Газета Спорт-Экспресс № 157 (6516) от 22 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 июля 2014

22 июля 2014 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Даниил КВЯТ: "ЖИВУ В ДВУХКОМНАТНОЙ КВАРТИРЕ"

Окончание. Начало - стр. 1

ГЕРМАНИЯ ИГРАЛА В ИДЕАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ

- Наверное, чтобы стать пилотом, нужны не только деньги, но и отменные физические кондиции. Читал где-то, что вам однажды пришлось даже пройти тест на выносливость, прыгая из сауны в ледяную прорубь.

- Да какой там тест?! Это было просто развлечение.

- И как развлеклись?

- Мне очень понравилось. Моментально привело в тонус, и вообще было классно.

- Но развлечения развлечениями, а "физикой", наверное, приходится заниматься всерьез?

- Конечно. Примерно три часа в день. В самый ударный день - четыре.

- Каждый день?

- Практически да. Перед Хоккенхаймом была свободная неделя, и шесть дней мы занимались спортом.

- А на чем в этих занятиях делается особый акцент?

- Кросс, спринт, занятия на скорость. Немного силовых тренировок. Очень важно правильно распределить время и усилия между силовыми упражнениями и занятиями на выносливость. Но тренер хорошо знает, какие именно нагрузки мне нужны, так что проблем не возникает.

- Силовые занятия - это, наверное, в первую очередь для укрепления, для закачки шеи?

- В том числе. Это специфика нашего вида спорта. В футболе главная нагрузка идет на ноги, в теннисе - на правую руку, а у нас - на шею.

- А еще - на голову.

- Ну да (смеется). Только ее тренируют по-другому. А вообще, хорошая голова в любом спорте нужна, куда без нее, скажем, в том же футболе?

- Кстати, о футболе. В Монако вы успешно дебютировали в футбольной команде пилотов "Формулы-1", забив гол в товарищеском матче. С тех пор выходить на поле доводилось?

- Нет, больше не играл.

- А перед Хоккенхаймом? Немцы же всегда перед своим "Гран-при" такие матчи проводят.

- Меня приглашали. Но игра была далеко, кажется, во Франкфурте, и день получился бы слишком растянутым. Поэтому я отказался. Я же все-таки приехал сюда не в футбол играть.

- А посмотреть футбол по телевизору удалось?

- Чемпионат мира? Конечно! Такие события пропускать нельзя: не так уж много чемпионатов мира удастся увидеть за всю жизнь. Финал вообще смотрел от начала до конца - и получил огромное удовольствие.

- А за кого болели? Ведь и Россия, и Италия, которая для вас тоже не чужая, вылетели еще после групповой стадии.

- Вот поэтому в решающих матчах, даже в финале, я ни за кого особо не болел. Скорее симпатизировал.

- И кому, если не секрет?

- Обе команды были очень хороши, обе заслуживали симпатий. Но Германия играла просто в идеальный футбол, и аргентинцам было тяжело что-то сделать. А полуфинал с бразильцами - это был даже не идеал, а фантастика! После того как немцы открыли счет, я отошел от телевизора - умыться на ночь. Вернулся - а там уже 5:0! Просто невероятно!

В ГОНКАХ ДРУЖБЫ НЕ БЫВАЕТ

- В последнее время вы все чаще опережаете своего куда более опытного партнера по "Торо Россо" Жан-Эрика Верня. Он за это на вас не рычит, как "старослужащий" на "салагу"?

- Нет, не рычит. И "салагой" я себя в команде даже в самые первые дни не чувствовал, а теперь и подавно.

- Тогда, наверное, все еще сложнее. Два медведя в одной берлоге, и все такое...

- А стоит ли нас с Жан-Эриком так "озверять"? Понятно, что на трассе мы в первую очередь соперники. И если будем идти колесо в колесо, будем бороться до конца. А вне гонок мы относимся друг к другу спокойно, у нас хорошие рабочие отношения. И не только рабочие. Сказать, что мы друзья, не могу, но мы часто общаемся, разговариваем на самые разные темы.

