Своим поведением на поле Равелли здорово снимает стресс с партнеров, придает им уверенности в себе. Несмотря на устрашающие, на первый взгляд, жесты, он редко когда позволяет себе накричать на нашкодившего защитника. Зато, получив мяч, выкидывает с ним фокусы почище любого жонглера. Этим самым он говорит партнерам: не напрягайтесь, забудьте мандраж, любите мяч, и тогда он полюбит вас.

А мяч шведов на нынешнем чемпионате действительно любит. Он любил их даже в игре с кудесниками этого самого мяча - бразильцами. “Мы прилично потрепали нервы Бразилии, а это значит, что можем проделать это с любой другой сборной. Причем с большим успехом”, - с законным чувством самоуважения заметил Томми Свенссон. И он имеет на это право - таким хозяйским поведением на поле, которое демонстрирует его полузащита, мало кто может похвастаться на чемпионате. Клас Ингесон, Стефан Шварц, Йонас Терн, в любой момент готовые выйти на замену Хокан Мильд, Йеспер Бломквист, Андерс Лимпар - все они связаны на поле единой нитью. А украшение средней линии, та самая звезда-плеймейкер, без которой классная команда не будет классной, - Томас Бролин, за последние годы выросший до уровня диспетчера мирового класса. Вспомнить хотя бы его изумительный пас на выход Кеннету Андерссону в матче с бразильцами.

Бролин - связующее звено между полузащитой и двумя блестящими нападающими, которые не просто успешно умеют завершить атаку, но и сами многое создают - Мартином Далином и Кеннетом Андерссоном. От первого такой игры ждали, второй стал одним из открытий чемпионата. Пока с этой парой нападающих ни одна оборона справиться была не в состоянии.

Сегодняшние шведы - это и есть прообраз так недостающих нам датчан, прообраз, которого многие ждали найти в норвежцах, но, увы, не нашли. Игровое разнообразие подобно количеству блюд на шведском столе - могут северяне и на земле элегантную комбинацию расчертить, и на втором этаже усилиями Далина и Кеннета Андерссона королями себя чувствовать, могут использовать как длинные передачи через полполя, так и короткий перепас. Это-то неожиданность, эта свобода и импровизация, основанная на магическом понимании друг друга, и заставляет соперников теряться в догадках - что сейчас сотворят эти непредсказуемые шведы.

И что еще нельзя не заметить в шведской сборной образца 1994 года - возросший игровой менталитет, чувство собственного достоинства. Они никого не боятся, и это видно как по их высказываниями, так и, главное, по игре.

Игорь РАБИНЕР, №120 (785) от 5 июля 1994 года

Судьбе было угодно не допустить бразильцев и шведов в финал вдвоем: право бороться за золото им пришлось оспаривать в полуфинале. Бразильцы были сильнее, но это не умалило заслуг и достоинств шведской дружины. В матче за 3-е место они буквально уничтожили Болгарию.

Жаль только, что и эта прекрасная команда прожила короткую жизнь. Бролин вскоре столкнулся с бесконечными травмами, Далин и Андерссон растеряли форму, и в следующий раз Швеция пробилась на крупный турнир только через шесть лет, уже совершенно в другом составе.

НЕУЛОВИМЫЙ БАДЖО

Сборная Италии входила в турнир кое-как: проиграла Ирландии, осталась вдесятером уже в первом тайме встречи с норвежцами и зубами вырывала победу, сыграла вничью с Мексикой, едва избежала поражения от Нигерии. А после этого раскрылась во всей красе - потому что засверкал Роберто Баджо. Он приехал на чемпионат недолеченным, восстанавливался прямо по ходу (это ведь именно его Арриго Сакки заменил на второго вратаря в игре с Норвегией, когда удалили Пальюку), но когда начались матчи на вылет, расцвел и засверкал. Два гола нигерийцам, один - испанцам и еще два - в ворота болгар вывели “Скуадру адзурру” в финал.

Роберто Баджо здесь - самый часто сбиваемый футболист. Обычно этот титул всегда висит на ногах и спине Марадоны, но после того как Диего объелся эфедрина, прочно перешел к Роберто. Никак ему - то больному, то нездоровому - не дают восстановиться. Но не жалуется человек, несет свой крест, устало помахивая облегченным хвостиком и ничегошеньки не выпрашивая у судей. Америка в его манеры влюблена - она искала и нашла на этом таком поначалу чужом и непонятном для нее чемпионате насквозь положительного героя, да еще и страдальца.

