Газета Спорт-Экспресс № 272 (6040) от 30 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

30 ноября 2012

30 ноября 2012 | Авто-мото

АВТО

2012 год стал историческим для российского автоспорта. Впервые наши пилоты были представлены во всех гоночных турнирах, имеющих статус чемпионата мира, - и отнюдь не были там статистами. "СЭ" выделил семь россиян, наиболее успешно выступавших в завершившемся сезоне, оставив за скобками пилота "Формулы-1" Виталия Петрова, который нашим читателям и так хорошо известен.

СЕМЕРО БЫСТРЫХ

Евгений НОВИКОВ

Чемпионат мира по ралли

6-е место в общем зачете,

2 финиша в первой тройке

Прорыв - только так можно и нужно назвать результаты, показанные в этом году 22-летним москвичом. Еще прошлой зимой зарубежные журналисты писали, что "наблюдать за Евгением одно удовольствие, только делать это надо с приличного расстояния и вооружившись хорошей оптикой". А спустя считаные месяцы те же самые эксперты с восторгом говорили о "юном пилоте, который думает и водит по-взрослому". Именно зрелый подход к ведению гонок стал одним из главных слагаемых успеха: Новиков никогда не атаковал на полную в первый день ралли - и благодаря этому пользовался ошибками, которые допускали другие пилоты, вплоть до француза Себастьяна Лоеба, завоевавшего в этом году 9-й титул. Если до сих пор Новиков ходил в подающих надежды, то теперь он - первым среди россиян - вошел в элиту мирового ралли: дважды поднимался на подиум в отдельных гонках, а в общем зачете временами опережал заводских пилотов "Форда", хотя выступал на менее совершенной и быстрой машине. И вдобавок не самой надежной: в Португалии по пути к своему первому подиуму москвичу пришлось вытерпеть поломку переговорного устройства, перебои с зажиганием и неудобства от разболтавшейся в креплении педали газа… Не факт что нынешней зимой Новиков выполнит поставленную цель - станет пилотом одной из заводских команд. Но его кандидатуру руководители ведущих коллективов теперь рассматривают одной из первых.

Тимур ТИМЕРЗЯНОВ

Чемпионат Европы по ралли-кроссу

Чемпион Европы,

6 побед в гонках

Ралли-кросс - не самая известная, но весьма увлекательная дисциплина. К примеру, боевой машиной Тимура Тимерзянова является Citroen DS3 - как у чемпиона мира по ралли Себастьяна Лоеба. Но мотор на машине француза развивает около 300 л.с., а двигатель на автомобиле россиянина - почти 550. И при этом болид для ралли-кросса дешевле на 150 тысяч евро. Тимерзянову и его соперникам приходится пилотировать и на асфальте, и на грунте, но под каждое из этих покрытий машину основательно переделывают - в ралли-кроссе гонщикам на каждом круге приходится съезжать с асфальта на грунт и обратно. По душе зрителям и контактная борьба, которая является обязательным элементом заездов. Так на последнем этапе сезона, состоявшемся в Германии, "Форд" чешского пилота Павла Кутны некоторое время ехал в буквальном смысле слова на крыше - причем не своей, а другого автомобиля, которым управлял швед Петер Хедстрем. Не исключено, что именно подобная "многоплановость" ралли-кросса стала причиной успехов, которых добиваются в этой дисциплине россияне. Впрочем, чемпионский титул спортсмена из Казани стал не очередным, а из ряда вон выходящим достижением. Ведь Тимерзянов завоевал его в высшем дивизионе "суперкарз", где самые искусные гонщики пилотируют самые мощные и быстрые автомобили.

Леонид НОВИЦКИЙ

Ралли-рейд "Дакар"

4-е место в общем зачете

В самом тяжелом, знаменитом и престижном марафоне мирового автоспорта Россия привыкла следить за командой "КАМАЗ-мастер", уже приучившей публику к своим победам. Однако в этом году российские грузовики были не столь успешны. В команде произошла смена поколений: места заслуженных пилотов заняли молодые гонщики, которые не могли на равных сражаться с более опытными соперниками. В результате два экипажа на КАМАЗах сошли с дистанции, а лучший из "оставшихся в живых" прибыл к финишу только третьим. И все-таки российским болельщикам было чему порадоваться в день окончания "Дакара". Леонид Новицкий, выступающий на автомобиле "Мини" за полузаводскую немецкую команду "Икс-рейд", занял 4-е место в абсолютном зачете, а это - лучший результат за всю историю участия россиян в "Дакаре". Хотя на самом первом спецучастке Новицкий одержал победу, в целом по ходу гонки он не пытался угнаться за более опытными товарищами по команде и ехал по дистанции в своем темпе. Вдобавок первая часть "Дакара"-2012 проходила в основном по каменистым ландшафтам, которые Новицкий не слишком любит. Тем не менее ему удалось удержаться в группе лидеров до того, как ралли-рейд добрался до полноценной пустыни, где Леонид чувствует себя очень уверенно. Правильность тактики, выбранной Новицким, косвенно подтвердил его партнер по команде Кшиштоф Холофчик. Опыт участия в ралли-рейдах у поляка и россиянина примерно одинаков. Но Холофчик порой ехал очень быстро - и где-то на середине дистанции перевернул свой "Мини".