- А друзья в гонках у вас есть? И есть ли вообще в гоночном мире место для дружбы?

- Тяжело сказать. Наверное, все зависит от характера человека. Пока что мне не доводилось сталкиваться с какой-то особой дружбой на трассе. Сам я никогда не имел друзей в гонках и не знаю, может ли такая дружба быть вообще.

- Тем не менее, насколько я знаю, квартиру в Англии вы снимали напополам с португальским гонщиком Антониу да Коштой.

- Да, было такое. Но мы разъехались еще до старта сезона.

- Статус потребовал? Или просто новая зарплата позволила?

- Ни то, ни другое. Просто захотелось пожить одному.

- Квартира-то большая?

- Небольшая. Двухкомнатная.

- Для одного достаточно. Или вы, извините за нескромный вопрос, все-таки живете не один?

- Пока что один.

- Можно воспринять слово "пока", как намек, что ваше одиночество продлится недолго?

- Когда-нибудь я с ним наверняка покончу. Когда? Жизнь полна неожиданностей. А сейчас, если честно, каких-то постоянных отношений у меня нет. Наверное, потому что практически все мое время уходит на гонки.

РАЗМЕР ЗАРПЛАТЫ РАЗГЛАШЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

- Вы с детства большую часть жизни проводите за рулем в гонках. А обычный автомобиль у вас есть?

- Есть. Даже два. Один в Италии, в Риме, где я часто по старой памяти бываю, второй - в Англии.

- Езда в Италии и в Англии сильно отличается?

- Еще как сильно! В Англии все водят очень спокойно. А в Италии... Там народ очень темпераментный, поэтому стиль езды скорее российский напоминает. Но мне автомобиль нужен только для того, чтобы добраться из точки А в точку Б. Погонять я могу и на трассе.

- Вы наверняка и без трасс начали гонять раньше, чем получили права?

- Если честно, в детстве я и в самом деле иногда садился за руль отцовской машины. Но, во-первых, очень нечасто, а во-вторых, не в городе, а только на даче. Хотя водить, сами понимаете, лет с 15 мог не хуже любого взрослого.

- Теперь вам двадцать, и водить машину по улицам или шоссе вы можете на вполне законных основаниях. А вот алкоголь в некоторых странах разрешено употреблять только с 21 года. Вас это никогда не напрягало?

- Совершенно не напрягало. Я практически не употребляю спиртного. Хотя вкус алкоголя мне, естественно, знаком. Если выпивать изредка с друзьями и знать меру - это вполне нормальная вещь.

- Виталий Петров рассказывал, что заработной платы и премиальных его контрактом не было предусмотрено. А у вас какая ситуация?

- У меня зарплата есть. И это, считаю, совершенно нормально.

- А сама зарплата - нормальная?

- Нормальная. Но сумму, извините, сообщить не могу - детали контракта разглашению не подлежат. Да и вообще, считаю, размер заработка - это личное дело каждого человека, а вовсе не публичное.

В СОЧИ ВСЕ БУДЕТ ОТЛИЧНО

- У любого пилота "Формулы-1" публичное в жизни неизбежно превалирует над личным. Это как-то на вас сказывается? Даниил Квят после половины своего первого сезона в "Формуле-1" в чем-то изменился?

- Он стал, наверное, более спокойным, у него появилось больше уверенности в себе. Думаю, это естественный процесс - все приобретается с опытом. А во всем остальном я тот же самый Квят, каким был и в прошлом году, и в начале нынешнего.

- Но сегодня вы, наверное, лучше понимаете, что такое "Формула-1", чем на первых тестах сезона в Хересе?

- Правильнее, наверное, было бы не о понимании говорить, а вот о чем. Сейчас многое уже происходит на автомате. Я начинаю углубляться в детали, постепенно узнаю много нового об этом своеобразном мире. И это процесс непрерывный - я каждый день продолжаю учиться.

- У команды?

- И у команды тоже. Скажу даже так: в основном у команды.

