Газета Спорт-Экспресс № 133 (6197) от 21 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 8

21 июня 2013

21 июня 2013 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МЕМОРИАЛ ТАЛЯ

Анджей ФИЛИПОВИЧ: "ТАЛЬ БЫЛ ГЕНИЕМ ВО ВСЕМ"

С главным арбитром турнира Анджеем Филиповичем мы знакомы очень давно, встречались на бесчисленном количестве турниров. Особенно памятны наши встречи на матче Крамник - Леко в Бриссаго. Ежедневно утром я приходил в пресс-центр и всегда заставал там пана Анджея, который готовил корреспонденции для польской прессы.

- Пан Анджей, вы ведь не только международный арбитр, но и международный мастер по шахматам.

- Вы правы. Норму международного мастера выполнил в 1974 году. Сегодня по тем нормам можно было бы трижды стать гроссмейстером! Первый балл получил в 1964-м, когда вместе с Бруно Пармой выиграл турнир в Полянице-Здруй, опередив Любомира Кавалека, Властимила Горта и Александра Толуша. Второй балл заработал за результат, показанный на 5-й доске сборной Польши на Олимпиаде 1972 года. Я набрал 10,5 из 16. И, наконец, третий балл набрал на командном чемпионате Европы, где Польша вышла в финал и заняла 4-е место. Мне тогда довелось встретиться за доской со Смысловым.

- И как? Василий Васильевич вас обыграл?

- Он действительно выиграл, но в очень далеком эндшпиле.

- Расскажите о ваших встречах с Михаилом Талем.

- Мы с ним были в очень хороших отношениях много лет. Я его пригласил в Варшаву. Мы сыграли блицтурнир, в котором участвовали все ведущие мастера Польши. Я занял второе место, Таль - первое.

- Он выиграл все партии?

- Почти все. Проиграл только одну, нашему молодому таланту, мастеру Леви. Который, к сожалению, очень рано ушел из жизни.

- А в турнирах вы с Талем встречались?

- В 1974-м в Галле. Там был отличный состав: Чокылтя, Ульман, другие ведущие игроки из многих стран. Против Таля мне удалось черными получить очень хорошую позицию. Но Миша нашел комбинацию, в конце которой был вечный шах, и партия закончилась вничью. Ее можно найти в шахматной базе.

- Каким запомнился вам Михаил Нехемьевич?

- Этот человек был абсолютным гением во всем! Необыкновенно сердечный и доброжелательный. Никогда не показывал, как трудно ему приходится: он уже тогда часто страдал от сильных болей. И в Галле на турнире, о котором я говорил, мне дважды приходилось звонить одному русскому врачу, чтобы он пришел в гостиницу и сделал Талю укол. Что не мешало ему играть на таком уровне, что нам оставалось только восхищаться.

Ежедневно мы с Мишей и Володей Савоном анализировали все турнирные партии. И то, что Таль видел во время анализа… нет, это невозможно передать словами! А в блиц он был готов играть в любое время суток, с любым игроком, независимо от квалификации, даже с начинающим.

- Знали ли вы Александра Кобленца, наставника Таля, которого Михаил Нехемьевич называл Маэстро?

- Дружил с ним: мы переписывались двадцать лет. Кобленц передал мне много книг Таля с его автографами, всегда помогал дружеским советом. Однажды, когда я в 1962 году проиграл на олимпиаде в Варне очень обидную партию какому-то кубинскому мастеру, Кобленц взял меня на прогулку, по-отечески утешал и дал много советов по психологии шахмат.

- Это ведь как раз в Варне Фишер сказал главному арбитру олимпиады Сало Флору: "Я больше чем вся ваша ФИДЕ знаю, когда позиция ничейна!" И отказался продолжать игру, хотя по правилам он должен был играть до 30 ходов.

