Газета Спорт-Экспресс № 82 (5552) от 18 апреля 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

19 апреля 2011

19 апреля 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 3-й этап. ГРАН-ПРИ КИТАЯ

СОБАЧЬИ БОИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Вчера в Шанхае чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон на "Макларене" прервал-таки триумфальное шествие чемпиона мира-2010 Себастьяна Феттеля на "Ред Булле", вырвав у него победу на "Гран-при Китая" за пять кругов до финиша. Героем гонки стал Марк Уэббер, чей "Ред Булл" был 18-м на стартовом поле и третьим на финише! Россиянин Виталий Петров на "Лотус Рено" с трудом, но пробился в очковую зону и закончил этап на 9-м месте.

У КОГО ЧТО БОЛИТ

Любой сценарист любой самой знаменитой на свете киностудии, включая Голливуд, дорого бы дал, чтобы создать нечто похожее на завершившийся вчера в Шанхае третий этап 62-го чемпионата мира. Интрига была такая, что хоть и вправду кино снимай! Даже свои бэтмены и супермены присутствовали, самые настоящие, а не нарисованные!

Собственно, все началось еще в субботу, на квалификации, породившей настоящую драму с участием нескольких главных действующих лиц. Начнем с того, что Марк Уэббер на "Ред Булле" не попал во вторую часть заездов, показав лишь 18-е время. Утром в субботу у австралийца в очередной раз отказала KERS, он не сделал ни единого круга на мягкой резине и в квалификацию шел фактически вслепую. К тому же переборка батареи заняла много времени, и машину едва успели подготовить к ее началу. Здесь команда повела себя немного заносчиво, решив, что запас скорости у "Ред Булла" такой, что и на жесткой резине Марк сумеет пройти дальше. Не прошел. Сначала отказала все та же пресловутая KERS, затем жесткая резина не захотела как следует прогреваться, в результате чего один из фаворитов сезона-2011 составил компанию аутсайдерам.

Все та же KERS не позволила семикратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру попасть в число десяти, разыгрывающих поул. Можно себе представить, что чувствовал немец, наблюдая за тем, как его напарник по команде Нико Росберг на такой же точно машине сражается за место на первой линии стартового поля!

Драма подстерегла и "Лотус Рено". Во второй сегмент Петров и его напарник Ник Хайдфельд пробились вполне уверенно, а вот там случилось нечто. Команда, как обычно, вознамерилась пройти дальше самым коротким путем, повторив свою пижонскую тактику - то есть всего одним выездом, но из этого ничего не вышло. В мотор машины Петрова, который, к счастью, сумел завершить свой быстрый круг, перестал поступать воздух, он начал греться, был заблокирован, в результате чего болид застыл прямо на трассе - за 2.02 до окончания этого сегмента! Как раз в тот момент, когда Хайдфельд выехал из боксов на свою единственную попытку. Когда красные флаги убрали, на выезде с пит-лейн собралась настоящая очередь из более чем десятка машин, в результате чего, во-первых, не все успели уйти на летучий круг до падения клетчатого флага (не повезло Полу ди Ресте), во-вторых, те, кто успел, ехали такой плотной толпой, что элементарно мешали друг другу. Только Фелипе Массе удалось вырваться на оперативный простор, возглавив эту кавалькаду, а вот Хайдфельду вместо того, чтобы нестись вперед на всех парах, пришлось глотать пыль из-под чужих колес… Обидно, ведь у "Лотус Рено" в этот уик-энд была самая высокая скорость на прямых!

Петрову же в последней трети квалификации на трассу выехать так и не удалось, в итоге - только 10-е место на стартовом поле. Правда, команда унывать не собиралась - на гонку в "Лотус Рено" выбрали довольно рискованную стратегию с двумя пит-стопами, возлагая надежду на то, что уже на старте Виталий и Ник сумеют отыграть солидное количество мест и поедут дальше на удержание высокого результата. "Мы знаем, что наши умеют хорошо стартовать, - сказал шеф инженеров Алан Пермэйн, - так что нет причин, по которым мы не смогли бы привести оба болида в очках".

Что ж, уверенность в себе - дело хорошее, но вот "привести в очках" удалось только машину Петрова, да и то с о-очень большим трудом. По той простой причине, что вместо того, чтобы отыграть места на старте, Виталий их… проиграл. И потому вплоть до 53-го круга буквально зубами выгрызал право войти в заветную десятку. Оказалось, что два пит-стопа - тактика невыигрышная, и не только для "Лотус Рено", но, к примеру, и для "Феррари", и для самого Феттеля.

ПЕРЕМЕНА МЕСТ

После насыщенной драмами квалификации последовала совершенно чумовая по насыщенности событиями гонка.

Которая началась с того, что ее будущий победитель Хэмилтон чуть было не опоздал на старт! Его "Макларен" занял место на стартовом поле за 30 секунд до истечения срока. А все потому, что у него обнаружилась протечка топливной системы и механики вынуждены были снимать кожух двигателя и перебирать некоторые детали, чтобы ее устранить. Последние винтики-шпунтики к "Макларену" Хэмилтона прикручивали уже на стартовой решетке и едва успели поставить на место кожух мотора примерно минуты за три до начала прогревочного круга! Какой сценарист, скажите, мог бы выдумать подобный ход?! А если бы механики не успели, Хэмилтону пришлось бы стартовать из боксов. Последним.

