14 февраля 2011

14 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ФУТБОЛ - НИЧТО, ИМИДЖ - ВСЕ

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Тихонов в "Спартаке", Гуллит в "Тереке", Роберто Карлос в "Анжи". Не кажется ли вам, что эти три истории кое-что объединяет?

Формирование благоприятного общественного мнения - неотъемлемая часть деятельности современных футбольных клубов. В идеале этому должны способствовать высокие спортивные результаты, но зачастую установление положительного отношения у объекта (болельщики) к субъекту (команда) достигается и иными, менее трудоемкими методами. Последние события показали, что хитрую науку пиара российские клубы усвоили хорошо.

На мой взгляд, основная цель у этих трансферов одна - укрепление имиджа. Все остальное идет бонусом. Тренерские способности Гуллита, сумасшедший удар Роберто Карлоса, несгибаемый дух победителя Тихонова - приятные и полезные дополнения к главному, но не более того.

Взять, например, "Спартак". Фактически операция под кодовым названием "Возвращение легенды" всегда была под рукой у ее боссов. Она могла быть проведена в любой момент, начиная с ухода Олега Романцева, и всякий раз принесла бы свои плоды. С годами надежды болельщиков угасали, а потенциальный эффект от возвращения возрастал. Чем больше выдержка, тем вкуснее.

С другой стороны, и передержать было нельзя - даже в коньячном производстве после определенного срока процессы купажирования контролировать невозможно. Тихонова взяли как раз впритык. Потяни спартаковское руководство еще годик - и возвращение потеряло бы свою актуальность. Это был бы уже не футболист-глыба, а ветеран со славным прошлым. Сейчас же в глазах общественности Тихонов - игрок, официально о завершении своей карьеры еще не объявивший и последнего слова не сказавший.

А значит, сохраняется интрига и растет интерес. К "Спартаку", естественно. Что там происходит на сборе? Как там Андрей? Дадут ли ему провести прощальный матч в красно-белой футболке? На фоне этих сюжетов все остальное меркнет. Тихонов - вот на ком сейчас сконцентрировано все внимание публики. Вот кто главный имиджмейкер "Спартака". Он станет громоотводом в случае поражений и триумфатором в случае побед. Запаса его авторитета и популярности хватит надолго.

В отличие от москвичей в рукавах у "Терека" и "Анжи" подобных козырей не было. Исходные хуже - ни тебе истории, ни славного прошлого, ни знаменитых ветеранов, чье возвращение могло бы взорвать информационное пространство. Бомбой могли стать только люди с мировым именем. Как только в Грозном и Махачкале появились серьезные инвесторы, последствия не заставили себя ждать: Гуллит и Роберто Карлос - то, что нужно.

С мотивами их приглашения все понятно. Спортивными их можно назвать разве что во вторую очередь. Главное - это то, что оба в корне меняют негативный ассоциативный ряд. Если раньше Грозный и Махачкала были городами, в которых стреляют и взрывают, то теперь это места, где работают люди, известные на весь мир. Их покупка - полномасштабные многоступенчатые пиар-акции.

Приезд Гуллита в Грозный освещали все российские центральные телеканалы, крупнейшие международные информагентства, ведущие зарубежные СМИ. В столице Чечни могут быть довольны - картинка получилась что надо. Вбейте в поисковике в интернете "гуллит грозный", зайдите в раздел видео и смотрите. Бьюсь об заклад, слезу пустите от умиления! Тем более что старались не только телевизионщики и представители "Терека", но и сам Гуллит. "На Кавказе классно", "я видел места и похуже", "у команды нет слабых мест". Как вам тезисы? Open-minded Dutch guy уже начал отрабатывать контракт!

В случае с Роберто Карлосом первостепенное значение имиджевой составляющей никто и не отрицает. "Наш клуб заинтересован в приобретении футболиста с именем, - сказал главный тренер "Анжи" Гаджи Гаджиев. - Это важно как для популяризации футбола в нашем регионе, так и для укрепления имиджа самой команды".

Вот именно, популяризация футбола и укрепление имиджа. О спортивной составляющей, заметьте, ни слова. Повторюсь, это не значит, что бразилец совсем не пригодится клубу в качестве футболиста. Просто его профессиональные качества не столь важны, как имиджевые. То же самое с Гуллитом и Тихоновым.