Газета Спорт-Экспресс № 36 (5804) от 18 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

18 февраля 2012

18 февраля 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера игрокам "Анжи" был представлен новый главный тренер

Гус ХИДДИНК

ДОЛГОЖДАННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ!

Игорь РАБИНЕР

из Внукова-3

Честно говоря, сталкиваться с подобным масштабом конспирации мне не доводилось ни разу в своей журналистской карьере. Поздно вечером в четверг получил редакционное задание: наутро к 12.45 приехать в бизнес-аэропорт "Внуково-3" для разговора с будущим главным тренером "Анжи". Вот только имя и фамилия этого тренера из самых что ни на есть информированных источников вначале вовсе не назывались, а затем прозвучали: Фабио Капелло.

Каким же было мое изумление, когда за считаные минуты до прибытия предполагаемого Капелло в аэропорт просочились данные, что едет... Гус Хиддинк! Конечно, со стороны "Анжи" было бы еще эффектнее довести дезинформацию до логического суперзавершения: чтобы корреспондент "СЭ" вместе с коллегами с Первого канала вышел здороваться с итальянцем, а увидел перед собой голландца. Но это было бы уже слишком: хоть минимум времени на подготовку вопросов именно Хиддинку все-таки был нужен! Тем не менее после таких "загогулин" я до последнего был готов уже к чему угодно - вплоть до появления во "Внукове-3" кого-то третьего.

Но, увидев Гуса - ничуть не постаревшего со времен сборной России, бодрого, улыбающегося, тут же заказавшего фирменный капучино, - я испытал удивительное чувство, которое можно выразить двумя словами: "Папа вернулся". Уверен, еще более сильные эмоции после прилета Хиддинка на сбор "Анжи" в Турцию уже ощутили бронзовые призеры Euro-2008 Юрий Жирков с Владимиром Габуловым, в различных интервью в один голос заявлявшие, что когда-нибудь с удовольствием поработали бы с Гусом еще. Остальным же игрокам махачкалинского клуба предстоит по достоинству оценить этого тренера и, что не менее важно, человека.

Но это произойдет чуть позже. А сейчас Хиддинк, увидев в здании аэропорта корреспондента "СЭ", по-актерски накрывает голову пиджаком. А потом мы, как когда-то десятки раз, заказываем по чашечке капучино и начинаем беседу.

БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КИТАЯ И МЕКСИКИ

- Гус, добро пожаловать в Россию, версия 2.0.!

- (По-русски.) Спасибо большое!

- А зачем такая конспирация?

- О, это не моя идея! Думаю, это просто небольшая игра, придуманная и разыгранная представителями "Анжи". Мне о ней рассказали, я ответил: "Хорошо, если вы так решили, будь по-вашему". Вчера Герман Ткаченко признался мне, что решил поступить именно так.

- Вы первый раз в России после расставания с нашей сборной?

- (Задумывается.) Да. С тех пор ни разу не был в стране, ставшей мне очень близкой, - ни как турист, ни в каком-то ином качестве. Тем более долгожданным получилось возвращение!

Вскоре после ухода из сборной России я получил предложение из Турции и начал работать там. И единственным периодом, когда мог думать о каких-то поездках, были четыре месяца с того момента в ноябре, когда мы с Турецкой федерацией футбола договорились не продлевать наши отношения. Впервые в тренерской карьере у меня возникла такая долгая пауза. И я соскучился по работе.

- Можете рассказать историю своих взаимоотношений с "Анжи" целиком? Начиная с конца прошлого года, когда, казалось, с вами уже обо всем договорились - и тут...

- Не помню, в какой конкретно день мне впервые позвонили, но это было в ноябре, уже после моего расставания с Турцией. Я ответил: "Хорошо, давайте поговорим". Герман Ткаченко приехал ко мне домой в Амстердам, и я изложил свои идеи, каким вижу "Анжи". Какое-то время назад об этом клубе ни я, ни большинство других людей в Европе не знали. Это клуб не прошлого, а будущего.

Сейчас он здорово поддерживается Сулейманом Керимовым. Но, по нашему мнению, одобренному во вчерашнем разговоре с самим владельцем "Анжи", нельзя ограничиваться одной первой командой и ее задачами! Нельзя зацикливаться только на Это'О, Роберто Карлосе и других топ-футболистах! Да, высокие амбиции - это прекрасно, но то, что было интересно мне, выходит за пределы узкого достижения результата.

По моему убеждению, футбол должен не только доставлять радость болельщикам, но и давать людям шанс. А именно - создавать возможности для развития футбола в регионе. Для роста молодых игроков, их тщательного скаутинга и последующего качественного образования - и футбольного, и общеобразовательного. Поэтому я сразу сказал: "Вы должны сделать больше, чем просто построить команду с высокими целями. Ибо футбол - больше, чем игра, в которой нужно занять первое место".

- С вами не согласились?

- Напротив, Ткаченко, с которым мы давно знакомы, полностью разделял мои взгляды. Он нанес мне визиты, по-моему, два раза, и на этих условиях я был готов принять "Анжи". Но потом вдруг внутри клуба началась какая-то история, к которой я уже не имел никакого отношения. Не знаю, что там точно происходило с назначением нового гендиректора и т.д., но в любом случае ситуация изменилась. Отмечу, что Герман прислал мне очень теплое и уважительное письмо, в котором было сказано: "Извини, но все пошло не по тому сценарию, который мы обсуждали". У меня не было никаких претензий: нет - значит, нет.

- А вы какие-то предварительные бумаги подписывали?

- Нет-нет. Для меня подписанный контракт не имеет такого уж большого значения - гораздо важнее собственно достижение договоренности. Но раз клуб выбрал иную философию и стратегию - это его дело.