Почему Италия не давала зрелища? Так Баджо был не в полном порядке. А когда команда результат в концовке вырывает, - тут не до красот, хоть Баджо корявых голов и не забивает. И все гадают - а что будет, если Роберто не станет беречь себя в начале?

И вот началось - и словно ушел с поля двадцать один игрок, чтобы не мешать творить на нем Роберто. Партнеры? Вбросьте, пожалуйста, кто-нибудь аут - я же всегда открыт. Соперники? Подходите по одному. Впрочем, если вам удобно, можете и вместе - мне без разницы.

А как Баджо бежит! Ему, когда Роберто исполняет нападающего, не нужен даже диспетчер с даром предвидения - он сам показывает, где и когда должен оказаться мяч. Выкиньте его на свободное место, а уж я там буду. И разберусь как надо.

Он не запорол на этот раз ни единого из близких к голевым момента. Дважды разобрался с Михайловым идеально. И еще по разу не отдали ему на выход пас два жмота - Альбертини решил не вовремя поверить в свой забытый уже здесь дальний удар, а Казираги все пытался доказать, что может что-то и в одиночку, но все невпопад.

А где же Стоичков? В тени Баджо, как болгары - в тени итальянцев. У тех случился долгожданный праздник - Роберто стартовал, как спринтер. И дистанцию матча они теперь бросились сокращать, пытаясь уйти настолько, чтобы болгары задохнулись от их темпа и прекратили сопротивление. И Мусси, должный по идее передавать вблизи ворот Стоичкова Костакурте, сам терзал главного болгарина у его штрафной. Правда, пас, равный тому, которым он наградил Баджо в концовке матча с нигерийцами, Мусси в этой игре не удался, но кому из-под него бил или пасовал Стоичков?! Напрасно будете напрягать память.

Стоичкова искала вся Болгария. И находила разве что задыхающимся в защите. Или, как обычно, с кем-то дискутирующим. Но поговорить Христо мог только со своими. Итальянцы, которым для воодушевления достаточно обычно куда меньших поводов, чем два таких эстетских гола, предложили такие скорости, что на бегу Стоичкова никто бы не услышал.

Сергей МИКУЛИК из Нью-Йорка, №128 (793) от 15 июля 1994 года

Финал, к сожалению, получился пресным: Италия и Бразилия так опасались проиграть, что совсем не рисковали и тягуче доигрались до серии пенальти. В которой как раз Баджо и не забил…

ЛЕБЕДЬ СИНЕ-БЕЛАЯ

Бразильцы предстали на этом чемпионате непривычными - тактически грамотными. Но отнюдь не такими скучными, как в 1990-м: знаменитую “самбу с мячом” можно было наблюдать во многих матчах. А самым ярким в исполнении будущего чемпиона и настоящим украшением турнира получился четвертьфинал против Голландии.

Вы видели, что устроили Ромарио, Бебето и Зиньо после того, как на 62-й минуте форвард “Депортиво”, обокрав Воутерса, перевел в разряд голландских болельщиков Де Гуя и катнул мяч в пустые ворота? Это было похоже на “Танец маленьких лебедей”. Два великих форварда плюс классный полузащитник, все - небольшого росточка, совершали движения, точь-в-точь как в Большом театре. А в это время на поляне бессильно лежал долговязый Эд Де Гуй и думал, что все кончено, - а по-другому и не может думать вратарь, над которым только что произвели прямо-таки садистскую экзекуцию. Когда ты, ловко обманутый нападающим, лежишь на траве и не в силах что-либо сделать, глядя, как мяч закатывается в пустые ворота, - тут и до инфаркта недалеко.

А бразильцы, отплясав у бровки в предвкушении разгрома, пошли добивать раненого противника. Но они, похоже, полагали, что разгром придет сам собой, что смятые и деморализованные голландцы сами принесут победу на блюдечке с голубой каемочкой.