Сергей СИРОТКИН

Международный чемпионат Auto GP

3-е место в общем зачете,

2 победы в гонках

Мотор мощностью свыше 500 л.с., продвинутая аэродинамика (обеспечивающая приличный уровень прижимной силы и позволяющая корректировать его настройками), широкие и "цепкие" шины - так должен выглядеть гоночный болид, за рулем которого молодой пилот может подготовиться к броску в "Формулу-1". Поскольку желающих попасть в королевские гонки немало, то и турниров, где есть возможность выступать на машинах с перечисленными выше характеристиками, тоже существует несколько. Есть Grand Prix 2, где заезды проводятся в дни "Гран-при" "Ф-1", но участие стоит очень дорого. А есть менее известная серия Auto GP - там за сравнительно небольшие деньги гонщики получают и этапы на четырех континентах (от привычной Европы до Марокко, Бразилии и США), и приличный уровень организациии, и неплохой призовой фонд (200 тысяч евро на каждом из семи этапов). Так вот: одной из звезд нынешнего сезона в Auto GP стал москвич Сергей Сироткин. До чемпионского титула он, правда, не дотянулся, но в настоящий момент опыт для него не менее важен, чем результаты. Впрочем, последние тоже смотрятся выигрышно - на фоне других россиян, пробующих силы в похожих категориях. К примеру, в "Мировой серии Рено" наши пилоты вчетвером (причем двое вдобавок выступали за российскую команду) смогли лишь дважды попасть на подиум.

Даниил КВЯТ

Еврокубок "Формулы-Рено 2.0"

2-е место в общем зачете,

7 побед в гонках

Если искать среди нынешних молодых пилотов того, кто имеет наибольшие шансы стать вторым после Виталия Петрова российским гонщиком "Формулы-1", то Квят - претендент №1. Он занимается гонками с малых лет, практически всю свою карьеру провел в Европе, а главное - смог привлечь к себе внимание компании "Ред Булл", фактически имеющей сразу две команды "Ф-1" (вторая - "Торо Россо") и предпочитающей самостоятельно готовить пилотов для обоих. Еврокубок "Формулы-Рено 2.0" - настоящий смотр молодых талантов со всего мира. Здесь есть шанс как показать себя во всем блеске и гарантировать беспроблемное будущее, так и напрочь затеряться в толпе сверстников. А результаты Квята говорят о том, что второй вариант ему, похоже, не грозит. С другой стороны, он провел в этом чемпионате уже второй сезон, а стать лучшим не смог, хотя и претендовал на титул до последней гонки. В то время как руководители гоночной программы "Ред Булла", по словам самого Даниила, всегда ставят перед своими подопечными только одну цель - победу. Оснований считать, что россиянин утратил поддержку австрийской компании, выпускающей знаменитый энергетический напиток, пока нет. Но Хельмут Марко - экс-пилот "Формулы-1", с подачи которого "Ред Булл" принимает большинство решений в сфере гонок, известен своей строгостью и жестким отношением к пилотам. Он наверняка все видел, все запомнил - и проигранный титул-2012 вполне может сыграть против Квята, если он оступится еще раз.

Алексей ДУДУКАЛО

Чемпионат мира WTCC

15-е место в общем зачете,

1 финиш в первой тройке

Сам факт присутствия российского пилота в столь престижном чемпионате не может не радовать отечественных болельщиков. Определенный прогресс в результатах москвича также есть: если в 2011-м место в конце первой десятки было для Дудукало большой удачей, то теперь пилот команды Lukoil Racing смог доехать до подиума. Но, к сожалению, ему не хватало очень важного компонента - стабильности. В отдельных гонках Дудукало мог ехать даже быстрее, чем привычные лидеры чемпионата, а спустя буквально пару недель - оказывался в задних рядах, сражался за предпоследнее место и сходил с трассы в результате странных инцидентов. Причем нельзя сказать, что россиянину испортила сезон ненадежная машина. Прецеденты, имевшие место в 2011 году, когда причиной схода мог стать разрядившийся аккумулятор, больше не повторялись. Главной проблемой Дудукало-2012 стала резина, точнее - необходимость очень тонко понимать и чувствовать ее поведение в квалификационных заездах. Прогреть покрышки, не допустив износа, и атаковать на полную точно в момент их выхода на пик - пожалуй, именно это умение отделяет по-настоящему успешных пилотов WTCC от подающих надежды. И в завершившемся сезоне Дудукало, увы, не удалось перейти из второй категории в первую.

Роман РУСИНОВ

Гонка "24 часа Ле-Мана"

4-е место в своем классе

"24 часа Ле-Мана" - едва ли не самая знаменитая гонка в мире. Но для россиян она была далеко не самой счастливой. На старт суточного марафона наши попадали весьма редко, а если попадали - особых успехов не добивались. Вот и Роман Русинов принял участие в "Ле Мане" после перерыва в несколько лет. Хотя с "формул" на так называемые гонки на выносливость (где заезды длятся минимум 6 часов) он переключился достаточно давно. На "Ле-Мане"-2012 Русинов выступал в составе французской команды. Он долго жил во Франции, именно там начал гоночную карьеру, понимает менталитет этой страны и не выглядит среди французов белой вороной. Поэтому определенные шансы на успех были - тем более что и скорость Русинова никуда не делась. Но опять вмешалось невезение: его экипаж шел в первой тройке, когда потерял достаточно много времени на замену пробитого колеса и связанный с этим ремонт машины. Вдобавок за борьбой с участием россиянина публика, к сожалению, следила не слишком внимательно. Команда Русинова Signatech выступала в "первой лиге" - классе LMP2, а все внимание было приковано к сражению заводских команд "Ауди" и "Тойота" в самой престижной категории LMP1.

Кирилл КАЧНОВ