Газета Спорт-Экспресс № 81 (7025) от 18 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

18 апреля 2016

18 апреля 2016 | Хроника

25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”

Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы. Настала пора прощания с великой спортивной командой. На Летней Олимпиаде 1992 года она называлась “объединенной”, но по масштабу достижений осталась непобедимой советской. Так и ушла в историю - непобежденной.

В ДРИМ-ТИМНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Олимпийские игры всегда возводят своих лауреатов в ранг героев спорта, и многие из них спустя годы становятся олицетворением той или иной Олимпиады. Мюнхен-72 - это Игры Корбут, Игры Спитца, Игры Борзова, даже Игры Белова, несмотря на то что играл он в баскетбольной команде. Монреаль-76 - Игры Комэнечи, Андрианова, Хуанторены, Москва-80 - Сальникова, Стивенсона, Коэ, Сеул-88 - Льюиса, Луганиса, Бионди, Шушуновой.

Барселона-92 тоже восславила великих чемпионов: Попова и Садового, Щербо и Карелина. И все-таки XXV Олимпиада сохранилась в сердцах поклонников спорта, прежде всего, как грандиозный парад выдающихся команд. На беговой дорожке блистали американские эстафетные команды, в бассейне - сборная наших пловцов, в спортзале - наши гимнасты; на умопомрачительном уровне прошли оба волейбольных турнира. А впервые допущенные на Игры мегазвезды НБА - Джордан, Баркли, Юинг, Стоктон, Берд, “Мэджик” Джонсон etc. - составили настоящую “команду-мечту”. Ее едва ли не официально так все и называли: Dream Team.

Баскетбольная сборная США стала одним из символов Барселоны-92: ее, делясь впечатлениями от тех Игр, вспоминают в первую очередь. А во вторую, как главный итог Олимпиады, подводившей черту под целой эпохой, - говорят о чудо-команде, выступавшей под олимпийским белым флагом, без собственного гимна, под именем Объединенная. Сборная сгинувшего СССР, уходя в небытие, подарила напоследок жителям разрушенной страны две недели болельщицкого счастья и триумфа. Для очень-очень многих из них в то время это была едва ли не единственная радость в жизни.

Впервые отправил полноценную команду на крупные соревнования и “СЭ”. В Альбервилле и на Euro наши корреспонденты работали дуэтом; в Барселону поехали целой “пятеркой с вратарем” - пять пишущих плюс фотограф. И с первого же старта, с первой же публикации с Игр засверкала в этом ансамбле своя ярчайшая звезда. Безо всякого преувеличения можно сказать: Олимпиада-92 на страницах “Спорт-Экспресса” стала бенефисом Елены Вайцеховской, чемпионки Монреаля-76 по прыжкам в воду, которой басами подпевал мужской репортерский хор. И забегая вперед, скромно заметим: такие “сольные концерты” в ее карьере продолжаются до сих пор.

Главная сенсация Игр - непобедимый Бубка проиграл. Трижды сбитая планка оставила мирового рекордсмена и “вечного чемпиона” в прыжках с шестом не только без медали, но и без итогового места. Золото все равно досталось нашему - Максиму Тарасову, да и серебро тоже - Игорю Транденкову. Еще одна “бомба” громыхнула на теннисном корте: юная Дженнифер Каприати обыграла в финале великую Штеффи Граф.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

- Что произошло с Бубкой? - спросили мы нового олимпийского чемпиона, поздравив с победой.

- Да сразу и не скажешь… Конечно, сыграл свою роль ветер. Во время разминки он дул в лицо. Начались соревнования - стал дуть поперек разбега. Вообще куролесил, как мог. Не случайно сошли на несерьезных высотах венгр Бадьюла, американец Тарпеннинг. Ну а кроме того злую шутку сыграли с Сергеем судьи.

- Боже мой, опять судьи! Но каким образом?

- Ну вот вам ситуация. Сергею начинают отсчет времени. Но, оказывается, судьи забыли поставить стойки так, как заказал Бубка. В результате ему на подготовку к прыжку и сам прыжок осталось слишком мало времени - всего-то секунд тридцать. А как это выбило из колеи!