Портить нервы чемпиону мира из "Ред Булла" чемпионы мира из "Макларена" начали с первых же секунд гонки. Поединок немца с британцами был жесточайший, и в итоге "Макларены" оказались впереди. Оба. Сумев при этом не выбить друг друга. А Феттель едва отбился от атак Росберга. Поэтому до 15-го круга впереди неслись Баттон и Хэмилтон, Феттель же следовал за ними, успокаиваемый по радио его гоночным инженером Ги Рокленом. "Stay calm", - требовал от немца француз.

Спокойным Феттель был до 15-го круга, когда прошел-таки Хэмилтона и вместе с лидером Баттоном поехал на пит-стоп. Где англичанин изрядно озадачил и своих механиков, и механиков "Ред Булла", остановившись не на своем месте, а на месте Феттеля! "Дженсону мой гараж понравился больше", - шутил потом немец. "Наши шины приглянулись ему больше, чем его!" - смеялся босс "Ред Булла" Кристиан Хорнер. А Баттон оправдывался тем, что при въезде в гаражный переулок смотрел вниз, а не вперед и к тому же не ждал компании в лице Феттеля, поэтому "ошибся адресом". Что стоило ему в итоге потери места - обратно на трассу он выехал позади немца.

На этой стадии гонки, когда лидеры начали заезжать в боксы за свежей резиной, "Мерседес" благодаря отточенной стратегии ранних пит-стопов вывел в лидеры Нико Росберга. Следом за которым выстроились Феттель, Баттон, Масса и Хэмилтон. Шумахер поднялся на 6-е место, Алонсо опустился на 7-е.

Впрочем, довольно про перемены мест, из-за которых сумма все равно не изменилась. Тут надо бы начать рассказывать про обгоны, но их снова, как и неделю назад в Малайзии, было столько, что голова кругом. Все-таки KERS на пару с DRS сильно облегчают жизнь гонщикам и раскрашивают яркими красками жизнь фанатов. Если еще год назад каждый обгон был редким, а оттого бешено вкусным деликатесом, то теперь, сидя у экрана, ощущаешь себя эдаким обжорой Гаргантюа из знаменитой книги Франсуа Рабле. Год назад каждый деликатес хотелось смаковать и смаковать, теперь же только успевай проглатывать! Посему остановимся лишь на самых ярких моментах.

Алонсо, который кругов примерно шесть, как опытный и вязкий (так говорят охотники) охотничий пес травил добычу в лице Шумахера, на 25-м немца прошел довольно жесткой и яростной атакой. А на 29-м сам пал жертвой кинжального прохода Росберга. На 36-м круге состоялась очная ставка партнеров по "Макларену", в которой Хэмилтон двойной атакой партнера одолел. Баттон контратаковал, но перекрестить траектории не успел и рисковать вероятным столкновением не стал. Это было жестко и очень красиво, без игры в поддавки, но и без излишней агрессии.

Очень много, очень красиво и довольно страстно атаковал Уэббер, чьими жертвами пали и наш Петров, и Шумахер, и Масса, и Росберг, и Баттон - это уже после того, как австралиец выбрался из арьергарда пелотона в очковую зону и начал прорубаться к подиуму.

После поединка с Баттоном Хэмилтон вообще был как бойцовый питбуль - догнав соперника, намертво вцеплялся в него и не отпускал до тех пор, пока не добивал. Так было с Росбергом, так было и с Феттелем.

Было несколько вообще фантастических схваток, в которых одновременно участвовали сразу три пилота. К примеру, между Массой, Росбергом и Баттоном, когда немец и англичанин догнали бразильца, а в результате Баттон прошел обоих в тот момент, когда Росберг атаковал Массу! Словами этот поединок описать трудно - на такое надо смотреть. Кстати, Росберг чуть позже, видимо, разозлившись, так жестко пошел на обгон Массы, что просто выдавил его с трассы. Эмоции фонтаном!

Во всем этом пиршестве поучаствовали и Хайдфельд с Петровым, сошедшиеся лицом к лицу - или бортом в борт - на 43-м круге. Эта также отнюдь не постановочная схватка закончилась в пользу Петрова.

Ну а все же самым шикарным - учитывая, что это была борьба за победу, - был поединок Хэмилтона и Феттеля. К концу гонки резина у немца, ехавшего с двумя пит-стопами, была изношена сильнее, чем резина трижды заезжавшего в боксы Хэмилтона, и временами британец шел на секунду с лишним быстрее. Он атаковал несколько раз, но Феттель грамотно строил защиту, однако же в конце концов Хэмилтон конкурента перехитрил-переиграл-переупрямил. И выиграл.

В общем, китайский "Гран-при" получился выдающимся. Не часто элита "Формулы-1" балует нас такой бурей страстей во главе пелотона, такими обгонами, в которых напрямую решается судьба гонки. Гонщики рвались к победе, к подиуму, к хорошим очкам как настоящие псы войны, бесстрашные, бескомпромиссные, безжалостные. Готовые на риск - и благодаря этому риску побеждающие!

Ольга ЛИНДЕ