Газета Спорт-Экспресс № 20 (6964) от 2 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

2 февраля 2016

2 февраля 2016 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Чемпионка Европы-2002 в прыжках в высоту и новый член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики поделилась своим взглядом на то, как эффективно бороться с допингом и все-таки отправить нашу команду на Олимпийские игры в Рио.

Марина КУПЦОВА: “Я ДОКАЗАЛА, ЧТО МОЖНО ПОБЕЖДАТЬ ЧЕСТНО”

Купцова впервые подняла тему допинга в российской легкой атлетике в начале 2000-х, когда говорить об этом считалось немодным и даже неприличным. В документальном фильме Василия Парнякова прыгунья призналась: в сборной ей дали прозвище “Альбинос” за принципиальную позицию - победа, но не любой ценой. Пиком карьеры Купцовой стало второе место на чемпионате мира-2003 в Париже, а годом ранее - победа на чемпионате Европы в помещениях. Затем последовала череда травм, после которых Марина на два года вернулась, но в 2008-м завершила карьеру. Уже несколько лет она возглавляет одну из московских спортивных школ. А после доклада независимой комиссии ВАДА и наложения санкций на российских спортсменов, Купцова вошла в число членов нового президиума ВФЛА.

“ЧУВСТВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЧТОБЫ КОМАНДА ПОЕХАЛА В РИО”

- О допинге в российской легкой атлетике вы говорили с телеэкрана десять лет назад, но тогда особого резонанса это не вызвало. Теперь же фильм ARD стал сенсацией, собрал несколько международных наград...

- Сейчас так сложилась ситуация в мире, что это прозвучало. Россия стала настолько сильна, что череду наших побед, видимо, решили немного притормозить. Хотя для меня стало приятной неожиданностью, что фильм “Альбинос” удостоился звания лауреата конкурса спортивного кино “Атлант”.

- Зачем вы десять лет назад стали говорить о допинге?

- По жизни я только за чистый спорт. Нечестные победы мне никогда не были нужны, и я даже не допускала мысли, что победы для меня могут быть какими-то другими. Причем и после завершения карьеры я руководствуюсь теми же принципами, это мое кредо. Я доказала на своем примере, что это возможно - подготовиться и выигрывать честно.

- У вас никогда не появлялось мысли выступать как-то иначе?

- Я пришла в легкую атлетику поздно - в 15 лет, в этом возрасте уже во многих других видах спорта на пенсию собираются. Тренировал меня папа, и мы всегда опирались на два фактора - мои природные способности и его находки в тренировочном процессе. Сейчас на одних советских методиках бороться с новинками нереально. Вот и возникают у некоторых мысли, как и чем себе можно помочь. Поэтому, на мой взгляд, одно из основных направлений на сегодня - это обучение и непрерывное совершенствование тренеров.

- Реально убедить наставников, которые всю жизнь работали по определенным принципам, в корне изменить свою работу?

- Я понимаю, о чем вы: у нас есть тренеры пенсионного возраста, кто даже мобильным телефоном пользуется с трудом. Но если человек хочет учиться, то никогда не поздно. В любом случае опытным людям есть что передать следующему поколению, а уж оно должно развить и преумножить эти знания.

- На ваш взгляд, насколько реальны обвинения, которые предъявила нам комиссия ВАДА? Действительно в российской легкой атлетике допинг употребляют все?

- Нет, конечно, употребляют далеко не все. Моя позиция - добро обязательно должно победить зло. Спортсмен тратит полжизни, жертвует практически всем, чтобы выиграть крупные соревнования. И вот теперь этот шанс он должен утратить, почему? Представьте: 20 лет изнурительных тренировок, а потом тебе без объяснения причин говорят, что все зря. Я чувствую ответственность за то, чтобы труд наших спортсменов не пропал таким образом. Буду изо всех сил бороться за честный исход, чтобы наша команда поехала в Рио.