В это же время начали поступать другие предложения из самых разных частей света - от Мексики до Китая. Со всего мира. Я решил взять пару месяцев паузы, чтобы принять взвешенное решение. И тут на днях со стороны "Анжи" последовало новое предложение: "Мы снова хотим с тобой поговорить". Зная этих людей много лет, согласился пообщаться вновь.

Тут мне и объяснили, что в клубе произошла реорганизация, прежнего главного тренера у команды больше нет, директора - как оказалось - тоже.

В ШТАБЕ БУДУТ И РОССИЙСКИЕ ТРЕНЕРЫ

- То есть перед вами извинились за прежние шараханья?

- Да, прозвучало от Германа: "Sorry". Но я ответил: не стоит извиняться, мне это не нужно. С этого момента началась "перезагрузка" наших отношений с "Анжи". Которая привела к тому, что я буду не только главным тренером, но и вице-президентом (хоть и не люблю громких названий и должностей) по развитию клуба. И входит в это понятие не только первая команда, но и детско-юношеская академия.

У меня уже к декабрю, когда мы с "Анжи" говорили изначально, был сформирован план работы в этом направлении. Мне помогают два опытных человека, которые прекрасно знакомы с процедурой строительства (в широком смысле этого слова) академий по всему миру. И идеи, которые есть у нас, должны помочь в том числе и всему дагестанскому региону.

- Приняв предложение "Анжи", вы опровергли мнение многих, кто считал, что главным тренером в клубе, то есть каждый день, Хиддинк работать уже не будет.

- Да, я немолод, но ни амбиций, ни энергии, повторяю, у меня меньше не стало. По-прежнему люблю работать на поле. Но важно и то, что со мной уже сегодня приедут два очень хороших помощника. Первый ассистент - Тон дю Шатинье, бывший главный тренер "Утрехта", имеющий в том числе опыт самостоятельной работы на уровне еврокубков. Еще один - Желько Петрович, также очень амбициозный специалист (экс-ассистент Мартина Йола в "Гамбурге" и Авраама Гранта в "Вест Хэме", в последнее время работавший в японском "Урава Ред Даймондс". - Прим. И.Р.). Будут в штабе и российские тренеры, но ясность в этом вопросе наступит в ближайшие дни.

- Андрея Гордеева, например, оставите?

- У него очень хорошие рекомендации. В мою бытность главным тренером сборной, а его - "Сатурна", мы встречались…

- Знаю, что вас познакомил пресс-атташе сборной Илья Казаков.

- Так и есть. Встретимся с ним и определимся, какую роль он может играть в тренерском штабе. Тогда и примем решение.

- Почему срок вашего контракта настолько небольшой - полтора года?

- Когда люди довольны друг другом, формальная сторона вопроса не столь важна. Каждый сезон обе стороны в любом соглашении так или иначе оценивают для себя прошедший период и думают, как жить дальше. Если присутствует взаимное удовлетворение - отношения продлеваются. В том же ПСВ я всегда заключал однолетние контракты. И в итоге проработал там дважды по шесть лет. Просто встречались с руководством, спрашивали: "Мы довольны друг другом?", - отвечали положительно, хлопали друг друга по рукам - и работали дальше.

Конечно, без формальных контрактов не обойтись. Но главное - чтобы присутствовало взаимное удовлетворение. Куда лучше поступать именно так, чем сразу заключать контракт на пять лет, а потом обнаруживать, что все идет не так. Поступать так, как мы предпочли с "Анжи", кажется мне куда более реалистичным.

- Правда ли, кстати, что некий китайский клуб предлагал вам зарплату вдвое выше, чем в Махачкале, и тоже готов был не ограничиваться сугубо тренерской работой?

- Во-первых, несмотря на возраст, я по-прежнему полон энергии и амбиций. Во-вторых, я не озабочен тем, чтобы делать деньги на всем и ставить это во главу угла. Мне в первую очередь важны условия и обстоятельства, в которых предлагается работать, окружающие меня люди и вдохновение от процесса. В этом смысле тот факт, что, условно говоря, представители Китая или кто-то еще предлагали мне существенно больше денег, не имеет значения. Ни в коем случае не собираюсь говорить, будто китайцы были несерьезны в своем предложении. Нет, они были серьезны. Но я сделал иной выбор.

- Можете рассказать о своем разговоре с Керимовым, предшествовавшем подписанию контракта с "Анжи"?

- Это была наша первая встреча, прежде мы не были знакомы. Но я о нем знал - ведь он тоже помогал сборной, когда я в ней работал. И должен сказать, что за те часы, которые мы провели вместе, он произвел очень хорошее впечатление. Мне довелось знакомиться с очень многими и разными людьми в футбольном мире. Я знал, что он пришел не из него, но очень увлечен и настроен постичь его механизмы до конца.

Во-первых, мне очень понравилась его доступность, заинтересованность, полное отсутствие высокомерия. А еще - понимание того, что футбол пропитывает энергией простых людей, которые под его влиянием потом с удовольствием идут и делают свою работу - в чем бы она ни заключалась. В общем, впечатление у меня осталось чрезвычайно благоприятное.

- Тем не менее не были ли вы удивлены теми крутыми поворотами, которые он и "Анжи" в целом совершили за последние месяцы в том числе и в отношении вас? Может ли такое происходить в солидном клубе?

- Так-то оно так, но в жизни не бывает ничего совершенного, и пути к обретению опыта в футболе далеко не всегда бывают прямыми. Порой людям требуется время, чтобы убедиться в том, что определенные идеи и подходы - правильны. И это нормально. В конце концов, решать все - именно президенту, и ему не всегда просто выбрать лучшее из тех направлений, которые предлагаются.

Окончание - стр. 2