Газета Спорт-Экспресс № 41 (5809) от 25 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 6

25 февраля 2012

25 февраля 2012 | Хоккей

ХОККЕЙ

Фил ЭСПОЗИТО: "КУДА ПРОПАЛА БУЛОЧНАЯ,
ЧТО БЫЛА РЯДОМ С "ИНТУРИСТОМ"?

Окончание. Начало - стр. 1

- Насколько пристально вы следите за современным хоккеем?

- Очень внимательно, ведь я работаю комментатором на радио, освещаю домашние матчи "Тампы". А во время перелета в Россию мне удалось посмотреть нарезки лучших эпизодов из недавних игр КХЛ. Вау! Что я еще могу добавить?! Эти фрагменты произвели на меня сильное впечатление. В вашей лиге полно хороших игроков.

- Вам нравится современный хоккей?

- Защитная экипировка стала лучше, игроки в среднем подросли и прибавили в весе, но на льду они не умеют мыслить так, как это делали мы (тут Эспозито улыбнулся и показал на собственную голову. - Прим. М.З.). Все только и озабочены тем, чтобы максимально точно выполнить установку главного тренера. В наши дни мы имели куда больше возможностей для созидания и часто брали дело в собственные руки.

- Вам по душе то, что русские доминируют в НХЛ?

- О, Малкин! Малкин - это что-то! Сейчас, когда травмирован Кросби, он без вопросов лучший хоккеист НХЛ. Мне по душе и Овечкин. Жаль только, что пока он не в лучшей форме. Даже не знаю, что с ним происходит. Овечкин сейчас демонстрирует гораздо меньше того, на что он способен. И все же за матчами с его участием всегда слежу с интересом. А ведь еще есть и Алекс Семин, первоклассный мастер. Этот парень нереально талантлив, но далеко не всегда использует все свои возможности. Наверное, ему не хватает характера.

- Вас как канадца такая ситуация не угнетает?

- Сейчас это уже не имеет значения. Шведы, американцы, финны, русские, канадцы - все прекрасны по-своему. А вот когда европейцев в НХЛ еще не было, то общая картина воспринималась иначе. Я, кстати, помню, как уговаривал Якушева перейти в "Бостон". "Давай, Саша, стану твоим агентом и заработаю несколько десятков тысяч долларов, ведь десять процентов - мои". "Нет, - возразил мне Якушев. - Приезжай в Россию, в "Спартак", мы тебя квартирой обеспечим".

Вообще к русским я отношусь с симпатией. Вспоминаю Буре, Могильного, Федорова… Отличные хоккеисты! Жаль, что в свое время, когда я работал в "Рейнджерс", не удалось заманить туда Могильного, и он выбрал "Баффало".

- По сравнению с эпохой 70 - 80-х, когда вы и ваши партнеры играли без шлемов, в НХЛ выросло количество сотрясений мозга. Как это объясните?

- Экипировка стала прочнее и лучше. Нагрудники с чашками для плеч здорово защищают - как рыцарские доспехи. Налокотники стали в два раза массивнее. Но при этом при проведении силового приема бьешь соперника гораздо больнее, чем раньше. Да и выше плеча в наше время почти никто не бил. А если кому-то доставалось в голову, то это была случайность. Мы относились друг к другу более уважительно. С тех пор отношения внутри нашего общества также поменялись, причем не в лучшую сторону.

- В глазах советских болельщиков именно Фил Эспозито воспринимался как главная угроза…

- (Перебивая.) Не забывайте, что мы жили в совершенно разных обществах, тогда как сейчас почти одно и то же. Все нацелены на то, чтобы добиться чего-то в жизни и заработать как можно больше денег. Достаточно окинуть взглядом этот отель.

Успел заметить, что нынешняя Москва - очень дорогой город. А в 1972 году неподалеку от "Интуриста" была булочная, куда стояла длинная очередь. Тогда мне это было сложно понять. Разница между жизнью в Канаде и СССР была огромной. Естественно, на льду царило жесточайшее противостояние. Но мы просто делали свою работу. Я уверен, что если тогда не было бы столько политики со сторон обеих стран, то игроки получили бы больше удовольствия от встреч. А так суперсерия вылилась в настоящую войну.

- В памяти остались ваши знаменитые жесты.

- Помню, я поскользнулся во время представления команд, чуть было не упал и послал воздушный поцелуй в сторону правительственной ложи. Все смеялись. Даже Брежнев смеялся. Я уверен. Его губы не улыбались, но по выражению знаменитых бровей было ясно, что он развеселился (смеется). О тех матчах забыть невозможно, это воспоминания на всю оставшуюся жизнь.

Я, кстати, пытался уговорить приехать в Москву своего брата Тони. Но за две недели очень сложно подготовиться и сорваться с места. В ближайшее время собираюсь еще раз в Москву со своими внуками. У них закончится учебный год в Германии, и к этому времени все будет в порядке с паспортами. Хочу, чтобы они покатались на Красной площади…

Михаил ЗИСЛИС