Газета Спорт-Экспресс № 286 (5459) от 17 декабря 2010 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

17 декабря 2010

17 декабря 2010 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ПОКУПАТЕЛЕЙ ДЛЯ "ИНОПЛАНЕТЯН" ИЩЕТ ВОРОНЦОВ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Ни для кого не секрет, что на "Сатурне" мертвым грузом "висит" долг на сумму 803,7 миллиона рублей. Это "подарок" от "Московской областной инвестиционно-трастовой компании", созданной в декабре 2000 года для управления инвестиционными проектами правительства Московской области. По сути это финансовый агент, который был заказчиком многочисленных спортивных строек Подмосковья.

Застройщиком большинства из них, имевших статус муниципальных, была компания "Спецстрой"-2. Она в итоге оказалась должна кредиторам 5,5 миллиарда рублей, а среди тех, с кем строители не рассчитались, оказалась и МОИТК. Ей, как утверждал летом прошлого года ее генеральный директор Борис Липкин, "Спецстрой"-2 задолжал по договорам займа 1,5 миллиарда рублей. Деньги строители, судя по всему, так и не вернули, а потому Областная инвестиционно-трастовая компания оказалась в крайне затруднительной ситуации. В прошлом году она была признана банкротом, а потому не подать иск к футбольному клубу, который ей тоже должен, просто не могла. Другое дело, как быстро "Сатурн" должен погасить эту сумму?

Юристы футбольного клуба на первом заседании Арбитражного суда, который теперь разбирается в этой истории, заявили: их клиент настаивает на согласовании с истцом срока и схемы возврата долга, тогда как истец выступил с требованием о погашении долга сразу, без дополнительных переговоров. Если 21 декабря, когда состоится второе заседание, суд примет во внимание эту просьбу, "Сатурну" хоть немного, но станет легче. В конце концов, долг можно гасить и пять лет, и десять, верно?!

Другой вопрос - почему футбольный клуб должен некому трасту большие деньги? По всей видимости, структуры, фигурирующие в этой истории, так или иначе связаны с властями Московской области. Те, в свою очередь, перекладывая деньги из одного "кармана" в другой, пытались найти некие решения, понятные только им одним. В итоге в апреле 2009-го "Сатурн" подписал с МОИТК договор перевода долга, согласно которому компания взяла на себя обязательства по займам, ранее выданным "Сатурну". Клуб, в свою очередь, обязался позднее выплатить трасту те самые 803,7 миллиона рублей.

Теперь о главном - есть ли жизнь на футбольной планете или нет?

Погасить долг сразу "Сатурн" не в силах. Это факт очевидный. Хотя юридически все поправимо. Для спасения нужен инвестор или инвесторы, способные вложить в клуб как минимум 40 миллионов долларов. По-другому просто не получается: помимо оплаты долгов клубу нужны деньги на текущие расходы в новом сезоне.

Инвесторов, по сведениям "СЭ", ищет Михаил Воронцов, работавший в последние годы в российской премьер-лиге, а прежде возглавлявший клубную администрацию "Сатурна". Если он найдет деньги, то вернется в Раменское в качестве генерального менеджера, нет - области предстоит решить, что делать со своим футбольным активом. Пока решение у властей региона, похоже, отсутствует, хотя все понимают: добиваться банкротства клуба в суде можно, но этот путь неэффективен. Ничего, кроме пятна на репутации, он Подмосковью не принесет.

Беда еще и в том, что роскошная тренировочная база в Кратове и уютный стадион в Раменском фактически принадлежат не клубу, а ГУМО "Сатурн". В противном случае благодаря этим объектам и земле, на которой они построены, можно было бы если не "закрыть" долг, то хотя бы превратить "Сатурн" в предмет торга.

Правительство Московской области против такой схемы не возражает. Игорь Ефремов, когда его об этом спросили еще в бытность гендиром "Сатурна", ответил прямо: мол, были бы желающие - договоримся. Более того, клубу давно пытались найти хозяина, но дело дальше переговоров и помощи от бизнесменов, которые развивали свое производство в Раменском районе, не шло. Главной проблемой была удаленность Раменского от Москвы. Ну и цена вопроса, наверное, тоже играла не последнюю роль.

Теперь, собственно, выбирать не приходится - "Сатурну" нужно спасаться. По данным "СЭ", на клубе "висит" еще и текущий долг перед игроками и тренерами, скопленный по ходу сезона-2010. А это еще как минимум 8 миллионов долларов!

Если в Подмосковье не смогут найти решение для спасения клуба, в премьер-лиге в сезоне-2011/12 будут играть два клуба из Краснодара. Согласно регламенту РФПЛ, право занять место команды-банкрота получает третий призер первого дивизиона. Это ФК "Нижний Новгород". Долгов у "горожан" поменьше, чем у "инопланетян", но есть громадные сомнения, что инвесторы волжан готовы потащить на себе весь воз проблем, которые обещают им премьер-лига и попутный расчет по долгам за сезон-2010. У "КАМАЗа" - он следующий в невидимой очереди - проблем меньше, а долгов почти нет, но Татарстану, насколько нам известно, не нужна вторая команда в премьер-лиге, а заводу грузовиков - ноша в виде трат на содержание клуба элитной футбольной лиги. Это недопустимо дорого.

Иное дело - ФК "Краснодар". Там для повышения в классе есть все, даже состав. Он требует коррекции в сторону удорожания и усиления, но не смотрится абсолютно небоеспособным даже в новых, недавно открывшихся обстоятельствах. В самом клубе из главного города Кубани перспективу повышения в классе назвали охотой за медведем, который ходит по лесу, отметив, что желание стать генералом имеется у любого солдата, который в меру честолюбив.

Похожая ситуация и с местом, которое может освободить в ФНЛ "Краснодар", случись с "Сатурном" непоправимое. Воронежский "Факел" в очереди за горящей путевкой будет даже не десятым, на деле именно он - кандидат №1 на успех в этой гонке. Клуб из Армавира, который согласно регламенту получит первоочередное право на подобный рывок наверх, от этой возможности наверняка откажется. Олегу Мкртчану, инвестору тамошнего "Торпедо", вполне достаточно трат на "Кубань". Схожая история и с "Тюменью" - в этом клубе никто и никуда спешить не собирается. Полный туман с будущим "Торпедо-ЗИЛа". Так что единственным реальным конкурентом "Факела" в борьбе за виртуальную путевку в первый дивизион выглядит иркутский "Радиан-Байкал", но у Воронежа, в конце концов, футбольные традиции намного богаче.