Газета Спорт-Экспресс № 21 (6380) от 1 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

1 февраля 2014

1 февраля 2014 | Олимпиада

СОЧИ-2014

ВАМ ЕЩЕ НЕТ И 80-ти? ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ВОЛОНТЕР?

Окончание. Начало - стр. 1

ХОРОШО, НО МЕДЛЕННО

Транспорт Олимпиады пока оценить трудно: больно уж он непонятен. Хотя на бумаге структурирован неплохо.

Про ситуацию внутри кластеров говорить особо нечего: там все жужжит и едет. Вчера, к примеру, я совершил получасовую экскурсию на внутреннем журналистском автобусе. Сделал круг по Олимпийскому парку, поглазел на прибрежные объекты, оценил усилия барышни, проверившей на полпути аккредитации и высадившей трех организаторов Игр. Порядок есть порядок: у них свои автобусы, нечего им с журналистами ездить.

Но до кластеров надо как-то добираться. Для этой цели организаторы предусмотрели 11 пересадочных узлов: Сочи (вокзал), Мацеста, Хоста, Кудепста, Адлер, аэропорт, Олимпийский парк, Эсто-Садок, Лаура, Красная Поляна, Роза Хутор. Все эти пункты соединены между собой автобусными и железнодорожными маршрутами. Варианты пересадок достаточно широки, вместимость транспорта - тоже.

Один железнодорожный состав, скажем, вмещает 2 тысячи пассажиров. Автобус - до 100 человек. Самих автобусов во время Игр будет тысяча. А интервалы их движения, пока не самые маленькие, к началу Олимпиады станут сокращаться. Максимум, по словам местных транспортных гуру, - 1 минута. Но это экстренный случай. До и после церемоний открытия и закрытия, когда планируются наиболее жесткие пассажиропотоки, зрителей будут подбирать на остановках с интервалом в три минуты.

Режим работы олимпийской транспортной системы - круглосуточный, хотя ночью, конечно, интенсивность движения планируется снижать. Автобусами будет перевезено 70 процентов от общего числа пассажиров, поездами - 30. Максимальная загрузка - 200 тысяч человек в день. А всего за время Игр транспортники рассчитывают переместить в олимпийских целях миллион 700 тысяч пассажиров.

Поезда "Ласточка" построили специально для Олимпиады. Они комфортны, кондиционированы и отправляются в путь с платформ совершенно новых железнодорожных станций. Автобусы тоже довольно передовые. 350 из них оборудованы подъемниками и способны принять до трех инвалидов-колясочников. К Паралимпиаде автобусы переделают с таким расчетом, чтобы в них помещались одновременно 5 человек с ограниченными возможностями. При проезде на закрытые объекты автобусы будут идентифицироваться с помощью меток-транспондеров. Время считывания такой электронной метки - меньше секунды.

Для регулировки трафика задействуют передвижные светофоры и логистическую систему слежения, нафаршированную электроникой, в том числе спутниковой. Приготовлены противогололедные реагенты, снегоуборочные машины, коммунальная техника.

Обо всем этом журналистам рассказали организаторы. А теперь о том, с чем пока имеют дело сами журналисты. Транспортная система не так уж плоха, но медлительна. От прибрежного пресс-центра до горного (расстояние - 45 километров) автобус идет 70 с лишним минут. По совершено свободной, замечу, новой и качественной дороге. Разгадка кроется все в той же системе слежения. Организаторы заложились на гололед или возможные аварии. Внесли в транспортные талмуды среднюю скорость 40 километров в час и придерживаются ее неукоснительно, чтобы не нарушить стройность собственных планов. В результате автобусам приходится искусственно замедляться и ездить по пустым трассам на третьей скорости. Иначе зоркий спутник отследит превышение норматива и водителям накрутят хвосты.

Кстати, об авариях. Одна, как мне рассказали, случилась в тоннеле по дороге в горный кластер: столкнулись машины журналистов иностранного информационного агентства и организаторов. Вторые почти не пострадали, первых увезли в больницу.