Но нашелся человек, который не смог смириться с подобным унижением. Человек, который по большому счету и сделал этот матч одним из самых будоражащих на ЧМ-94. Уже через две минуты после бразильского танца Бергкамп ринулся слева в штрафную и увидел перед собой стену из трех бразильских защитников. Пройти их было объективно невозможно. Но для такого таланта в минуты футбольного экстаза нет ничего невозможного. И Бергкамп буквально продрался к вратарской и там обвел Таффарела ударом в правую “девятку”.

И все перевернулось.

Это была первая атака голландцев во втором тайме! А до того на поле безраздельно властвовала одна команда - та, что выступала в непривычной для себя сине-белой форме. Ромарио, Бебето, Дунга, Зиньо, Бранко делали все, что было угодно их свободным бразильским душам. Этот порыв не мог не закончиться голом. И он состоялся, этот чудо-гол. Все было исполнено настолько синхронно, с такой чистотой линий, что даже игроки сборной Голландии не могли удержаться от аплодисментов.

Еще десять минут Бразилия издевалась над Голландией. И устроили южноамериканцы самбу по-футбольному. Жоржиньо, сыграв в “стенку” с Мазиньо, выложил мяч Бебето, который потряс штангу. Ромарио после паса того же Жоржиньо заставил запутаться в собственных ногах Валькса, но Де Гуй встал, как стена. А кончилось все вторым голом Бебето…

Игорь РАБИНЕР, №125 (790) от 12 июля 1994 года

Вся сущность чемпионов мира-94 - в оценке главного тренера Карлоса Альберто Паррейры: “Сила нашей сегодняшней сборной - в ее сбалансированности. Она подучилась у европейцев тактике, она теперь тверже стоит на земле, чем раньше. И в то же время мы не потеряли всегда свойственную бразильцам виртуозную технику. Ромарио с Бебето ее в полной мере продемонстрировали. Поразительно, что у Ромарио с Бебето, которые до чемпионата не слишком ладили между собой, в Америке образовались дружеские отношения. А все потому, что они получают удовольствие от взаимодействия на поле. Они не жадничают, не стараются пробиться к воротам в одиночку, а помогают друг другу. Чего стоят только пас Ромарио на Бебето в матче с США и передача Бебето на Ромарио против голландцев”.

ОСКОЛКИ РАЗБИТОЙ ТАРЕЛКИ

А что же наши? Они вновь оказались, как повелось тогда писать, “чужими на празднике жизни”. Демарш с “письмом 14-ти” изрядно ослабил команду, и хотя с большинством “подписантов” главе РФС Вячеславу Колоскову и тренерскому штабу в конце концов удалось найти общий язык, шестеро ведущих игроков - Шалимов, Добровольский, Канчельскис, Колыванов, Кульков и Кирьяков - так и не согласились выступать за сборную под руководством Павла Садырина. А в “экспериментальном” составе шансов на успех в группе с Бразилией и Швецией у сборной России априори было мало. Матч против бразильцев подтвердил это со всей очевидностью.

В российской команде самым заметным был Горлукович - он и в отборе успевал, и пас перехватывал, и даже вперед шел. А после его дальнего удара Таффарел стал что-то выговаривать защитникам. Интересно, что, когда стало известно о беспощадной борьбе ФИФА с грубиянами, у некоторых игроков сборной сложилось мнение, что именно Горлукович станет главным собирателем карточек всех цветов. А он сыграл, пожалуй, безупречно.

На 21-й минуте опять же Горлукович помешал очень активному Леонардо нанести точный удар с угла вратарской. Угловой. Спустя минуту уже Карпин выносит мяч за лицевую - еще угловой. При его подаче Харин выбивает мяч. И еще угловой. Зиньо навешивает справа, Марсио Сантос промахивается из выгодного положения, а Хлестов выбивает мяч. Еще угловой. В таких ситуациях иногда говорят - гол назревает. Харин вновь переводит мяч на угловой - 5-й подряд. И снова пошел бить Бебето. После его удара мяч перелетает через все головы, падает во вратарскую, и Ромарио, опережая Тернавского, отправляет мяч в сетку.

