Газета Спорт-Экспресс № 178 (6829) от 14 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

14 августа 2015

14 августа 2015 | Велоспорт

ХЭНДБАЙКИНГ

Московский марафон-2015 обещает стать уникальным по размаху и массовости международным спортивным событием. Он пройдет 20 сентября. А совсем скоро, 16 августа, состоится финальный этап подготовки к этому соревнованию - Музыкальный полумарафон, в рамках которого на дистанцию длиной 21,1 км выйдут 6 тысяч участников. Среди них будет полсотни хэндбайкеров - спортсменов, выступающих на специальных велосипедах, приводимых в движение силой рук. Корреспондент “СЭ” побеседовал с лидером движения хэндбайкеров в России, мастером спорта Андреем Ширяевым.

“ТРЕНИРУЮСЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ”

…Мы несемся по автомобильной трассе в машине Ширяева. За окном стремительно мелькают городские пейзажи: Андрей любит езду с ветерком. Еще полчаса назад он тренировался в окрестностях велодрома в Крылатском. Трехчасовое занятие - штука энергозатратная, но для Ширяева такие нагрузки привычны.

- Занимаюсь пять дней в неделю, как правило, по три часа, - поясняет хэндбайкер. - В любом виде спорта важна система - от этого зависит реакция организма, прежде всего сердца. Для людей с ограниченными возможностями, таких как я, правильный тренировочный режим важен вдвойне.

- Чтобы не переборщить?

- Наоборот! Когда ноги обездвижены, это отрицательно влияет на весь организм: на обмен веществ, на кровоток и так далее. Не буду вдаваться в медицинские подробности, скажу коротко: спорт необходим нам, чтобы жить дольше. И жить полноценно.

- Вашим мускулатуре и торсу могли бы позавидовать многие мужчины. Это не дежурный комплимент - я наблюдал за вами на дистанции.

- Каждый сам выбирает, каким ему быть. Можно, не имея ограничений в физических возможностях, отрастить брюшко годам к тридцати. В тридцать пять передвигаться с одышкой. А в сорок биологически превратиться в пенсионера. Все это не для меня. Я с детства был деятельным, любил скорость. К сожалению, получил серьезную травму - упал с велосипеда. Ноги потеряли подвижность.

- Вы не сдались.

- Даже не собирался! Как только завершил реабилитацию, стал думать, как вернуться к активным занятиям спортом. К хэндбайку пришел не сразу: до него занимался ориентированием, выступал на соревнованиях. Там и познакомился с англичанкой Карен Дарк, участницей Паралимпиад - она посоветовала пересесть на ручной велосипед.

- Отыскали его в России?

- Нет. Приобрел в Европе. Подержанный. Сейчас у меня другой, новый - спасибо Москомспорту, помогли.

- В нашей стране много хэндбайкеров?

- Хотелось бы, чтобы было больше. Хэндбайк ведь - уникальный механизм. Прежде всего тем, что очень хорош не только как гоночная машина, но и средство восстановления, реабилитации. Основные движения выполняются руками, но в динамике задействовано все тело.

- Хэндбайк - одна из четырех дисциплин для велосипедистов с ограниченными возможностями.

- Верно. Но ездить на нем могут отнюдь не только те, кто в быту передвигается на коляске. Недавно мне написал один человек. Он долгие годы занимался бегом, преодолевал кроссовые дистанции - но в последнее время они стали даваться ему с трудом, да и врачи против: есть проблемы с коленями. Он спросил меня: можно ли попробовать хэндбайк? Я ответил: нужно!

“МЕЧТАЮ СТАТЬ ЛУЧШИМ В МИРЕ”

- Вы так ловко управляетесь с этим агрегатом: подъем в гору, спуск, резкие повороты… Впечатляет.

- Хэндбайк не так уж сложен в управлении. Достаточно приобрести навык координации - и ты на трассе хозяин сам себе.

- С какой скоростью гоняются хэндбайкеры на соревнованиях?

- Зависит от рельефа местности, от позиции - в лидерах либо в пелотоне. Свыше 40 километров в час - вполне нормальный темп на международных турнирах.

- Вы в них регулярно участвуете, я слышал.