- Страшная неудача: обладатель тридцати мировых рекордов, трехкратный чемпион мира, победитель Игр в Сеуле уходит ни с чем…

- Это был шок для всех нас. Бубка - сильнейший, это же очевидно.

- Хорошо, Бубка ушел. Что вы почувствовали?

- Понимаете, я вдруг стал главным претендентом на победу. Жуткий груз. Я же ехал в Барселону тихо и спокойно брать свою серебряную медаль. И тут вдруг такое. Нужно было психологически перенастраиваться.

- Судя по всему, у вас получилось.

- Да не очень…

- ???

- Если бы Сергей оставался в секторе, то я прыгнул бы намного выше. 5,90 или 6,00.

Владимир ГЕСКИН из Барселоны, №152 (248) от 11 августа 1992 года

ПЛАВАНИЕ

Олимпиада-92 началась для нас с подлинного триумфа в бассейне. В первый вечер плавательных финалов Евгений Садовый выиграл 200-метровку кролем. Назавтра нашей команде, с Садовым на последнем этапе, покорилась - да с мировым рекордом! - эстафета 4х200 м. Новый день - новое золото: успешный почин подхватил Александр Попов, быстрее всех, в том числе знаменитого Бионди, проплыв 100-метровку. Еще спустя сутки в третий раз на Играх победил Садовый - с мировым рекордом на 400 м вольным. Тогда же копилку драгоценностей пополнила брассистка Елена Рудковская. А итог выдающему выступлению подвел Попов, опередив всех на “полусотне”.

ДОГОНЯЙ НАС ТЕПЕРЬ, АМЕРИКА

В олимпийском Монреале-76, когда американские пловцы, ставшие чемпионами в эстафете 4х200 м вольным стилем, плакали от счастья на пьедестале, я спросила одного из наиболее выдающихся тренеров мира Джеймса Каунсилмена: “Док (так почтительно-ласково именовал его весь плавательный свет), почему вы, американцы, называете эту эстафету “гордость нации”?”

- Понимаете, - ответил он, - 200 метров вольным стилем - это та дистанция, которую невозможно выиграть, обладая лишь талантом. Здесь проявляется и мастерство тренера, умение подготовить ученика. Если в стране есть сильные пловцы-средневики, это оценка плавательной школы. Если же из них можно составить команду, способную победить в эстафете на Олимпийских играх, - это самый яркий показатель уровня плавания в стране. Гордость нации.

С 1956 года американцы ни разу не уступили олимпийского первенства. Я не беру в расчет Игры-80, когда в Москву не приехали не только представители сильнейшей плавательной державы, но и их извечные соперники - пловцы ФРГ. Золото, завоеванное американцами в Лос-Анджелесе-84 и Сеуле-88, отбрасывало все эти годы изрядную тень на высшие московские награды наших ребят.

И вот сейчас, стоя в тесном коридорчике олимпийского бассейна “Бернар Пикорнель”, я испытывала огромную гордость. Даже не вызывающая эмоций олимпийская мелодия не могла ни на йоту уменьшить эту мою гордость за четверку, стоявшую на пьедестале: Евгений Садовый, Владимир Пышненко, Вениамин Таянович, Дмитрий Лепиков. Гордость нации.

Когда наконец дождалась их у последнего кордона, где полицейские еще с предыдущего дня махнули рукой на мое постоянное нахальное проникновение в запертую для прессы зону, обратила внимание на окровавленные пальцы Таяновича.

Он и сам, казалось, только сейчас заметил ссадины.

- Это я на финише. С такой силой руки на стенку бросал, что содрал с них кожу. Но это уже не важно.

- Счастливы?

- Не верю. Когда Женька финишировал, я кричу ему: “Садик, мы - олимпийские чемпионы!” А сам не верю.

Ошеломленно-счастливый Садовый раздавал прямо в коридоре автографы.

- Чувствуете себя главным виновником торжества?