Конечно, всем нам очень хотелось, чтобы сборная России сравняла счет - и желательно, еще в первом тайме. Но совершенно было очевидно, что произойдет это только в том случае, если бразильцы сами себе мяч в ворота закатят. Самостоятельно наша команда создать ничего не могла. Юран 10 раз получил мяч, 10 раз его потерял. Радченко, игравший под нападающим, в этой роли смотрелся совершенно неумелым. Не случайно именно их заменил во втором тайме Садырин. Но были и еще игроки, вроде бы призванные что-то создавать у чужих ворот. Но и разыгрывающий Пятницкий (почти никуда не успевал), и правый хав Карпин (просто выпадал из игры) толком обострить игру не могли. Было бы разрешено больше замен - эти игроки наверняка были бы заменены. Впрочем, и те, кто вышел на поле с новыми силами, - Саленко и Бородюк, ничего в атаке нашей команды не изменили. Ее не было - атаки.

А защита ошиблась еще раз, когда Ромарио вновь удалось переиграть Тернавского с Никифоровым. Он был сбит в штрафной, а Раи реализовал пенальти. Во втором тайме Раи опекали уже не так плотно, как в первом, свободы у него стало предостаточно, и бразилец сразу же напомнил себя великого двухлетней давности. Три потрясающие возможности капитан создал для Бебето, и трижды Харин отражал удары, наносимые из пределов вратарской площадки.

Тем не менее, после игры Паррейра говорил хорошие слова в адрес сборной России, особенно отметив ее старание во второй половине.

Владимир ТИТОРЕНКО и Роберт ЭДЕЛЬМАН из Сан-Франциско, №111 (776) от 22 июня 1994 года

НА ЗАДВОРКАХ

Против Швеции Садырин выпустил совсем другую команду, произведя в основе сразу пять замен. Начало получилось бодрым (Саленко уже на 5-й минуте открыл счет с 11-метрового, назначенного за снос Бородюка), остальное - как всегда: перед перерывом шведы отыгрались, сразу после получил-таки красную карточку Горлукович, после чего Далин двумя точными ударами отправил российскую сборную на последнее место в группе. С призрачными надеждами на выход из нее.

Безволие, безысходность, безнадегу наблюдать со стороны всегда грустно. За другими следишь - так у людей глаза горят. Любой далекий от футбола американец ткнет пальцем в спортивный канал телевизора - и сразу ясно ему, что наткнулся он на чемпионат мира - где футбольный люд еще так делу отдаваться будет? И только нарвавшись на российскую сборную, может человек канал выключить. Скучно.

Почему это происходит, ну почему? Опять, в который раз, мы на задворках и снова при невыразительнейшей своей игре считаем призрачно-ускользающие какие-то варианты: а если Бельгия вобьет мяча три (а лучше четыре) Саудовской Аравии, да итальянцы крупно, по высшему разряду, похоронят мексиканцев… Неужели никогда не наступит такое время, когда кто-то с уважением будет прикидывать: вот Россия, она себе дальнейшее продвижение уже обеспечила, но если хочет вылезти на почетное первое место, то постарается раздеть в последней игре Камерун и тем самым поможет нам. Или мы обречены всю жизнь подбирать объедки?

Сергей МИКУЛИК из Санта-Круза, №115 (780) от 28 июня 1994 года

ВЕЧНЫЙ ОЛЕГ

На Камерун вышли все, кто еще не играл - Корнеев, Ледяхов, Тетрадзе, Черчесов, вернулся в состав Цымбаларь. Вышедший во втором тайме на замену Бесчастных стал 22-м футболистом российской команды, сыгравшим на чемпионате. Вся заявка была вычерпана Садыриным до донышка! И надо же было такому случиться - именно этот третий, совсем уж необычный вариант сборной устроил феерию, разгромив камерунцев, чье реноме после ЧМ-90 все еще было высоким. А Олег Саленко после этой игры навсегда вошел в “золотую книгу” мировых чемпионатов - никому ни до, ни после него не удавалось забить в одной игре пять мячей.

Здесь даже слова не нужны. О том, как это было, лучше всего поведают страницы “СЭ”.

На короткий миг возродилась надежда на выход в 1/8 финала. Но результаты в других группах, как назло (а может, в наказание за то, что слишком долго мы запрягали), сложились не в пользу нашей команды. Ее ожидали не игры на вылет, а масштабные перемены - и начались они, когда ЧМ-94 еще продолжался: Садырина на посту главного тренера сменил Олег Романцев. Но это уже совсем другая история.

Подготовил ЕвгенийЗЫРЯНКИН

Полные тексты всех серий нашего альманаха “25 лет в спорте” - читайте на www.sport-express.ru