Газета Спорт-Экспресс № 92 (5860) от 27 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

27 апреля 2012

27 апреля 2012 | Остальные

ЗИМНИЙ ТРИАТЛОН

Татьяна ЧАРОЧКИНА: "ДЛЯ ПОБЕДЫ НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ УДАЧА"

Чемпионка мира-2012 по зимнему триатлону, представительница ЦСК "Локомотив", Татьяна Чарочкина рассказала "СЭ" об этом интересном, но, к сожалению, не олимпийском виде спорта.

Татьяна Чарочкина - одна из самых титулованных российских спортсменок в зимнем триатлоне, неоднократная обладательница медалей чемпионатов мира и Европы. На прошедшем в конце марта первенстве планеты в Ямиярви она была в составе смешанной эстафеты, завоевавшей золотые медали.

- Зимний триатлон - не самый известный вид спорта. Чем он привлек вас?

- Зимний триатлон - это кроссовый бег, маунтинбайк и лыжи. Это довольно силовой вид спорта, где в то же время очень важна и выносливость. Кататься на велосипеде и бегать на лыжах могут все, но не в жестких зимних условиях. Собственно, своей сложностью этот вид спорта и привлекателен.

- Бежать по снегу кросс, на мой взгляд, очень проблемно. Наверное, специальную обувь используете?

- Каких-то жестких указаний здесь нет. Спортсмены используют либо простые кроссовки, либо шиповки - кому как удобнее. Например, норвежцы иногда одевают на носовую часть кроссовок насадки с шипами, чтобы ими за снег цепляться.

- А не дают ли шипы преимущества?

- Не думаю. Зимний кросс - силовой. В основном трассы довольно мягкие, потому шипы не нужны.

- Но трассы для бега и маунтинбайка укатываются, подобно лыжным?

- Конечно. И кроссовая трасса, и дорожка для горного велосипеда специальным образом готовятся, но погода часто вносит свою лепту - если температура минус пять градусов, снег на трассе превращается в кашу, если же было тепло, а затем мороз ударил, то местами и лед образуется.

- А есть ли какая-то специализация спортсменов по трем видам, входящим в зимний триатлон?

- В российский зимний триатлон в основном приходят спортсмены, которые ранее специализировались на лыжных гонках. Чемпион мира-2012 Павел Андреев - лыжник, я тоже. Хорошая базовая лыжная подготовка в зимнем триатлоне очень важна. С другой стороны, нынешний первый номер мирового рейтинга норвежка Боргхильд Ловсет - специалист по маунтинбайку.

Сейчас уровень зимнего триатлона как в России, так и в мире, очень возрос, что диктует необходимость хорошей подготовки во всех трех видах. Чуть отстать от соперников во время первого вида - кросса - еще можно себе позволить, а вот отстать в маунтинбайке - никак нельзя, тогда по ходу лыжной части уже не отыграться.

- По зимнему триатлону проводятся чемпионаты мира и Европы, Кубок Европы. Какое количество спортсменов принимают участие в этих стартах?

- На недавнем чемпионате мира в Финляндии в группе элиты у мужчин было 20 человек, у женщин - 12. Кажется мало? Но рядом ведь стартуют и другие - юниоры, молодежь, представители более старших возрастных групп. Народу набирается очень много. В мире зимний триатлон культивируется уже 18 лет, так что и популярность у него есть, и количество занимающихся большое.

В последние годы уровень спортсменов вырос и в России. Многие теперь выезжают на международные соревнования, через них набираются опыта. И мастерство растет, и количество участников, и количество соревнований. Например, за прошедший сезон в рамках Кубка России было проведено десять этапов в Красноярске, Омске, Томске, Воронеже, Ярославле, Пермском крае, Московской, Ленинградской и Свердловской областях. И каждый раз появляются новые спортсмены. Сейчас в России очень высока конкуренция среди мужчин. У женщин все немножко проще, но, скажем, в пятерку лучших на соревнованиях попасть очень сложно.

- В свете того, что в России такие хорошие кадры, жаль, что зимний триатлон - не олимпийский вид спорта…

- Конечно, жаль. Спортсмены, правда, все равно надеются, выступают. Например, у норвежцев сейчас 60 атлетов, которые специализируются только на зимнем триатлоне. Мы соревнуемся, а задача руководителей вида спорта - продвигать его дальше. Сейчас на чемпионате мира выступают представители 15 стран. У людей интерес не пропадает, а уж если вид спорта станет олимпийским, я уверена, произойдет настоящий бум.

Наблюдать за гонками зимнего триатлона, кстати, очень интересно. Наш вид спорта, подобно биатлону, совершенно непредсказуем - можно проиграть минуту и тут же отыграться. Сильны все, но для победы на твоей стороне обязательно должна быть удача.

- Как вы пришли в зимний триатлон?

- Занималась лыжными гонками. После рождения ребенка готовилась вернуться в лыжи, но не смогла набрать необходимое количество очков для участия в гонке в Красногорске. И как раз в этот момент поступило предложение попробовать силы в зимнем триатлоне, я согласилась. Выступила на чемпионате России, стала третьей. Было это в сезоне-2006/2007. А на следующий год уже поехала на чемпионат мира.

Начинать, надо сказать, было тяжело. Финишировала на чемпионате России и сразу попала на чемпионат Европы, выступление на котором я расцениваю как "два часа позора". В Лихтенштейне тогда была сложнейшая трасса. С тех пор я иногда думаю: а какой бы сейчас на ней результат показала? Именно после того старта на чемпионате Европы взыграло самолюбие: как это случилось, что я так много проиграла? И пошло - поехало.

Сейчас у меня два тренера - Валерий Воробьев и Виктор Тартынский. Выступаю за Центральный спортивный клуб "Локомотив", Ярославскую и Московскую области. Для работы и жизни есть все. Вообще хочется сказать большое спасибо всем тем, кто поддерживает спортсменов. Без этой поддержки и финансирования не было бы и наших побед.

- Прошедший сезон получился хорошим?

- С одной точки зрения - да, я стала чемпионкой мира. С другой - результаты могли бы быть лучше. Эстафетное золото чемпионата мира-2012 мы выиграли в острой борьбе. Это было здорово, но мне очень хотелось проявить себя и в личной гонке. Получилось же так: накануне старта просмотрела трассы, думала, что все будет хорошо, а потом пошел дождь, и их кардинально изменили - проложили по взлетно-посадочной полосе, расположенного неподалеку авиаклуба. Получились совершенно плоские трассы, а я этого очень не люблю, мне по душе рабочие.

Лина ХОЛИНА

На правах рекламы