- Флор меня тогда часто "гонял" из зоны "А", где играли корифеи. Ведь Польша выступала в турнире "В". Но мне было интересно наблюдать за великими шахматистами - Ботвинником, Петросяном, Кересом, Спасским, Талем, Глигоричем, Найдорфом, Фишером... Флору нелегко было в той ситуации с Фишером, потому что сам он, когда был претендентом на мировое первенство, часто делал короткие ничьи. В общем, Фишера главный арбитр Олимпиады не стал наказывать. Кстати, я сыграл одну турнирную партию с Флором в Полянице-Здруй. Закончилась быстрой ничьей, он предложил, мне было неудобно отказать.

- А Фишер? Вы были знакомы?

- Во время матча Польша - США в Варшаве в 1962 году я был его гидом во время прогулки. Он был довольно приятным парнем, держался дружелюбно, а больше всего его интересовало, где можно сшить новый костюм. У него была коллекция из 150 костюмов. "Можно за два дня сшить хороший костюм?" - спросил у меня Фишер. Я сказал, что теоретически можно, но практически нелегко. После этого он захотел вернуться в гостиницу. К сожалению, сыграть с Фишером не удалось. После матча был организован блицтурнир, но Фишер в нем участвовать отказался.

- Может, посчитал, что компания для него недостаточно сильна?

- Кто знает… Но все его коллеги по команде сыграли с удовольствием.

- Как вы стали шахматным арбитром?

- Я несколько лет тренировал шахматистов Кувейта, организовывал там турниры. И в 1984 году шахматная федерация Кувейта выдвинула мою кандидатуру на получение звания международного арбитра.

- Какие наиболее важные соревнования вам приходилось судить?

- В общей сложности был главным арбитром на 29 чемпионатах мира. Среди них - матчи на первенство мира Каспаров - Крамник в Лондоне, матч в Бриссаго Крамник - Леко, матч Карпов - Ананд в Лозанне я судил вместе с Гийссеном, матч за титул чемпионки мира Се Цзюнь - Галлямова в Шеньяне и Казани…

- Что больше всего врезалось в память на матчах Каспаров - Крамник и матче Крамник - Леко?

- В первом из них поразило, что Каспаров не смог выиграть у Крамника ни одной партии. Во время матча я понял, что его занимали какие-то нешахматные проблемы. Мало кто знает, но я видел своими глазами, как он за пять минут до начала партии, прогуливаясь около зала для игры, о чем-то очень эмоционально говорил по телефону. И это повторялось неоднократно.

А в матче Крамник - Леко запомнилась последняя партия. Крамник отставал в счете, и, чтобы сохранить титул, ему необходимо было выиграть последнюю партию. Он ее выиграл. Помню, он совершенно отключился от происходящего, не понимал, где он находится и что произошло. Настолько был сконцентрирован на партии. Только через пять минут пришел в себя.

- Многих шахматистов, которые играют в нынешнем Мемориале Таля, вы знаете с тех пор, когда они были детьми…

- Вот смотрите. Крамника я впервые встретил на чемпионате мира среди юношей в Пуэрто-Рико, ему тогда было 14 лет. Анада - когда ему тоже было 14 - на чемпионате мира среди шахматистов до 20 лет. С Гельфандом впервые встретились где-то в 1991-м, он тогда был одним из реальных претендентов на мировое первенство.

- Борис и спустя пару десятилетий неплохо играет!

- Еще как неплохо! Участник прошлогоднего матча на первенство мира! Один из победителей Мемориала Алехина! Выиграл этап "Гран-при" в Лондоне! Среди лидеров здесь, в Москве, на Мемориале Таля!

- Вы знали Таля и других великих игроков "золотого века" шахмат. Что думаете о современной элите шахматного мира?

- Я поражаюсь! Посмотрите: в этом году сначала был лондонский турнир претендентов, потом Швейцария, потом Норвегия, теперь Мемориал Таля. Они друг с другом постоянно встречаются! И при этом всегда играют до конца!

Юрий ВАСИЛЬЕВ