- Пока только участвую (смеется). А хочется побеждать. Постепенно подбираюсь к призовым местам. Лучший результат - пятое место на прошлогоднем этапе Кубка мира. Но я мечтаю стать чемпионом планеты и готов не жалеть сил, чтобы эта мечта стала явью.

- Вам всего 28. Время для того, чтобы покорить вершину, есть.

- Да. Большинство соперников-иностранцев старше. 40 - 42 года - вполне обыденный возраст для участника мировых и европейских первенств. Это физически развитые, подготовленные люди. Они держат себя в хорошей форме.

- Как и вы. Шестикратный чемпион страны.

- Я стараюсь. Но нужно больше практики. Именно международной - в России уровень конкуренции сравнительно невысок. Причину я уже называл: маловато участников стартует. Но прирост есть, и Московский марафон, как и Музыкальный полумарафон в этом смысле, - мощнейшее средство популяризации нашего спорта.

НАПЕРЕГОНКИ С ФУРАМИ

- Вы активно контактируете с коллегами из-за границы.

- Без этого никак. Я ведь уже говорил, что в Европе и мире хэндбайк-движение очень неплохо развито. В Берлинском международном марафоне, к примеру, количество участников-хэндбайкеров ежегодно исчисляется многими сотнями! Методическая помощь - тоже большое подспорье. Но мне многое дали и российские тренеры - специалисты из классического велоспорта.

- Ровно год назад, в августе 2014-го, вам удалась головокружительная авантюра…

- Можно сказать и так. На пару с австрийским велосипедистом Вольфгангом Фашингом проехали от Москвы до Твери. Путешествовали по автомобильной трассе. Иной раз было непросто: там ездит много фур, да и вообще движение оживленное. Но в целом водители относились к нам с пониманием.

- Занятие не для слабонервных…

- Ну мы же ехали не одни, а с машиной сопровождения. И под колеса не лезли (смеется).

- Тяжело было выдерживать темп, заданный Фашингом?

- Вольфганг - опытный спортсмен, специализируется на марафонских дистанциях. На сей раз замахнулся на рекорд, достойный Книги Гиннесса: махнул из Владивостока в Санкт-Петербург. Через всю Россию! Он уже ветеран, ему хорошо за 40, но человек он тренированный и бывалый. Я сразу попросил не делать мне особых поблажек. На некоторых участках дистанции - под гору - даже обгонял его: благодаря низкой посадке мои аэродинамические характеристики были выше. А так в основном старался не отставать от Фашинга.

- Непросто было уговорить австрийца взять вас в компанию?

- Мы быстро нашли общий язык. Раньше не были знакомы, но я позвонил, когда узнал о его планах. Вольфганг не возражал - напротив, заинтересовался.

СКОРОСТЬ, МУЗЫКА И КРАСОТА

- В самом сентябрьском марафоне хэндбайкеры выступят впервые?

- Да. А вот опыт участия в Музыкальном полумарафоне у нас уже есть. В прошлом году на приглашение организаторов откликнулось полтора десятка человек. В этом нас будет уже минимум полсотни.

- Ваша подготовка к Музыкальному полумарафону - этоне только тренировки, но и организационная работа?

- Да, я стараюсь помочь всем хэндбайкерам как московским, так и иногородним. Заявки пришли из Петербурга, с Урала, из Центральной России… У нас есть свой ресурс в интернете - handbikes.ru, развиваем его. И в социальных сетях я по мере сил продвигаю наш спорт.

Очень важно постоянно быть на связи, обмениваться информацией. Короче говоря, поддерживать друг друга и привлекать единомышленников.

- До 16 августа еще несколько дней. Но я по голосу чувствую, что вам уже не терпится выйти на “музыкальную” дистанцию.

- Вы правы (улыбается). Сам формат полумарафона - увлекательный и захватывающий. Мы стартуем примерно за двадцать минут до бегунов. Маршрут в один круг по набережным в центре Москвы - Фрунзенской, Пречистенской, Кремлевской, через Большой Москворецкий мост… От Новоспасского моста повернем обратно. Вдоль всей трассы - сцены с исполнителями, живая музыка на разный вкус. Здорово! Я уверен, все получат удовольствие и зарядятся позитивом. И это будет очень зрелищно: скорость, музыка, красота города… Приходите посмотреть - не пожалеете!

Олег ПИРОЖКОВ