Газета Спорт-Экспресс № 13 (5781) от 23 января 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

23 января 2012

23 января 2012 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

В субботу Антон Шипулин стал вторым в масс-старте, проиграв только немцу Андреасу Бирнбахеру .

ДО ЗОЛОТА - ВСЕГО ОДНА ДЕСЯТАЯ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Антерсельвы

Когда шла женская эстафета, болельщики на трассе кормили уток. Такая вот она, Антерсельва: болельщики, утки и спортсменки - в одно время в одном месте. Птицам предлагался хлеб, пропитанный ликером "ягермайстер". Им нравилось. Болельщикам нравилось еще больше, смеялись они от души.

Через какое-то время утки стали людям подкрякивать. Обалдело шлепали по снегу, мотали клювами. Гонщицы, пришедшие к финишу, выглядели примерно так же. Их по-утиному шатало. Не от "ягермайстера" - от усталости и высоты.

Все давно знают про Антерсельву - непростое это место, горное. Но ради одного этапа подготовку перестраивать не будешь. Поэтому и селятся команды, не обращая внимания на отметку над уровнем моря. Потому и накрывает спортсменов непредсказуемо, не там и не так, как на равнине.

Для нас эстафета оказалась окрашена в цвет предполагаемой усталости Ольги Зайцевой. Специалисты, болельщики, комментаторы - многие требовали предоставить приме отдых. А мне довелось накануне провести незабываемый вечер в компании Вольфганга Пихлера. Немецкий спец сам подсел к российским журналистам во время традиционной биатлонной вечеринки, устраиваемой на каждом этапе, да так с нами и остался. Заводной мужик. Дико общительный, умеющий веселить и веселиться.

В числе прочего обсудили и потенциальную усталость Зайцевой.

- Почему она должна отдыхать? - вмиг посерьезнел немец. - Нойнер разве отдыхает? А Домрачева? А Макарайнен? Ольга будет стартовать в каждой гонке. Она сейчас под большим давлением. От лидера всегда ждут максимума, но Зайцева справится и вернется на свой привычный уровень, вот увидите.

- Говоря про отдых, я имел в виду, что Зайцевой уже тридцать три.

- Еще тридцать три!

После чего мы с Пихлером, глаза которого донжуански блеснули, сошлись во мнении: этот женский возраст нам обоим нравится. И если сама Зайцева не хочет отдыхать, насильно усаживать ее в кресло перед телевизором не надо.

А Зайцева не хочет.

- Усталости от гонок у меня нет, - сказала Ольга после финиша. - Бегаю столько же, сколько все. Да, сейчас ушла стрельба, но это нормально - я ведь не машина.

Собственно, вот это самое "ушла стрельба" и сыграло в эстафете важную роль.

* * *

Трудно стартовавшую Екатерину Глазырину сменила бойкая Светлана Слепцова, которая, показалось, прошла довольно неплохо.

- У меня ощущения были, конечно, другими, - призналась Света. - Очень тяжко. Первый круг зря пошла за Нойнер. С ней невыносимо бороться. Не знаю, откуда в ней столько прыти, но это ураган. Шла-шла - потом немку отпустила. Поняла, что меня может не хватить на последний круг. А в целом гонка неплохая. Приблизилась к лидерам - уже нормально. Не думала, что удержу скорость до финиша, но дотерпела, чему очень рада.

- Что вы сказали Нойнер, похлопав ее по плечу в финишной зоне?

- Что она супервумен!

Зайцева после "стойки" зашла на штрафной круг. А кусочек четвертого этапа я смотрел на стадионном табло, стоя рядом со Слепцовой. "Мажь, мажь, француженка", - было написано на Светином лице во время показа стрельбы. Последний рубеж, удачно пройденный Вилухиной, был отмечен высоким прыжком и звонким "йе-е-е-е!".

В такие минуты иметь дело со Слепцовой приятно. Когда у нее хорошее настроение - золотой человек.

* * *

Мужской масс-старт вышел куда более простым для понимания, но оттого не менее для нас приятным. Все, что произошло до финишного круга, вполне можно опустить. Потому что с последнего рубежа на трассу одновременно ушли четверо - Мартен Фуркад, Бирнбахер, Шипулин, Линдстрем и зачем-то примкнувший к ним Шлезингр. Тут-то все и началось.

"Четверка с половиной" выстроилась велосипедным гуськом. Каждый был сам себе грегари и не собирался рвать группу в клочья. Кроме того, все знали: лучший ход в Антерсельве показывал Бирнбахер, так что если кому и следовало делать ставку на рывок, так это немцу. А он молчал, играя в свои шахматы. Остальные это дело учли и положились на волю божью.