- А как с обратной связью? Отдача от вас от гонки к гонке увеличивается?

- Думаю, что да. Естественно, я с первого дня пытаюсь помогать команде как могу. И, скажем, в вопросах о том, какие проблемы надо решать в первую очередь, а какие - во вторую, думаю, был довольно полезен своей команде.

- Проблем у "Торо Россо", как и у других команд, в нынешнем сезоне столько, что не только на первую и вторую очередь, но и на третью, и на пятую хватит. Насколько вы довольны нынешним состоянием своей машины?

- Конечно, нам есть над чем работать. И мы пытаемся улучшаться с каждой гонкой.

- Это правильные, но слишком общие слова. Реальность же в том, что в младших сериях вы были "своим парнем" на подиуме, а в "Формуле-1" шансов туда попасть пока не имеете. Это не напрягает?

- Совершенно не напрягает. Я принимаю это как некую данность. Если что-то зависит не от меня, если я что-то в принципе не могу изменить - зачем расстраиваться по этому поводу? Я делаю свою работу и стараюсь делать ее максимально хорошо. Надеюсь, что все будет меняться в лучшую сторону.

- Когда? Может быть, к октябрьскому "Гран-при России" в Сочи?

- Не могу обещать того, что от меня не зависит. Но, конечно, хотелось бы. Ведь домашняя гонка значит для меня очень много. Выступать перед своей публикой, ощущать поддержку трибун - это очень важно. Для меня "Гран-при России" станет гонкой особенной. Жду не дождусь этого события. И надеюсь, что все в Сочи пройдет отлично.

- А другие пилоты тоже ждут "Гран-при России" с нетерпением?

- Пока, если честно, это в паддоке никак не ощущается. В командах - да, наверное. Службы логистики наверняка давно занимаются Сочи, планируют перелеты, гостиницы. А пилоты пока его особо не обсуждают. Может быть, чуть позже? Ведь Россия для большинства будет новой страной, а это всегда интересно.

- И на вас наверняка обрушится лавина просьб стать гидом по Сочи, переводчиком.

- Пока не обрушилась. Да и если попросят, придется отказывать - мне там совершенно точно будет не до этого.

ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ ДОСТОЕВСКОГО

- Но в принципе с работой переводчика справились бы? Вы ведь, кроме русского, еще целой кучей языков владеете.

- Ну какая там куча? Еще с детского сада учил английский - он у меня в порядке. Итальянский тоже. Я же, когда жил в Риме, в обычную итальянскую школу ходил - волей-неволей язык освоил во всех нюансах. И это мне сейчас очень помогает: ведь в "Торо Россо" процентов 90 сотрудников - инженеры, механики - итальянцы. Что еще? Когда одна из моих команд базировалась под Барселоной, немного заговорил по-испански. А после того как два года выступал за "Коиранен", могу кое-что сказать по-фински. Вот и все. Не так уж много.

- А на каком языке вы думаете?

- Во время гонок думаю на английском - все команды, все термины идут на этом языке, на русский их перевести, во-первых, нелегко, а во-вторых, на то, чтобы сделать это хотя бы мысленно, на трассе просто нет времени. Но в обычной жизни думаю в основном на русском. Это же мой родной язык, как может быть по-другому?

- Книги тоже читаете на русском?

- И на русском, и на английском. Еще на итальянском - в основном учебную литературу.

- Стоп. Об учебе - это отдельный вопрос. И очень важный: ведь не вечно же вы будете пилотом?

- Да, это так. Но, думаю, моя жизнь уже навсегда связана с гонками - и, надеюсь, именно с гонками "Формулы-1". Я стараюсь постоянно получать какие-то новые знания в этом направлении.

- Самостоятельно?

- Не только. Я получаю специальное образование в Италии. Конечно, учебу очень трудно совмещать с гонками. Но я пытаюсь все организовать так, чтобы делать это... Как это называется в России? Заочно?

- Все-таки при заграничной жизни русский язык немножко забывается.