“САМОЕ СЛОЖНОЕ - НЕ ДЕЛАТЬ ЛИШНЕГО”

- Когда вы выступали, в употреблении допинга подозревали только россиян?

- Конечно, нет. Честно говоря, я была бы не против, если бы перепроверили некоторые пробы времен моих выступлений. Бывало, что на крупных соревнованиях мирового уровня я занимала вторые места. Это самое обидное, рукой подать до победы. И вот мне вручали уведомление о допинг-контроле, я направлялась в эту комнату. Сидела там по пять-шесть часов, так как у нас перед стартом все ограничивают себя в еде и питье. И вот я сижу там и вижу, что иностранные соперницы просто проходят мимо. Конечно, было обидно, и возникал вопрос, куда они все подевались. В то же время, я всегда была уверена, что моя чистота - это мое преимущество и сила.

- Это как?

- Когда ты выходишь на соревнования с чистой совестью и не боишься, что вот-вот тебя поймают, это колоссальный плюс. Никакого лишнего напряжения, лишних мыслей. Я не представляю, как можно выступать иначе.

- Вы верите в чистоту звезд современной мировой легкой атлетики? Вот Усэйн Болт, например, на ваш взгляд, устанавливал свои мировые рекорды честно?

- Нельзя отрицать, что были и есть уникальные люди, единицы на всю планету. Такие, как Болт, как Лена Исинбаева, например. У них благополучно сложилась спортивная судьба, и счастье, что они попали именно в тот вид легкой атлетики, где обладают преимуществом над всеми остальными. Тот же Болт был бы рядовым метателем или прыгуном, а Лена могла бы остаться в гимнастике...

- Вы с Исинбаевой - близкие подруги. Не отговаривали ее от возвращения в спорт после рождения дочери?

- Я не имела права советовать, потому что только Лена может решать. Мы дружим уже очень много лет, познакомились в 1998 году на Всемирных юношеских играх в Москве, когда о нас еще никто не слышал. Потом прошли свои спортивные карьеры, можно сказать, параллельно. Я думаю, нынешняя ситуация с санкциями Лене даже, наоборот, поможет лучше настроиться. Я желаю ей новых грандиозных побед!

“ХАРАКТЕР БЬЕТ ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ”

- Недавно вы впервые были избраны членом президиума ВФЛА. Почему это произошло только сейчас, ведь вы давно работаете функционером на московском уровне?

- Я завершила карьеру лет десять назад, но сферу деятельности не поменяла, осталась в спортивной отрасли. Было приятно, конечно, что Москва выдвинула мою кандидатуру в президиум. Правда, порадоваться не удалось в полной мере, так как это произошло не в самые лучшие времена для нашей легкой атлетики, что возлагает на меня особую ответственность.

- Вы видите для себя реальные рычаги, как воздействовать на ситуацию? Сможет ли новый президиум справиться с этой задачей?

- Думаю, да. Состав президиума достаточно силен. Каждый из нас - личность со своим опытом, со своим мнением. Хотя решения, разумеется, будут коллегиальными. Самое главное, что у нас единая цель.

- Что вы знаете о новом президенте ВФЛА Дмитрие Шляхтине?

- О Дмитрие Шляхтине я много слышала, но работать вместе не доводилось. Надеюсь, предстоящая совместная деятельность будет продуктивной и приведет к желаемому результату. Свежие силы всегда более эффективны, чем те, кто много лет работал в этой сфере и имеют сложившиеся шаблонные взгляды и позиции. Даже в любой организации, новые веяния приходят с новыми работниками. Цель у нас одна - восстановить репутацию российской легкой атлетики, начиная с выступления нашей сборной в Рио.

- Судя по тому, как складывается ситуация, выполнение этой цели вам кажется реальным?

- Россия - огромная страна, в ней много талантов и богатые человеческие ресурсы. Пока есть спортсмены и тренеры, готовые выступать по правилам честного спорта, все реально.

Наталья МАРЬЯНЧИК

Полностью интервью с Мариной Купцовой - читайте на www.sport-express.ru