Газета Спорт-Экспресс № 39 (6983) от 26 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

27 февраля 2016

27 февраля 2016 | Авто-мото

АВТО

Баха “Северный лес” завершилась победами экипажей Марис Нейкшанс/Антон Николаев - в зачете Кубка мира и Тапио Лауронен/Тони Лауронен - в зачете чемпионата России.

ЗИМНЯЯ СКАЗКА СЕВЕРНОГО ЛЕСА

Гонка “Северный лес”, вновь состоявшаяся в Карелии, за последние годы успела стать не только событием, открывающим сезон ралли-рейдов после “Дакара”, но и главным спортивным мероприятием в жизни региона. Атмосфера зимнего праздника присутствовала на соревнованиях и на этот раз. Заснеженные карельские леса, в которых проводится гонка, уже привыкли к реву моторов “железной дивизии”, да и для самих участников приезд сюда в феврале вошел в привычку.

“Северный лес”-2016 являлся не только первым этапом чемпионата России, но и первым этапом Кубка мира. Появление гостей из разных стран, в том числе таких, в которых снег может выпадать только по праздникам, привносит в баху долю неповторимого колорита. Плюс к тому трасса в некоторых местах пролегает рядом с нейтральной пограничной зоной России и Финляндии. Машины проносятся в считаных метрах от заборчика, сделанного из сетки-рабицы. Так что в случае серьезной ошибки какой-то из экипажей может оказаться на другой стороне, причем в нейтральной зоне плотность растительности заметно выше, нежели на российской стороне.

Соседняя Финляндия была широко представлена на трассе не только экипажами, но и болельщиками. В первый день гонки группа граждан Евросоюза не стесняясь расположилась в одном из поворотов вдоль трассы, развела костер, на котором жарила насаженные на палки сосиски и пила российское пиво. С ними был большой финский флаг и даже баннер с надписью на финском языке. Спокойно встречая остальных, во время проезда их соотечественников эти зрители начинали активно размахивать флагом, поднимать баннер и криками подбадривать экипажи. Без сомнения, финские пилоты заметили поддержку своих болельщиков.

Суммарно в обоих зачетах в гонке стартовал 31 экипаж из 10 стран. Помимо России и Финляндии на ралли-рейд заявились участники из Латвии, Польши, Белоруссии, Испании, Италии, Аргентины, Венесуэлы и Бразилии. Заметим, что бразильцы Рейналду Варела/Густаву Гужелмин в прошлом году заняли в бахе “Северный лес” призовое место. На этот раз они тоже претендовали на место на подиуме, но из-за ошибки пилотирования во второй день гонки не смогли попасть в тройку сильнейших. Также в числе участников был много лет выступавший в WRC финн Тони Гардемайстер. В первый соревновательный день он не избежал проблем, но во второй показал хороший результат.

Хотя грузовики не выступали в бахе, гонку посетил и руководитель команды “КАМАЗ-Мастер” Владимир Чагин. В ходе административных и технических проверок участники могли задать ему вопросы по предстоящему в июле ралли-рейду “Шелковый путь”. Одновременно с этим в специальной зоне штаба гонки работал информационный стенд компании “Газпромнефть - смазочные материалы”, где для спортсменов и журналистов была организована презентация программы тестирования масел G-Energy в условиях ралли-рейдов. Технические специалисты компании продемонстрировали работу мобильной лаборатории по анализу смазочных материалов и рассказали об особенностях подбора масел для различных соревнований.

- Мы активно развиваем наши технические сервисы, предлагая уникальную для нашей страны методику мониторинга смазочных материалов в реальных условиях эксплуатации, - заметил заместитель генерального директора по маркетингу и стратегическому развитию компании “Газпромнефть - смазочные материалы” Роман Зимовец. - Гонка “Северный лес” особенно интересна для нашей компании как уникальный исследовательский полигон для тестирования продукции в экстремальных температурных условиях.

Во время пресс-конференции перед стартом “Северного леса” Чагин объявил, что победитель этой гонки в абсолютном зачете получит право выступить на “Шелковом пути”-2016 без уплаты стартового взноса.

