Газета Спорт-Экспресс № 270 (6921) от 1 декабря 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

1 декабря 2015

1 декабря 2015 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

“СЭ” выделяет самое важное в завершившемся чемпионате “Формулы-1” 2015 года.

СЕЗОН-2015: КАКИМ МЫ ЕГО ЗАПОМНИМ

ТЕНДЕНЦИЯ СЕЗОНА

Механики команды “Уильямс”, которые после пит-стопа выпустили машину Валттери Боттаса под колеса болида Дженсона Баттона, сослужили плохую службу не только сами себе и своему гонщику, но и всему чемпионату. Победа Кими Райкконена над соотечественником означала, что вся первая десятка гонщиков займет места в личном зачете ровно так, как команды расположились в Кубке конструкторов, - два пилота “Мерседес”, затем два пилота “Феррари”, два пилота “Уильямс”, “Ред Булл”, “Форс Индии”... За всю историю “Больших призов” подобного в топ-10 не было ни разу (только в 2002-м парами выстроились четыре команды)! Эти результаты лишь подтверждают то, что так не нравится большинству любителей “Формулы-1”: гонщики борются вовсе не с целым пелотоном и даже не с его отдельной частью, а всего-навсего с двумя людьми - самим собой и своим напарником по команде.

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

Голландский гонщик “Торо Россо” Макс Ферстаппен установил, судя по всему, сразу два вечных рекорда. Он не просто стал самым молодым пилотом в истории “Формулы-1”, но и единственным несовершеннолетним, который принял участие в официальной гонке (с будущего сезона на старт смогут выходить только пилоты, которым уже исполнилось 18). Его дебют пришелся на “Гран-при Австралии”, который прошел в марте 2015-го. На тот момент Максу было 17 лет и 166 дней. До финиша он, правда, не доехал - на 35-м круге задымилась машина. Но уже через две недели Ферстаппен заработал свои первые очки, финишировав седьмым (это значило, что теперь именно он является самым юным обладателем очков в “Формуле-1”).

Еще одно достижение - Макс набрал наибольшее количество очков в истории “Торо Россо”, 49. Правда, до неофициального титула лучшего гонщика команды голландец все-таки не дотянул. У Себастьяна Феттеля, который выступал за “Торо Россо” большую часть сезона-2008, были и победа (на данный момент единственная для команды), и восьмое место в личном зачете (у Макса - 12-е). Кроме того, и очки в то время начисляли иначе - только за первые восемь мест в финишном протоколе. Но лучшим результатом Ферстаппена в нынешнем сезоне стало четвертое место, что тоже является большим успехом. И занял он его дважды - в Венгрии и США.

РАЗОЧАРОВАНИЕ СЕЗОНА

Просто цифры. Чемпион мира Дженсон Баттон набрал 16 очков и занял 16-е место в личном зачете. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо набрал 11 очков и занял 17-е место. В Кубке конструкторов “Макларен” девятый. Ниже только “Манор”. В команде говорят, что нынешний сезон - просто репетиция следующего. Надо признать, очень плохая репетиция, учитывая, что “Макларен” - одна из самых титулованных команд в истории “Формулы-1”.

ГОНКА СЕЗОНА

Одним из самых насыщенных этапов сезона стал “Гран-при России”, который прошел во второй раз в Сочи. Все три практики российского этапа были испорчены: первая - разлившим из уборочной машины дизельным топливом, вторая - дождем, а третья - серьезной аварией Карлоса Сайнса-младшего (сам испанец сильно не пострадал). Квалификация, напротив, прошла без особых проблем, а вот в гонке произошло сразу семь сходов. Но запомнился сочинский этап в первую очередь не авариями, а большим количеством борьбы на трассе - нынешняя “Формула-1” своих болельщиков этим радует не так часто. А здесь боролись буквально все со всеми. О самом ярком сочинском противостоянии - ниже.

ДУЭЛЬ СЕЗОНА

Так как особо серьезной борьбы за титул в этом сезоне у гонщиков “Мерседеса” не случилось, то в эту графу стоит вписать другое, национальное, противостояние - между финнами Кими Райкконеном из “Феррари” и Валттери Боттасом из “Уильямс”. Они боролись за четвертую строчку в чемпионате, да так, что пару раз заканчивали свою дуэль в отбойниках. В Сочи, например, в борьбе с соотечественником сошел Боттас, очень обидно, на последнем круге. В Мексике подобная участь постигла уже Кими Райкконена. Правда, в итоге “финскую” дуэль он все-таки выиграл - не без помощи механиков “Уильямс” (см. “Тенденция сезона”).

СКАНДАЛ СЕЗОНА

Руководство “Ред Булл” заявило, что команда покинет “Формулу-1” по окончании сезона, если не сможет найти достойного поставщика моторов. А вместе с “Ред Булл”, естественно, уйдет и “Торо Россо”. Нынешний поставщик силовых установок - “Рено” - их не устраивал. Совсем. Но только пару месяцев, потом боссы команды смягчились, и консультант “Ред Булл” Хельмут Марко даже признался, что, критикуя, они перегнули палку. Альтернативы “Рено”, судя по всему, команда просто не нашла. Хотя пока факт подписания соглашения именно с французской компанией не подтвержден, но точно известно, что никуда “Ред Булл” не уходит - на радость российским болельщикам, которые еще как минимум один сезон смогут болеть за Даниила Квята.

Александра ВЛАДИМИРОВА