- Ну что вы! Если бы не ребята… Мы же в прошлом году чемпионат Европы выиграли этим же составом. Так что команда проверенная…

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны, №143 (239) от 29 июля 1992 года

По окончании Игр Таянович завершил выступления, а Садовый, Пышненко и Лепиков через год в компании с Юрием Мухиным выиграли 4х200 м и на чемпионате Европы в Шеффилде. Более того, Садовому и Пышненко - в квартете с Поповым и Владимиром Предкиным - покорилась в 1993-м и эстафета 4х100 м.

ПОПОВ - БИОНДИ: НОКАУТ В “БЕРНАР ПИКОРНЕЛЬ”

Два года назад, когда Бионди в довершение к своим шести олимпийским медалям выиграл четыре золота и серебро на Играх доброй воли в Сиэтле, Попов плавал на спине, не помышляя ни о каких олимпийских наградах. Именно тогда, в октябре, он начал тренироваться в бригаде Геннадия Турецкого, и именно Турецкий первым разглядел в нем кролиста. И уже после чемпионата мира-91 в Перте, где Бионди к трем уже имевшимся у него золотым наградам добавил еще три, в пяти очных встречах Мэтту ни разу не удавалось финишировать впереди Александра.

Из интервью после заплыва.

- О чем вы думали перед стартом?

- Как ни странно, почти не волновался. Жутко нервничал в предварительном заплыве - слишком долго ждал этого дня. Но в воде почувствовал, что все в порядке. А после поворота увидел, что Бионди отстает, хотя я еще не начинал финишировать.

- Думали о том, что вот она, золотая медаль, совсем близко?

- Думал. Особенно в первые дни после приезда. А когда Женя Садовый свою первую медаль выиграл, то просто что-то странное со мной твориться начало: смотрел заплыв с трибуны, а после того как он закончился, идти не мог. Словно не Женька, а сам я эти двести метров плыл. После этого в бассейн на финалы приходить перестал. Смотрел по телевизору, а сам думал об одном - дождаться бы своего старта.

Из стенограммы пресс-конференции.

- Вы испытываете какие-то особенные чувства от того, что победили именно в борьбе с Бионди?

- Для меня было главным победить. Кого - значения не имело.

- Чем вы можете объяснить, что в плавании успехи пловцов США стали скромнее? Ваша же команда, наоборот, не устает удивлять.

- Я бы посоветовал американцам приехать потренироваться в Россию. Может, им трудностей не хватает.

- Сможет ли Бионди оправиться от нокдауна, в котором оказался по вашей вине?

- Думаю, что это был нокаут…

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны, №144 (240) от 30 июля 1992 года

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Наиболее урожайным традиционно получился сбор наших гимнастов - 9 золотых наград. Во многом благодаря их триумфу по итогам первой недели Игр Объединенная команда в медальном зачете ушла в недосягаемый отрыв: 32 золота против 19 у американцев, 14 у немцев и 10 у китайцев. Героем Игр стал белорусский гимнаст Виталий Щербо, завоевавший шесть золотых медалей - в личном и командном многоборье, на коне, кольцах, брусьях и в вольных упражнениях (причем четыре - в один день, установив уникальное достижение).

ВМЕСТЕ - В ПЕКЛО, ВМЕСТЕ - НА ПЬЕДЕСТАЛ

Наши гимнастки, казалось, отрешились от всего мира. Когда какая-то из них выходила на помост, остальные, стайкой обнявшись рядышком, закусывали губы и сжимали кулачки. Детеныши, брошенные в олимпийское пекло и обязанные выстоять. Света Богинская, единственная, кто уже проходил подобное испытание четыре года назад в Сеуле, напрочь забыла о себе и, как наседка, успокаивала, обнимала то одну, то другую подругу, и мне с недоумением вспомнились ее слова, сказанные во время одного из тренировочных сборов: “Мы же так далеки друг от друга по возрасту. Да и интересы у нас совсем разные. Поэтому я всегда предпочитаю быть одна”. Ведь когда наконец они выиграли, и Таня Гуцу зарыдала, выронив из рук нехитрые спортивные пожитки, то именно Богинская прижала ее к себе, гладила, успокаивала, закрывая спиной и руками от вмиг набежавших репортеров.

И радоваться уже не было сил.