- Нет, просто в Италии такое образование называется совсем по-другому. А русский я не забуду, не сомневайтесь. И художественную литературу читаю в основном на родном языке.

- Знаю, что вы предпочитаете серьезную литературу. А какая книга у вас сейчас открыта?

- Сейчас, если честно, совершенно нет времени на чтение книг. Есть свободная минутка - открываю ноутбук, пытаюсь понять, как прошел уик-энд, анализирую. Перед сезоном художественную литературу читал, а во время сезона - только инженерные файлы. Может, когда снова начнутся дальние перелеты, решусь и возьму с собой какую-нибудь новую интересную книгу. Что-нибудь философское. Или из русской классики. Пока еще думаю, что именно. Но вообще-то хочу попробовать Достоевского.

НА УЛИЦАХ МЕНЯ НЕ УЗНАЮТ - НАРОД ЗНАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

- В самолете Достоевский - это круто. Да и дадут ли почитать? Вас ведь наверняка узнают, пристают с просьбами об автографах, с разговорами?

- В самолетах? Очень нечасто.

- А на улицах? В Риме, в Москве, в родной Уфе?

- В Уфе я давно не был, к сожалению. А в Москве или Риме... Разве что те, кто внимательно следит за гонками. Но очень-очень редко.

- То есть очереди за автографами или "сэлфиками" вне паддоков гоночных трасс пока не выстраиваются?

- Нет. И это не удивляет. Народ знает победителей - это совершенно нормально.

- А как вы думаете, сверхпопулярность усложняет жизнь или облегчает?

- Я думаю, пока не попробуешь - не узнаешь.

- А из чего сейчас складывается обычный день "непопулярного" Даниила Квята?

- У меня нет какого-то обычного дня - они почти всегда разные.

- Ну, например, день между гонками. Утро. Вы просыпаетесь...

- Просыпаюсь, завтракаю.

- А во сколько просыпаетесь? И что предпочитаете на завтрак?

- Ну, я же не кинозвезда, чтобы такие подробности кого-то интересовали! Проснуться надо не слишком поздно. Позавтракать - хорошо. Не спеша. Пойти на тренировку. Пообедать. Отдохнуть. Снова пойти на тренировку. Поужинать. Немного отдохнуть, расслабиться. Посмотреть кино или еще что-то в этом роде. Вот в принципе и весь день.

- Рабочий день?

- А у меня каждый день рабочий.

- А так, чтобы бросить все и поваляться всласть на диване?

- "Бросить все" не получается. Даже если и позволишь себе немножко дивана, все равно думаешь о гонках, о том, что сделать для того, чтобы ездить быстрее, лучше.

- А в отпуске? Где, кстати, собираетесь провести августовские каникулы?

- Скорее всего, половину каникул проведу в России.

- Это будет именно отдых или череда публичных мероприятий?

- Надеюсь, все-таки больше отдых. Мероприятие пока запланировано только одно, и хотелось бы, чтобы в этом плане ничего не изменилось. А другую половину отпуска хочу провести в каком-нибудь спокойном месте, где смогу быть самим собой, расслабиться и "зарядить батарейки" по максимуму.

- И каким же такое "спокойное место" должно быть?

- Там должно быть не слишком жарко. Должен быть лес. И море или океан. И хорошая еда. Много для счастья не надо. Только не спрашивайте, что это за место, - я пока сам не знаю. Но не сомневаюсь, что подберу то, что нужно. Кто ищет, тот всегда найдет.

- Неужели и в отпуске тоже будете инженерные файлы читать?

- думаю, да. Скорее всего, стопроцентно от работы все равно не отойду. Пару дней, может, вообще ничем не буду заниматься, а потом в той или иной мере стану готовиться ко второй половине сезона. Да и вообще, о чем мы с вами сейчас говорим? У меня через неделю гонка на "Хунгароринге", и эту неделю я буду думать только о ней, о том, чтобы как можно лучше там выступить - после неудачи в Хоккенхайме мне это особенно важно. А все остальное, в том числе и отпуск, - это потом.

Федор ЧЕРНОВ