Газета Спорт-Экспресс № 81 (6145) от 15 апреля 2013 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

16 апреля 2013

16 апреля 2013 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 3-й этап. ГРАН-ПРИ КИТАЯ

Победой Фернандо Алонсо из "Феррари" завершился третий этап чемпионата мира - "Гран-при Китая". Пилотам "Ред Булла" - сильнейшей команды прошлого сезона - подняться на подиум в Шанхае помешали пустеющий бак, отваливающиеся колеса и ошибки в стратегии.

"РЕД БУЛЛ": НЕУДАЧНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ НАЧАЛО КРИЗИСА?

Распределение мест на подиуме "Гран-при Китая" прошло без участия "Ред Булла". В квалификации первое место на старте завоевал Льюис Хэмилтон на "Мерседесе", а в гонке заслуженную победу одержал Фернандо Алонсо на "Феррари". Испанец и обгонять соперников не стеснялся, и поддерживал впечатляющий темп на трассе. Лидер "Ред Булла" Себастьян Феттель финишировал четвертым, а его напарник Марк Уэббер сошел с дистанции на 16-м круге из-за отвалившегося колеса.

Феттель и "Ред Булл" добровольно ушли в тень еще в субботу: выбрали на гонку тактику, которая требовала пожертвовать квалификационным результатом (немец оказался лишь 9-м) в обмен на возможность стартовать на более выносливой резине. Возможно, именно неправильная тактика не дала Себастьяну финишировать выше 4-го места. Однако закрадывается подозрение, что и при одинаковом графике пит-стопов Алонсо вполне мог оказаться впереди Феттеля - за счет того, что "Феррари" способна ехать быстрее "Ред Булла".

Беды чемпионской команды начались с того, что в баке машины Уэббера во время квалификации оказалось меньше топлива, чем нужно. Пока соперники сражались за лучшее время, Марк с грустным видом стоял у "обсохшей" машины - и в воскресенье был вынужден стартовать последним. Днем позже, в гонке, ситуация повторилась, только теперь Уэббер уныло гулял вокруг "трехлапого" болида: после пит-стопа отлетело не закрепленное должным образом колесо. К этому следует добавить проблемы Феттеля: команда выбрала для него не самую лучшую стратегию, и он финишировал на несколько позиций ниже, чем рассчитывал.

Ситуация в конюшне, которая не знала себе равных в "Формуле-1" на протяжении последних трех сезонов, идиллической не выглядела никогда. Де-юре коллективом руководит Кристиан Хорнер. Но в боксах постоянно находится пожилой австриец по имени Хельмут Марко, являющийся доверенным лицом Дитриха Матешитца - владельца не только команды, но и всего концерна "Ред Булл". Марко - ровесник и соотечественник своего босса (англичанин Хорнер младше лет на 30), а потому держится независимо. И нередко позволяет себе публично расходиться во мнениях с руководителем команды. О том, кто принимает окончательные решения в спорных ситуациях, остается только догадываться.

Пилоты "Ред Булла" выступают вместе пятый сезон, но так и не стали, по выражению Хорнера, "людьми, которые могли бы вместе встретить Рождество". До последнего времени команде удалось сохранять хрупкую гармонию или как минимум ее видимость. Даже когда три года назад Себастьян Феттель и Марк Уэббер врезались друг в друга, сражаясь за лидерство, напряженность не переросла в открытый конфликт. Но после недавнего "Гран-при Малайзии" худому миру пришел конец. И дело даже не в том, что Феттель в борьбе за первую позицию обогнал Уэббера вопреки командным установкам. Трехкратный чемпион мира не ограничился признанием собственной ошибки и извинениями перед командой, а стал ковырять рану, которая могла бы затянуться сама собой.

Накануне гонки в Шанхае немец прямым текстом заявил в сотню подставленных микрофонов, что, во-первых, по ходу прошлых сезонов Уэббер его "никогда по-настоящему не поддерживал", а во-вторых, три недели назад "Марк не заслуживал победы", поэтому Феттель "поступил бы точно так же", даже если бы правильно понял поступивший из боксов приказ.