С поездами другая проблема. Чтобы сесть в относительно резвую "Ласточку", надо не просто пройти через магнитную рамку, а позволить ощупать себя со всех сторон и включить все имеющиеся электронные приборы как-то телефон, компьютер и фотоаппарат. Вместе с ожиданием у рамки и получением по аккредитации бесплатного билета выход на платформу и посадка в "Ласточку" занимает порядка 10 минут. Не считая времени ожидания состава, которое не так уж мало. Из нижнего кластера в верхний, допустим, прямые поезда ходят пока с часовым интервалом.

К чему это приводит, проиллюстрирую на примере. Знакомый на лыжно-биатлонном комплексе "Лаура" представляет организаторов Игр. Поселили его в совхозе "Россия" - это почти у самой абхазской границы. На дорогу к месту работы и обратно у человека уходит 6 часов в день. По-моему, это перебор.

УЧЕБНАЯ ЭВАКУАЦИЯ

Начинаю писать эту главку под громкие и частые радиообъявления: "Учебная эвакуация. Всем покинуть олимпийский пресс-центр". Из каждого офиса, правда, допускается эвакуация лишь одного журналиста. Чтобы знал, как действовать во время чрезвычайной ситуации, и рассказал другим.

А накануне к прессе вышли два высоких чина, отвечающие за безопасность на сочинских Играх. Их фамилии, лица и костюмы были бесстрастными и малозапоминающимися. Все, что хотели, чины рассказали, а на вопросы отвечали примерно так: "Ко всему готовы, все предусмотрено, безопасность гарантируем".

В ходе общения журналисты узнали, что олимпийское спокойствие будут оберегать более 40 тысяч силовиков и правоохранителей. Информации о реальных угрозах Играм нет. ФСБ состоит в партнерских отношениях со службами безопасности 80 стран, что позволяет иметь максимум информации о возможных угрозах. Дагестан от Сочи далеко, к тому же ситуация там под контролем. В организации безопасности задействовано около 30 российских министерств и ведомств. Угрозы, которые получили некоторые национальные олимпийские комитеты и диппредставительства, не стоит воспринимать всерьез: их рассылал один российский гражданин, в психическом здоровье которого у службистов есть серьезные сомнения.

Когда я летел в Сочи, видел сценку в Домодедове. Юная иностранка не знала о введенном на время Игр полном запрете на провоз жидкостей в российских лайнерах. У нее с собой было лекарство в жидких ампулах, которое обнаружили и повелели выкинуть. Девушка ударилась в слезы. Не говорящая по-английски российская контролерша стала ее утешать фразой: "Перестаньте плакать, а то я тоже начну". Но произносила ее с таким суровым выражением лица, что иностранка зарыдала совсем уж в три ручья. Наконец, ситуация с помощью моего коллеги Сергея Бутова прояснилась. Контро-лерша пошла совещаться, а вернувшись, сказала: "Летите, только никому не показывайте".

На Олимпиаде этот номер не прошел бы. Проглядеть что-то местные контролеры могут, разрешить - нет. Слишком все серьезно и поднадзорно со стороны более важных контролеров.

Немало силовиков и в Адлере. Они не прячутся за каждой пальмой, но встречаются на городских улицах регулярно. Спросил я у двух силовых мужей про прохождение досмотра перед посадкой в "Ласточку". 2000 человек в одном поезде. Сколько же времени их будут загружать?

Как стало ясно из ответа, укорачивать досмотр не планируется. Зато по расчетам каждый пассажир даже в пиковые часы не должен стоять в очереди к рамкам более 15 минут. Какой длины будут эти очереди, силовики не сообщили. И привели в пример прошлогодние тестовые соревнования, которые прошли, по их словам, почти идеально.

Задавали вопросы и иностранцы. Например, про 5 боевиков-террористов, якобы уже пробравшихся в Сочи. "Неправда, у нас таких данных нет", - парировали чиновники. "Разработаны ли планы эвакуации? - спросила японка. - Особенно меня интересует эвакуация иностранных граждан". Не успел я возмутиться столь явной дискриминацией по национальному признаку, как услышал ответ: у МЧС все в ажуре, будете эвакуированы в лучшем виде без учета гражданства и расовой принадлежности.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Сочи