Газета Спорт-Экспресс № 219 (5987) от 28 сентября 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

28 сентября 2012

28 сентября 2012 | Авто-мото

АВТО

Если гоночный автомобиль предназначен для езды по асфальту и ни разу не участвовал в чемпионате Russian Racing Championship - значит, такой техники просто нет на территории России. В ближайшие выходные на "Смоленском кольце" под Дорогобужем пройдет заключительный этап уникальной серии.

НАШИМ ЦИРКОМ ВПОРУ ГОРДИТЬСЯ!

Когда цирком называют происходящее за пределами манежа, то выражают этим самым свое неодобрение и даже возмущение. Но автогонки - исключение. Прозвище "большой цирк" - скорее комплимент всемирно известной "Формуле-1". Похожим прозвищем вполне можно наградить и Russian Racing Championship, 8-этапный чемпионат, с этого года являющийся центральным событием в российском кольцевом автоспорте. И отнюдь не ради красного словца.

Как в цирке на одну арену выходят и клоуны, и дрессировщики, и иллюзионисты, так и в RRC на одной трассе появляются самые разные и не похожие друг на друга гоночные автомобили. К примеру, классы Legends и MitJet - это своего рода "курс молодого бойца": сравнительно простые и недорогие машины с мотоциклетными двигателями (но при этом с динамикой на уровне суперкаров вроде "Порше") позволяют освоиться на гоночной трассе вчерашним любителям или совсем молодым пилотам, еще вчера выступавшим в картинге. К примеру, накануне последнего этапа третье место в классе MitJet занимает Сергей Трофимов, которому пока нельзя самому на машине доехать от Москвы до принимающего финальную гонку "Смоленского кольца" в Дорогобуже: в его 15 лет Сергей не может получить обычное водительское удостоверение.

На другом конце автогоночного ассортимента - класс GT, где на старт выходит самая любопытная техника. К примеру, "боевые" версии суперкаров "Порше" и "Феррари" - кстати, дорожные машины изначально так мощны и надежны, что для превращения их в гоночные болиды требуется сравнительно небольшой объем доработок. Или выпускающиеся ограниченными сериями экзотические британские автомобили вроде Radical или Ariel - они созданы для трека, напрочь лишены привычных автоудобств (багажника, аудиосистемы и даже крыши), но при желании их можно поставить на учет и получить обычные номерные знаки. Кстати, класс GT стал для всех присутствующих на трассе в дни проведения соревнований своеобразным метеорадаром: на каждом этапе пилоты этой категории попадали под дождь - от моросящего до проливного. В программе заключительного этапа класс GT присутствует, а значит, зрителям в обязательном порядке надо запастись зонтами и непромокаемой одеждой.

Впрочем, дебютировавший в этом году GT только набирает обороты, поэтому топовым классом RRC остается "Туринг", где происходит, казалось бы, невозможное: отечественные автомобили "Лада Гранта" навязывают борьбу использующимся по всему миру гоночным автомобилям марки БМВ. Интриги добавляет тот факт, что борьбу между собой ведут две знаменитые нефтяные компании: на БМВ выступают пилоты команды "ТНК Рейсинг", тогда как отечественными машинами управляют гонщики коллектива "Лукойл Рейсинг Тим Лада". Но если сильные стороны и слабые места немецких машин тщательно изучены за несколько лет эксплуатации, то "Лада" с трехсотсильным турбомотором - это новый проект, не лишенный детских болезней.

К примеру, на недавнем этапе в Нижнем Новгороде оба пилота "Лукойла" - и опытный Алексей Дудукало, и молодой Михаил Козловский - лидировали в гонках, но в итоге потеряли вполне реальные победы из-за технических неисправностей. Тем не менее профессионализм команды и ее гонщиков (все они пришли в гонки еще детьми и преодолели все необходимые карьерные ступеньки, начиная с картинга) - сделали свое дело. Дудукало и тольяттинец Павел Кальманович выиграли за рулем "Гранты" по одной гонке, а Козловский, считающийся одним из наиболее перспективных молодых кольцевиков, хорошо смотрелся в квалификациях и финишировал на подиуме. Все это дает понять, что в следующем году красно-белая команда наверняка будет одним из главных соискателей титула.

Но первые строчки в турнирной таблице пока занимают все-таки представители "ТНК Рейсинг". Лидирует Александр Фролов, выигравший уже 9 из 14 состоявшихся заездов. Оренбуржец раньше занимался мотокроссом, и на вопрос о причинах его успехов многие отвечают: он так часто падал с мотоцикла и столько раз травмировался, что за рулем автомобиля просто ничего не боится. Ближайший преследователь Александра - его товарищ по команде Дмитрий Добровольский. Дмитрия трудно назвать профессионалом, так как он открыл для себя автоспорт в довольно зрелом возрасте. Зато вряд ли кто умеет так эмоционально радоваться своим сравнительно редким (в этом сезоне москвич выиграл только одну гонку) успехам, как он.

Разнообразию выходящих на старт гоночных машин в этом сезоне соответствует и разнообразие трасс, которые в последние годы появляются в России одна за другой. Это и "Нижегородское кольцо", где хозяева и зрители отличаются невероятно высоким уровнем гостеприимности, но на самой трассе пока нет постоянных боксов и такой элементарной вещи, как водопровод. И "Казань-ринг" в окрестностях столицы Татарстана - дико увлекательная для пилотов из-за перепада высот, но не самая удобная для болельщиков: из сравнительно далеко расположенных зрительских зон заезды выглядят "борьбой муравьев". И подмосковная "Мoscow Raceway", лучшая трасса России, куда не сочли зазорным приехать участники престижных международных турниров.

Впрочем, домашним для себя автодромом организаторы RRC считают "Смоленское кольцо", где пройдет заключительный этап. Здесь все - от разметки на трассе до кондиционеров в технических помещениях - сделано максимально удобно для спортсменов. А чем меньше пилоты отвлекаются на бытовые мелочи, тем более увлекательной будет борьба на трассе.

Кирилл КАЧНОВ