- А знаете, грустно, - сказала Таня Лысенко. - Команды такой у нас уже никогда-никогда не будет. Разбежимся кто куда…

Но пока, именно в этот вечер, они, хоть и мертвые от усталости, были вместе. И впервые подумалось, что самая престижная, абсолютная награда Игр, может быть, и не такая уж главная. Куда важнее мужество наших малышек, первыми вступивших в бой, из которого все они вышли победительницами.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны, №144 (240) от 30 июля 1992 года

Они действительно разбежались кто куда… Для Татьяны Гуцу и Елены Грудневой Олимпиада-92 стала последним соревнованием в карьере; Богинская стала выступать за Белоруссию, Лысенко - за Украину, Оксана Чусовитина - за Узбекистан, как и Роза Галиева, которая в 1995-м сменила гражданство на российское. Дольше всех задержалась в большом спорте Чусовитина: после Барселоны в ее жизни было еще 5 Олимпийских игр и 11 чемпионатов мира (последний - в 2013-м), серебро Пекина-2008 и золото ЧМ-2003 в “коронном” опорном прыжке.

Виталий ЩЕРБО: “Я ВСЕГДА ВСТАЮ В ДОСКОК”

- Не обесцениваются медали от такого их количества?

- Ну что ты, они же все такие разные! Да и разобраться - наверное, повезло мне очень. Например, я до сих пор считаю, что на коне ну никак не должен был выиграть. То, что творил на этом снаряде кореец Пак Гил Су, даже в моем сознании плохо укладывается - просто-таки двадцать первый век. Когда судьи оценку показали, и я понял, что выиграл, то первое, о чем подумал, что они, судьи, просто оказались не готовы оценить то, что увидели.

- Твое выступление в Барселоне - это предел возможного?

- Ну что ты! Процентов на сорок. Я сейчас запросто могу поменять комбинации полностью на всех шести снарядах. Что, в общем-то, и собираюсь сделать, как только начну готовиться к следующему сезону.

- Это правда, что накануне последнего предолимпийского тренировочного сбора главный тренер сборной Леонид Аркаев запретил всем членам команды выполнять в комбинациях тройное сальто, чтобы исключить всякий риск?

- Правда. По сложности мы и так намного превосходим всех остальных, так что решение Аркаева было вполне оправданным. Хотя… Выполнял же тройное на вольных китаец Ли Сюнхуан - и выиграл. А ведь именно на вольных я был абсолютно уверен в том, что все будет в порядке. У нас, разумеется.

- Ты сказал после финала, что был на сто процентов уверен в победе. Это правда или чемпионское постсоревновательное пижонство?

- Правда. Я же выступал после всех основных соперников, зная оценку, которую должен получить. А это всегда легче. Во всяком случае, когда необходимо встать в доскок, я всегда встаю в доскок.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны, №153 (249) от 12 августа 1992 года

БОРЬБА

Традиционно могучи были наши борцы, пусть слегка и недобрали золота по сравнению с Сеулом-88. И настоящим исполином возвышался над помостом богатырь

КАРЕЛИН

На пресс-конференции Карелин валял дурака. Впрочем, если судить по протоколам, дурака он валял и на соревнованиях. А что еще можно подумать, если в четырех схватках из пяти он победил досрочно: за полторы минуты отправил отдыхать канадца Эндрю Бородоу, за две с небольшим - кубинца Россела Меса. На румына Иона Григораша ушло 15 секунд. В финале же чемпион мира, двадцатикратный чемпион Швеции Томас Юханссон продержался не дольше канадского борца. И только финна Юху Ахокаса наш борец победил по очкам.

И вот теперь, в окружении почти исключительно западных журналистов, Александр солировал перед диктофонами и камерами.

- Расскажите о ваших ощущениях во время финальной схватки.

- А что рассказывать? Как боксеры говорят: я его - тюк, он меня - тюк. Я его - тюк, и попал.

- Вы не устали от побед?

- Я слишком хорошо помню все свои поражения, особенно последнее - в 1987 году на чемпионате страны. Поэтому победы мне надоесть не могут.

- Говорят, вас приглашали сниматься в Голливуд?

