Газета Спорт-Экспресс № 165 (6524) от 31 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

31 июля 2014

31 июля 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА 1

ЕСТЬ ТЕМА

По какому пути движется молодой российский пилот "Формулы-1"?

Даниил КВЯТ НОВЫЙ ПЕТРОВ ИЛИ НОВЫЙ ФЕТТЕЛЬ?

"Королевская серия" ушла на летний перерыв, и наступило время подвести первые итоги выступления в ней российского дебютанта Даниила Квята. Чтобы оценить его результаты, мы сравнили показатели пилота "Торо Россо" с показателями других дебютантов сезона-2014 - Кевина Магнуссена из "Макларена" и Маркуса Эрикссона из "Катерхэма". А также, для полноты картины, с российским предшественником Квята в "Формуле-1" Виталием Петровым и самым титулованным гонщиком из ныне находящихся в пелотоне - Себастьяном Феттелем. За основу были взяты их первые 11 гонок в карьере.

Понятно, что перечисленные гонщики дебютировали на разных машинах, которые были созданы под разные регламенты, в разных командах и на разных трассах. Потому прямое сравнение их показателей будет некорректным. Однако у каждого из них были партнеры по конюшням, обладающие, по крайней мере, схожими болидами. Статистика, безусловно, не в состоянии отразить в полной мере картину выступлений, но сравнение дебюта в "Формуле-1" этих гонщиков на фоне их партнеров выглядит любопытным.

Для начала отметим, что дебют Феттеля в "Больших призах" пришелся не на старт сезона, а на середину. Свою первую гонку на трассе в Индианаполисе он провел в составе "БМВ-Заубер", подменяя травмировавшегося в ходе аварии Роберта Кубицу. Партнером немца по команде в этой гонке был Ник Хайдфельд. Далее на последние семь гонок сезона-2007 Феттель заменил в "Торо Россо" американца Скотта Спида, а его напарником был Витантонио Лиуцци. Наконец, в начале 2008 года в роли партнера будущего четырехкратного чемпиона мира в итальянской конюшне выступал Себастьян Бурде. Потому образ соперника Феттеля в таблице получился собирательным.

У Квята же, как и у трех других пилотов, напарники на протяжении их стартовых 11 гонок не менялись. У Виталия Петрова в "Рено" это был Кубица, а у Квята, Магнуссена и Эрикссона ими являются соответственно Жан-Эрик Вернь, Дженсон Баттон и Камуи Кобаяси.

Из таблицы видно, что никому из пятерки пилотов не удалось в первых 11 "Гран-при" чаще оказываться в квалификациях выше партнера. Однако Феттель, Квят и Магнуссен уступали своим конкурентам совсем чуть-чуть. При этом немцу приходилось привыкать к машине по ходу сезону, а у датчанина в соперниках находится экс-чемпион мира, на счету которого больше двух сотен гонок "Формулы-1". На этом фоне результаты Петрова в противостоянии с Кубицей выглядят довольно удручающе, однако не нужно забывать, что поляк всегда был очень силен в квалификациях и мог бы достичь серьезных высот, если бы не травма, прервавшая его карьеру в "Формуле-1".

Нынешний сезон - девятый, в котором квалификация "Королевских гонок" разбита на три сегмента. И если гонщики одной команды завершают борьбу в разных ее частях, это может говорить о том, что пилот, оказавшийся ниже, не до конца реализовал имеющийся у машины потенциал скорости. По этому показателю Квят пока уступает Верню, но совсем немного, в то время как Петрову далеко до стабильности Кубицы. Магнуссен и Феттель же и вовсе в первых 11 гонках пробивались в третий сегмент чаще напарников.

Умение регулярно доезжать до финиша - важнейший элемент. И хотя сходы чаще случаются по вине машины, умение оставаться на трассе в любой ситуации принципиально для карьерных перспектив. Как видно из таблицы, в первых 11 гонках своей карьеры чаще всего не добирался до финиша Феттель. При этом сходов из-за вылета с трассы у него не было, но зато трижды он заканчивал борьбу из-за столкновений. Впрочем, и "Формула-1" тогда была другой, и регулируемое заднее антикрыло в годы дебюта Феттеля (как и Петрова) еще не использовалось. Квят, как и Магнуссен, до сих пор сходили с трассы исключительно из-за поломок автомобиля. При этом датчанин гораздо чаще был замечен в инцидентах, которые приводили к проблемам если не у него, то у соперника.

Главное для гонщика - это, конечно, очки, набранные в чемпионате. Феттель за свои первые 11 гонок умудрился набрать столько же очков, в пересчете на новую систему, сколько и все его партнеры. Магнуссен и Квят по этому показателю отстают от своих более опытных партнеров по команде, но менее чем в два раза, при этом по числу финишей в очковой зоне Баттону и Верню они не уступают.

Наконец, еще один компонент, по которому любопытно оценить гонщиков, это старт. Понятно, что на положении пилотов по итогам первого круга часто сказываются аварии, а порой и механические проблемы, как в случае с тем же Квятом в Венгрии. Но даже если отбросить эти факторы, то здесь стоит обратить внимание на результаты Виталия Петрова, который чаще опережал соперников на старте, чем уступал им. Квят же чаще терял позиции, чем отыгрывал. Впрочем, его результаты все равно лучше, чем у Верня, который за прошедшие 11 гонок сезона-2014 потерял на первых кругах в сумме 27 мест относительно положения на стартовой решетке, причем он прибавлял на старте только в трех случаях, а в восьми - терял позиции.

Из других достижений гонщиков отметим, что Магнуссен, Феттель и Квят набирали очки в своих первых же гонках, причем датчанин финишировал на подиуме. Феттель уже во время своего шестого "Гран-при" смог пролидировать в гонке в течение трех кругов. На счету Петрова - самый быстрый круг гонки в Турции, которая была седьмой в его карьере.

Дмитрий АФОНИН