Делать такие заявления Себастьян может себе позволить. Даже если руководство "Ред Булла" возмутится происходящим и решит избавиться от пилота, принесшего команде три подряд чемпионских титула, немец моментально найдет себе работу у конкурентов - не исключено, что еще и увеличив этим переходом свою зарплату. Поэтому Марк Уэббер может сколько угодно оставаться без топлива и терять колеса. А также показывать неважные результаты в квалификациях или проваливать старты (ведь подписывая очередной контракт с австралийцем "Ред Булл" простил ему немало таких ошибок). Все это не трагедия, если выигрывает Феттель.

Но победу праздновали другие. Причем положение, в котором после третьей гонки сезона оказалась чемпионская команда, - непростое вдвойне. Спад результатов в отдельном "Гран-при" или в отдельной фазе сезона - вещь привычная. Но способность команды эффективно отреагировать на такой спад в кратчайшие сроки (следующая гонка состоится уже в ближайшее воскресенье) во многом зависит от атмосферы внутри коллектива. А когда пилоты косо смотрят друг на друга, нередко на два противоборствующих лагеря делится вся команда. И тогда много сил тратится на взаимные подозрения и обвинения, которые не делают машину быстрее. Справится ли "Ред Булл" с назревающим кризисом - одна из главных интриг нынешней весны в "Формуле-1".

Кирилл КАЧНОВ

ЗАЧЕТ ЧМ-2013

Пилоты. 1. Феттель - 52. 2. Райкконен - 49. 3. Алонсо - 43. 4. Хэмилтон - 40. 5. Масса - 30. 6. Уэббер - 26. 7. Росберг - 12. 8. Баттон - 12. 9. Грожан - 11. 10. Ди Реста - 8. 11. Риккьярдо - 6. Сутиль - 6. 13. Хюлькенберг - 5. 14. Перес - 2. 15. Вернье - 1.

Кубок конструкторов . 1. Red Bull - 78. 2. Ferrari - 73. 3. Lotus - 60. 4. Mercedes - 52. 5. McLaren - 14. 6. Force India - 14. 7. Toro Rosso - 7. 8. Sauber - 5.

" ГРАН - ПРИ КИТАЯ ". ШАНХАЙ

Shanghai International Circuit. 305,066 км (56 кругов по 5451 м )

Пилот

Команда

Позиция на старте

Круги

Время

Очки

1. Фернандо АЛОНСО

Ferrari

3

56

1:36.26,945

25

2. Кими РАЙККОНЕН

Lotus

2

56

+10,168

18

3. Льюис ХЭМИЛТОН

Mercedes

1

56

+12,322

15

4. Себастьян ФЕТТЕЛЬ

Red Bull

9

56

+12,525

12

5. Дженсон БАТТОН

McLaren

8

56

+35,285

10

6. Фелипе МАССА

Ferrari

5

56

+40,827

8

7. Даниэль РИККЬЯРДО

Toro Rosso

7

56

+42,691

6

8. Пол ДИ РЕСТА

Force India

11

56

+51,084

4

9. Ромэйн ГРОЖАН

Lotus

6

56

+53,423

2

10. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ

Sauber

10

56

+56,598

1

11. Серхио ПЕРЕС

McLaren

12

56

+1.03,860

0

12. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ

Toro Rosso

15

56

+1.12,604

0

13. Валттери БОТТАС

Williams

16

56

+1.33,861

0

14. Пастор МАЛЬДОНАДО

Williams

14

56

+1.35,453

0

15. Жюль БЬЯНКИ

Marussia

18

55

+1 круг

0

16. Шарль ПИК

Caterham

20

55

+1 круг

0

17. Макс ЧИЛТОН

Marussia

19

55

+1 круг

0

18. Гидо ВАН ДЕР ГАРДЕ

Caterham

21

55

+1 круг

0

Нико РОСБЕРГ

Mercedes

4

21

-

0

Марк УЭББЕР

Red Bull

-

15

-

0

Адриан СУТИЛЬ

Force India

13

5

-

0

Эстебан ГУТЬЕРРЕС

Sauber

17

4

-

0

Средняя скорость победителя

189,778 км/ч

Самый быстрый круг

Феттель (53) - 1.36,808 (202,706 км/ч)

Круги лидирования

Хэмилтон - 1-4, Алонсо - 5, Масса - 6, Хюлькенберг - 7-14, Баттон - 15-20, Алонсо - 21-23, Феттель - 24-28, Алонсо - 29-41, Феттель - 42, Алонсо - 43-56