В сравнении с прошлым годом сроки проведения бахи в Сортавальском и Суоярвском районах Карелии сместились на неделю позже. Однако погода на этот раз оказалась благосклоннее к организаторам с точки зрения условий проведения гонки. Нынешняя зима во многих регионах Европы получилась теплой и бесснежной, что приводило к отмене или переносу соревнований по разным видам спорта. Однако Карелия подобных проблем не имела. Температура чуть ниже нуля и снегопады образовали на узких лесных дорожках плотное снежно-ледовое покрытие. И даже проезд мощных машин не сделал его “разбитым”.

Это было важно, поскольку основной маршрут участникам предстояло преодолеть дважды. В первый соревновательный день экипажи проехали пролог протяженностью 20 км, а затем первый спецучасток длиной 180 км. Днем позже они проехали те же 180 км уже в обратном направлении. Торжественные процедуры проезда участников через подиум прошли сначала в Сортавала - во время открытия соревнований, а после финиша гонки - в Вяртсиля.

Победителем пролога неожиданно оказался экипаж латвийского пилота Мариса Нейкшанса и российского штурмана Антона Николаева. Нейкшанс завершил карьеру гонщика в классическом ралли четыре года назад, но команда, в которой он работает тренером, заявила его в качестве участника. Со своим опытным штурманом Николаевым он познакомился буквально за пару дней до старта. Тем не менее экипаж быстро нашел общий язык и показывал отличные результаты. Этому немало способствовала и специфика бахи. Узкие дорожки и отсутствие навигационных трудностей делали гонку похожей на классическое ралли.

Главными соперниками Нейкшанса и Николаева в зачете Кубка мира стали опытные участники “Дакара” Владимир Васильев и Константин Жильцов из команды G-Energy Team. Они выиграли первый спецучасток и перед вторым днем соревнований уступали Нейкшансу/Николаеву 10 секунд. На решающем спецучастке шла напряженная борьба. В итоге победу в зачете Кубка мира одержал латвийско-российский экипаж. Несмотря на этот успех, Нейкшанс в дальнейшем намерен в основном выполнять тренерские функции. Васильев и Жильцов в итоге проиграли 1 минуту и 13 секунд. Заметим, что Васильев по-прежнему испытывает затруднения при пилотировании из-за проявившейся на “Дакаре” травмы руки.

- Хотел бы поблагодарить тех, кто предоставил мне возможность участвовать в этом соревновании, - сказал на итоговой пресс-конференции Нейкшанс. - У меня был отличный автомобиль, я наслаждался гонкой, получил новый опыт. Спецучастки раллийные, очень интересные, но в ралли-рейде нужно ехать без стенограммы - это немного другое. Когда я начинал карьеру в классическом ралли, мы тренировались ездить без стенограммы. Я вспомнил этот опыт и применил его в гонке. Результат получился таким, потому что рядом было много хороших людей, которые давали правильные советы. Эта информация помогала мне.

Нейкшанс и Николаев были близки и к тому, чтобы одержать победу и в зачете чемпионата России, где состав допущенных к участию экипажей несколько отличался от того, что было в Кубке мира. Но они всего пять секунд уступили выступавшим под российским флагом финнам отцу и сыну Тапио и Тони Лауроненам. Семейный дуэт показал лучшее время в абсолютном зачете и после завершения гонки получил сертификат на участие в “Шелковом пути”. Лауроненам не помешали победить ни переворот на прологе, ни проблемы с коробкой передач, на чем экипаж терял некоторое время.

В следующем году организаторы планируют расширить иностранное представительство участников бахи “Северный лес”. Так что интерес к уникальному зимнему ралли-рейду должен только нарастать.

Дмитрий АФОНИН

Баха “Северный лес”. Кубок мира. 1. Нейкшанс/Николаев (Латвия/Россия, “Фольксваген”) - 3:49.42. 2. Васильев/Жильцов (Россия, “Мини”) - отставание 1.13. 3. А.Новиков/В.Новиков (Россия, G-Force Proto) - 16.18. Чемпионат России. 1. Тап.Лауронен/Тон.Лауронен (“Мицубиси”) - 3:49.37. 2. Нейкшанс/Николаев - 0.05. 3. Васильев/Жильцов - 1.18.