- Говорят.

- Можно узнать, какую роль вам предложили?

- Играть бородавку на лице динозавра.

Репортер, потрясенно глядя на карелинское непроницаемо-серьезное лицо, замолк. Я взяла микрофон.

- Саша, вы дважды были знаменосцем команды на Олимпийских играх…

Он мгновенно изменился в лице: “Вот вы куда, в больное место”.

- Извините. И все-таки, о чем вы думали, когда несли флаг?

- Понимаете, в Сеуле я нес знамя страны. А сейчас…

- Ну теперь флаг будет, российский. Вот только останется ли у нашего спорта столь же высокий авторитет в мире?

- Первое время, конечно же, будет сложно. Вот, смотрите, здесь, в Барселоне, у нас в команде ребята из пяти республик. Сегодня чемпионами стали трое - все из разных. И все по-разному борются: у Олега Кучеренко приемы в партере характерные только для украинской школы. Про Искандаряна говорят, что такого своеобразия на ковре не увидишь ни у одного из славянских борцов. А все вместе - знаменитая советская школа.

- Уехать тренироваться за рубеж вам не предлагали?

- Много раз. Только я не хочу. Нравится мне дома. Не нравится та система ценностей, к которой нас приучали всю жизнь. А страна нравится. Возможно, я излишне сентиментален, но уехать отсюда я, видимо, не смогу.

- Вы никогда не задумывались, почему вас так любят зрители?

- Думаю, что не все. А потом, я сам очень люблю людей. Кстати, самое тяжелое для меня - сознавать, как много теряю из-за того, что спорт требует самоотречения, отказа от общения со многими друзьями. Иногда теряешь человека безвозвратно. Хотя и встречаешь многих.

- Саша, а правда, что за вами целый год на все соревнования ездила дочка итальянского миллионера?

- Да вас, женщин, разве поймешь?

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны, №145 (241) от 31 июля 1992 года

И все же “хэдлайнерами” Игр-92 были разнообразные “дрим тим”. На боксерском ринге царила кубинская, которая собрала 7 золотых медалей. На беговой дорожке - американская, установившая фантастические мировые рекорды в обеих эстафетах (в забеге 4х100 м Карл Льюис завоевал восьмое олимпийское золото в карьере). А баскетбольная сборная США точь-в-точь как хоккейная советская в 70 - 80-е порой затмевала собой всю Олимпиаду.

БАСКЕТБОЛ

…Можете представить, что происходило в бадалонском Дворце спорта, когда, уступая в начале игры 9 очков - 7:16, сборная Хорватии к 11-й минуте вышла вперед - 25:23! Это было чудо. Зал ревел и стонал от восторга.

Никогда и никому еще не удавалось остановить сборную США. Пусть ненадолго. Хорваты сделали это. Ровно две минуты звезды НБА не смогли набрать ни одного очка. А сборная Хорватии показала тот баскетбол, играя в который, можно соперничать с “командой-мечтой”. Отсутствие спешки, собранность, точность в бросках и, главное, вера в то, что звезд НБА можно обыграть.

На первый тайм Петровича и Ко хватило вполне. И за это все им чрезвычайно благодарны. Ну а вторая половина все поставила на свои места. И тут уже моря оваций удостоилась сборная США. За то, что показала в Европе тот баскетбол, к которому нужно стремиться…

Владимир ТИТОРЕНКО из Барселоны, №152 (248) от 11 августа 1992 года

Хорватов, в определенной степени правопреемников чемпиона мира-1990 Югославии, американцы в Барселоне обыграли дважды - 103:70 в группе и 117:85 в финале. Жаль, что не пересеклись их пути с Объединенной командой: та в полуфинале обидно проиграла хорватам - 74:75.

По итогам Олимпиады Объединенная команда завоевала 45 золотых медалей, американцы - 37, немцы - 33. В общем зачете ОК опередила сборную США на 4 награды: 112 против 108. Сборная России таких показателей не добивалась ни разу.

Подготовил

Евгений ЗЫРЯНКИН

Полные тексты всех серий нашего альманаха “25 лет в спорте” - читайте на www.sport-express.ru