Газета Спорт-Экспресс № 180 (5948) от 14 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

15 августа 2012

15 августа 2012 | Олимпиада

ОЛИМПИАДА-2012

СПАСИБО, ЛОНДОН!

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Странная конструкция, ставшая по воле ее создателей чашей олимпийского огня, погасла. Ностальгически отгремела церемония закрытия. Вода Темзы почти унесла с собой большинство олимпийских запахов и красок. Еще позавчера лондонская бригада "СЭ" считала часы до момента, когда с души упадет груз большой, долгой, жесткой работы. Сегодня мы жалеем о том, что Олимпиада закончилась. Она стала частью нашей жизни. Отпустила: "Идите, прощайте!" - но поселилась в сердце еще одним бывшим счастьем. Так день рождения, отпразднованный широко и звонко, уже наутро отрезвляет пониманием: такого не будет больше никогда. Наступит другой, но не этот. С той лишь разницей, что летних Олимпиад в нашей жизни в четыре раза меньше, чем дней рождения.

Они были странными, как их огонь, эти Игры. И такими же красивыми. Их не назовешь самыми лучшими в истории, поскольку никто не знает доподлинно, что это такое - быть лучшей Олимпиадой. Что и с чем сравнивать? Организацию? В этом смысле до Пекина-2008 не скоро кто-либо дотянется. Однако организацию перестаешь воспринимать с восторгом уже на третий или четвертый день, ибо это норма, а не аномалия.

Может, как раз по отклонениям и стоит судить об уровне Игр? Абсурд. ЧП, если они не вселенского масштаба, не влияют на главное - атмосферу трех недель, дружелюбие города, красоту соперничества. А ведь именно это и столбит уголок в нашей памяти, чтобы поселиться в нем навсегда.

Эпохальный и космический Майкл Фелпс. Портос легкой атлетики Усэйн Болт. Стрела с ногами Дэвид Рудиша. Они были на виду у всей планеты. Их рекорды никогда не забудут, а сейчас кажется, что и не побьют. Но через неделю, месяц, год вспоминаться будет не только очевидное.

Вот, скажем, американский бегун на 400 метров Мантео Митчелл, почувствовавший в середине дистанции, как у него хрустнула и сломалась малая берцовая кость, - разве его забудешь? Выступай Митчелл в личном зачете, он сошел бы с дорожки в ту же секунду. Но Мантео бежал эстафету, вот какая штука. Он закричал - никто не услышал. И парень продолжил бег, похрустывая своей костью целых 200 метров. Преодолел всю дистанцию за 46,1 секунды, что было всего на пару секунд хуже, чем у его двуногих партнеров. Передал палочку. Команда США показала в забеге лучший результат сезона, разделила первое место с Багамами, вышла в финал и выиграла серебро.

А в стартовом досье марафонца Гуора Мариала значилось "Независимый олимпийский атлет". Он никого не представлял, этот африканец, потому что его родина Южный Судан получила независимость лишь год назад и не имеет пока собственного олимпийского комитета. Гуор там и не жил вообще-то давным-давно. Его еще 8-летним увезли подальше от гражданской войны, в которой погибло 28 членов семьи Мариала. С остальными родственниками он не виделся 20 лет. На Играх финишировал сорок седьмым, формально представляя самого себя. А на деле - погибшую семью и всю свою многострадальную, не узаконенную в олимпийском смысле родину.

Американка Бригетта Барретт, ставшая второй в прыжках в высоту, пела на пресс-конференции госпел. Наш ходок Валерий Борчин вместо пьедестала уткнулся в забор, приказав телу делать то, на что оно больше не имело сил, но делало тем не менее. Знаменитый спринтер Оскар Писториус, появившись в составе южноафриканской команды в эстафете 4х400 метров, впервые, пожалуй, вызвал не жалость с состраданием, а опасение: его ноги-ножи в ходе смены этапа представляли прямую угрозу соперникам. Таэквондист Алексей Денисенко из Батайска, цыган по национальности, спрятал бронзу в карман куртки сразу после награждения: друзьям он обещал привезти золото и потому расстроился. В 18 лет.

Все это - сердцевина, самая суть минувших Игр, их естество и содержание. За то, что ты не ограничился одной лишь формой, за искренность и страсть, за "настоящесть" и нерв - спасибо, Лондон.

* * *

Россия выступила на этих Играх лучше, чем в Пекине. Там у нас было 73 медали: 23 золотые, 21 серебряная и 29 бронзовых. Здесь - 82 награды: 24 золотые, 26 серебряных и 32 бронзовые. При этом впервые в нашей новейшей истории, то есть на пятой "самостоятельной" Олимпиаде, Россия стала четвертой в общем медальном зачете. До этого мы из тройки не выпадали.

Нужно, наверное, сказать о том, что приоритет золотых медалей при подсчете, принятом в МОК, давно стал анахронизмом. Что он не отражает подлинной "спортивности" нации, хотя и соответствует девизу: "Есть только один лавровый венок, и он для победителя". Что, по мнению многих, куда логичней было бы расставлять страны по общему количеству завоеванных ими наград или перейти на систему начисления премиальных очков за первые шесть или даже десять мест в финишном протоколе.

Не помешает вспомнить и о том, что, если оценивать ведущие страны по количеству видов спорта, в которых они взяли лондонские медали, мы очень даже в общем строю. Более того, мы лидируем по этому показателю вместе с американцами, отличившись обоюдно в 21 виде олимпийской программы. Китая хватило на 20 видов, не сомневаюсь, что пока. Великобритания намыла драгметаллов в 19 видах, немцы - в 16, итальянцы и французы - в 15, австралийцы - в 13, корейцы - в 12. А, к примеру, такая глыба, как Индия, с ее более чем миллиардным населением - лишь в четырех.

Несмотря на то что мы не дотянули ни до Сиднея-2000 (32 золота, 88 медалей всего, общее второе место), ни до Афин-2004 (27 - 92 - 3), а также на глубокие завалы в штанге, стрельбе, фехтовании, гандболе, водном поло, велотреке, академической гребле и плавании, наше выступление в Лондоне оставило ощущение хорошо проделанной работы. За которую хочется поблагодарить всех, кто ее выполнял, обеспечивал, курировал и направлял. Система, какой бы она ни была, работает, и мне не стыдно повторить написанное в репортаже об открытии Игр-2012: "Начатое 112 лет назад именно здесь, в Лондоне, Николаем Паниным-Коломенкиным, выигравшим первое российское олимпийское золото, не пошло прахом. Россия подтверждала и, верю, будет подтверждать: наш спорт жив".

Окончание - стр. 6