Шлезингр, как и полагается, вскоре увял, "негритят" осталось четверо. Чертовски приятно, что Шипулин оказался свежее француза и шведа. Был совершенно лыжный спурт на предпоследнем подъеме, почти контактная борьба, мучительные поиски свободных коридоров. И самое главное - упоительно красивая гонка.

Россиянин пришел вторым, уступив немцу всего десятую долю секунды. Для той формы, которую весьма неожиданно набрал в январе Бирнбахер, это классный результат. А Бьорндален, которому в пятницу исполняется 38, стал десятым - лучшим среди норвежцев. После финиша показалось, что в уголках рта Великого затаилась едва заметная улыбка надежды.

* * *

Женский масс-старт начался с элемента fair play в исполнении Пихлера. Гесснер потеряла палку, и наш тренер, обронив рацию, отдал соотечественнице российский НЗ. Возможно, она растрогалась. И пришла к финишу последней, проиграв почти шесть минут.

Нашим, к частью, запасные палки не понадобились. А вот запасные патроны не помешали бы. Слепцова промахнулась по разу на втором и четвертом рубежах. Юрлова, которая могла наконец заехать в "десятку", лишила себя этого удовольствия двумя промахами на последней "стойке". В пассиве Зайцевой столько же незакрытых мишеней. Далее со всеми остановками: у Богалий-Титовец - три ошибки в стрельбе, у Вилухиной - четыре.

За Слепцову, однако, приятно. Она сейчас не в обозе. Она борется.

- Делаю вперед шажок за шажком, - согласилась Света после финиша. Надеюсь, самый важный шаг будет сделан на чемпионате мира.

- Вы шли по трассе вместе с Зайцевой. Помогали друг другу?

- Крикнула Оле перед последним кругом: "Вставай за мной!". Она в ответ: "Как получится". Толкала меня немного со спуска - у того, кто идет сзади, лыжи лучше работают.

- На втором круге вам, как и в эстафете, пришлось идти за Нойнер. Опять была каторга?

- Сегодня Нойнер форсаж не включала, и мне за ней было комфортно. Может, устала, а может, решила оставить силы на последний круг.

- Этап в Антерсельве закончен. Что дальше? Каковы планы?

- Едем в Рупольдинг, отдыхаем. В понедельник поздравляем Пихлера с 57-летием, в четверг начинаем тренироваться.

* * *

Бедный Ларс. Бедный Бергер. Дожить до 32 лет, быть отличным атлетом, прекрасным лыжником, хорошим человеком, наконец, - и так стрелять. 4 штрафных круга! В эстафете!

При том что старик Бьорндален вчера взбороздил тирольский снег, как в лучшие годы. Выиграл свой этап и доказал: четвертую часть лучших биатлонистов мира он еще может обыгрывать. Старый конь борозды не портит, думалось, глядя на Бьорндалена. А после гонки, в которой норвежцы стали одиннадцатыми, в голову пришел модифицированный вариант той же самой пословицы "Старый конь борозды получит".

По одной из версий, у норвежского кризиса есть вполне конкретные причины. В руководстве их сборной слегка перераспределились обязанности, и на смену жесткой руке пришла вольница, спровоцировавшая перекос в сторону индивидуальной подготовки. Результат видят все. Хотя, повторяю, это всего лишь версия, озвученная компетентными людьми.

Ладно, нас-то больше интересуют свои. Шипулину перед эстафетой дали отдохнуть, на первом этапе его сменил Малышко. И прошел свой отрезок не сказать чтобы идеально - одиннадцатым. Героический Маковеев отъел у соперников гигантский кусок пирога. Особенно впечатлила его стрельба стоя: очень быстрая и без ошибок. А ведь перед этим настигал, что есть - точно не экономил силы.

- На этом этапе делал основной упор именно на эстафету, - сказал он. - Нагрузку в январе получил хорошую, здесь стартовал внатяг и понимал: хорошую гонку получится провести всего одну. Пришел к выводу, что это будет эстафета. Собрался, постарался и прошел хорошо.

- Как восприняли информацию о замене Шипулина на Малышко?

- Антон и сам расстроился, наверное. Но если так получилось, что делать? Остальным надо было показывать максимум.

Гараничев зашел на штрафной круг, но с учетом скоростей соперников подиум по-прежнему был для нас досягаем. И Устюгов для достижения этой цели сделал многое. Да нет, пожалуй, всё. Не знаю, как вас, а меня поразили его стиснутые зубы в момент бойни с Ландертингером. Крепкими они должны быть у такого, как Устюгов. Потому что сжимает их Женя, когда стремится идти в отрыв, с усилием невероятным.

- Не жалеете, что не отсиделись за австрийцем, а попытались оторваться?

- Нет, все делал правильно - хотел его измотать. А если бы сидел за ним, он в подъем точно так же упрыгал бы.

- Насколько удобен для вас четвертый этап?

- До этого бегал его два раза в прошлом году. И дважды неудачно - такое вот удобство.