Газета Спорт-Экспресс № 221 (5989) от 1 октября 2012 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2

2 октября 2012

2 октября 2012 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

МЕРЯСЬ ПРОЕКТАМИ

В субботу в Италии испанская звезда российской команды "Катюша" Хоакин Родригес по прозвищу Пурито выиграл знаменитую однодневную гонку "Джиро Ломбардии". И благодаря этому вышел на первое место в рейтинге Международной федерации велосипедного спорта, с помощью которого последняя определяет, пусть и с известной долей субъективизма, лучшего гонщика мира по итогам года.

Это большой успех и для самого Родригеса, два года назад уже становившегося лучшим в мире, и для "Катюши", которая в аналогичном рейтинге, но только среди команд, наверняка останется второй. Большой успех и для велосипедной России.

За те четыре года, что "Катюша" существует, в отечественном велоспорте многое изменилось. Окрепла, повзрослела, покрылась дорогим иностранным загаром сама команда. Создана континентальная "Итера-Катюша", эдакий дубль "Катюши" с молодыми гонщиками, которые последние годы стабильно побеждают, правда, не в тех гонках, что на виду.

Заработала молодежная команда, в начале года произведены на свет мужская и женская команды "Русвело". Ингредиенты теперь объединены в коктейль под названием "Общероссийский проект развития велоспорта", о котором в командных пресс-релизах все четыре слова пишут строго с большой буквы.

На формирование единой структуры и синхронизацию их действий ушли не только годы. Как водится, еще ушли большие деньги. Триумвират спонсоров выглядит устрашающе для конкурентов: здесь и первая частная российская газовая компания "Итера", и "Газпром", и "Ростехнологии", пускай финансовое участие двух последних на фоне вложений "Итеры" смотрится символичным. Важно другое: "Катюша" ни разу не выпадала из первой тройки самых обеспеченных профессиональных команд мира.

За последние четыре года к лучшему не изменилось только одно: результат у российских гонщиков на международной арене продолжает хромать, при том что самих гонщиков, способных побеждать не завтра и не послезавтра, а прямо сейчас становится только меньше.

Здесь, конечно, кроется один из главных парадоксов нашего велоспорта. Раз в "Катюше" способны обеспечить жизнедеятельность лучшего гонщика в мире, значит, и команда жива, конкурентоспособна и функционирует верно. Напрашивается логичный вывод о том, что дело за самими российскими гонщиками. Кто мешал им раскрыться так, как это сделал Пурито? Кто встал на их пути?

Да, с Родригесом в "Катюше" носятся как с писаной торбой - неоднократный тому свидетель. Но, может, там плохо относятся к россиянам? Это, между прочим, очень по-русски - не любить самих себя. Так нет же. Ценят. Уважают. Любят даже.

Национальных велопроектов в современном пелотоне немало. Сейчас это модно. И первая шестерка лидеров того самого рейтинга, что выиграл Пурито, составлена из гонщиков, именно такие велопроекты и представляющих. Но вот начинаем мы с другими меряться проектами, у кого тот более национальный, и выясняется, что не у нас с вами. Обидно, правда?

Марк Кавендиш вместе со своей британской Sky выигрывает чемпионат мира-2011, а его одноклубник Брэдли Уиггинс - олимпийскую разделку в Лондоне-2012. Труднопроизносимая бельгийская Omega Pharma Quick Step везет своего капитана Филиппа Жильбера на победу в мировом первенстве-2012. И привозит, надо отдать им должное. И ведь это только гонки официальные - то есть те, за которыми следит куда более широкий, чем за рутиной профессиональной веложизни, круг спортивных болельщиков.

Почему же наш велопроект везет к победам Пурито Родригеса и других испанцев? Почему в составленной наполовину из россиян "Катюше" те одержали в сезоне-2012 лишь 4 победы из 25 на всю команду, включая весеннюю победу Дениса Галимзянова, состоявшуюся, как мы теперь знаем, благодаря купленному им в аптеке эритропоэтину?

Как объяснить, что два лучших российских гонщика - Денис Меньшов и Александр Колобнев - свои лучшие результаты показали в составах иностранных команд, а то, что показывают нынче, - совсем не то, чего от них ждут? Как получилось, что наш велопроект допустил падение России на унизительное двадцать какое-то место в зачете наций, отчего пострадала наша квота на лондонскую Олимпиаду, которую мы грозились чуть ли не выиграть?

Вопросы без ответов.

Пурито же, спору нет, большая умница. Без таких, как он, "Катюше" будет трудно.