Газета Спорт-Экспресс № 77 (6141) от 10 апреля 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

10 апреля 2013

10 апреля 2013 | Экстремальные

ЭКСТРИМ

Как уже сообщал "СЭ", 6 апреля в 15.00 по московскому времени стартовала экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова "Северный полюс - Гренландия".

ЗЕНИТ, АНЖИ, ТЕРЕК И ЛОКО - В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Маршрут экспедиции уникален: Конюхову и Симонову предстоит пройти на собачьей упряжке ранее не пройденным путем от Северного полюса и далее через всю Гренландию по 45-му меридиану.

Еще в 1978 году легендарный японский путешественник Наоми Уэмура проложил путь на собачьих упряжках от побережья Канады к Северному полюсу и обратно - через Гренландию. Однако из-за серьезных трудностей японцу не удалось завершить экспедицию, которая стартовала с мыса Колумбия. Помешало стечение многих обстоятельств: нападение белого медведя, порча почти всех продуктов, большое количество ледовых торосов, затруднявших движение вперед.

Известный российский путешественник-исследователь Федор Конюхов последний раз был в Арктике 13 лет назад. Но загорелся идеей этого маршрута. Подготовка к экспедиции заняла два года.

Для старта было выбрано начало апреля. Во-первых, в Арктике уже не так холодно (впрочем, это весьма относительно - температура постоянно держится в районе "минус 30"). Во-вторых, наступил полярный день. Солнышко уже светит и бодрит, но еще не набрало достаточную силу для того, чтобы топить лед. Ну и, в-третьих, именно в апреле функционирует полярная дрейфующая станция "Барнео", через которую может быть осуществлена заброска на полюс и специалисты которой могут на протяжении почти всего месяца отслеживать перемещение Конюхова и Симонова.

Главная движущая сила экспедиции - двенадцать чукотских ездовых, выращенных, воспитанных и подготовленных к переходу Виктором Симоновым: Вуки, Космо, Бали, Черке, Гризли, Акела, Ингрид, а также... Анжи, Терек, Локо, Сатурн и Зенит. Это самые сильные, выносливые и морально устойчивые собаки из питомника Симонова. А футбольные клички - дань любви к этому виду спорта.

Ездовые собаки, довольно крупные и грозные на вид, на поверку оказались на удивление мирными. Они обожают внимание и ласку - даже от совершенно незнакомого человека. Они играют, толкаются, подставляют под руки голову, приглашая их почесать... К 30-градусному морозу собаки приспособились быстро - свернулись калачиком и прикрыли носы мохнатыми хвостами. А когда их поставили в упряжку, псы не могли устоять на месте от нетерпения - и по первой же команде ринулись вперед.

- У каждой собаки - своя позиция. Кто-то вожак, кто-то - "колесо", кто-то - "рабочая лошадка", - объясняет Виктор Симонов, совершивший немало путешествий по Арктике.

- А кто-то - "тормоза"! - напоминает Конюхов. - И функция этих, последних собак - тоже очень важная.

В.С. - Вожак выбирает дорогу и устает больше морально, а не физически. Дальше идут собаки, которые тащат сани. А две последние - те, что идут перед нартами, все время оборачиваются и наблюдают. Ведь бывает, что с горки тяжелые нарты прилично накатывают и могут налететь на собак.

- Как насчет авторитета вожака в стае?

В.С. - Конечно, он важен. Иначе собака просто не будет вожаком - именно он "настраивает" всех в упряжке. Вот эту маленькую девочку Космо уважают все.

Ф.К. - Космо - это так называемый второй вожак. Первый - кобель Вуки. Космо идет с ним рядом и помогает. Один Вуки работать и бежать не будет.

- Вы планируете проходить каждый день какое-то определенное количество километров или это будет зависеть от возможностей собак?

В.С. - Конечно, от собак! Собака - живой организм. Мы будем пристально следить за их состоянием. Это человек может потерпеть, а собака, извините за тавтологию, не может сделать больше, чем она может. Поэтому будем делать "дневки" - остановки на день отдыха. Будем останавливаться и по ходу дневного пути.

- В рассказах Джека Лондона, по которым многие из нас познавали север, часто упоминается об обуви для ездовых собак…

В.С. - Тапочки! У нас закуплено пять тысяч штук. Это запас на Гренландию. Тапочки нужны не для согрева лап, а чтобы собаки не ранились о камни. Еще везем с собой огромную аптечку. Там есть все, в том числе и для того, чтобы зашивать раны.

- Но скорость передвижения будет зависеть не только от возможностей собак?

В.С. - Конечно нет! Нам с Федором тоже надо будет поддерживать хорошую физическую форму. Везем с собой в санях сублимированные продукты. В среднем мы должны есть по 800 грамм еды в день, что составит 4000 килокалорий. Нам нужно питаться, чтобы двигаться. Именно из-за плохого физического состояния в годы покорения Арктики было так много незавершенных экспедиций.

- Но и от еды зависит не все?

В.С. - Верно. Будет много серьезных препятствий. Нам придется обходить торосы и трещины - реальный маршрут будет гораздо длиннее заявленных 4000 километров. Примерно вдвое больше, чем по прямой. Даже в Гренландии не получится пройти коротким путем - там же тоже будут холмы.

- Ребята поставили перед собой очень сложную задачу - пройти маршрут на собачьей упряжке, - говорит руководитель экспедиционных программ полярной базы "Барнео", знаменитый путешественник по Арктике и Антарктике Виктор Боярский. - Если бы им предстояло идти на лыжах, все было бы намного легче - преодоление торосов и трещин во льду не занимало бы столько времени. На торосах не надо было бы разгружать сани, трещины можно было бы переплывать. А с упряжкой из 12 собак все трещины, которых уже сейчас предостаточно, придется обходить. Так что главное, что им понадобится в экспедиции, - это удача.

...От "Барнео" до Северного полюса вертолет домчал путешественников с грузами, собаками и группой сопровождения за 25 минут. И после довольно коротких проводов Конюхов с Симоновым отправились в путь. Первым на лыжах пошел Симонов, позади, на упряжке с нартами, - Конюхов.

Вечером первого дня экспедиции группа вышла на связь, чтобы сообщить: пройдено 7 километров и разбит лагерь на ночевку. На следующий день Симонов и Конюхов прошли уже 20 км - отличный прогресс. Не обошлось и без холодного душа. Оказалось, что в этом апреле в Арктике полно больших трещин, некоторые из которых припорошены снегом. И в одну из таких чуть не провалились сани, которыми правил Конюхов. Спасли собаки, продолжавшие тащить свой груз с удвоенной силой. Итог в принципе банальной для Арктики ситуации: промочена часть одежды и груза. Россияне восприняли случившееся как рабочий момент, просушились и продолжили путь. Ведь никто не знает, сколько подобных "ледяных купаний" их еще ждет впереди...

Лина ХОЛИНА

Северный полюс - "Барнео" - Лонгйир