Газета Спорт-Экспресс № 268 (5441) от 26 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

26 ноября 2010

26 ноября 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

Клуб-2018

РОССИЯ

"НИЧЕГО" - БОЛЬШЕ, ЧЕМ "ВСЕ"

Дмитрий СИМОНОВ

И последние станут первыми… Эта библейская истина воплотится в жизнь в случае успеха России на выборах страны - хозяйки ЧМ-2018: всего за год с небольшим наша заявка добилась колоссального прогресса. Если на первых порах всерьез ее воспринимали немногие, то сейчас Россия - едва ли не главный фаворит гонки. Доказательств тому множество. Это и уважительное отношение со стороны конкурентов (к примеру, главы футбольных федераций Испании и Португалии именно нас назвали соперником номер один), и котировки букмекеров, и положительные отзывы о качестве заявки различных представителей футбольного мира - журналистов, чиновников, звездных игроков и тренеров прошлого и настоящего.

Расклад сил в гонке изначально вводил в заблуждение. У соперников есть почти все. У России - и никто этого не скрывает - пока что практически ничего. Нет стадионов, нет качественных дорог и аэропортов, нет достойного уровня коммуникаций и технического обеспечения в большинстве городов. Только вот в чем парадокс: иногда это самое "ничего" значит гораздо больше, чем "все", если оно подкреплено тремя вещами. Желанием. Финансовыми возможностями. И верой в собственные силы.

Концепция российской заявки не просто отличается - она противоположна тому, что предлагают конкуренты. Если соперники на первый план выводят готовность провести турнир хоть завтра (им толком и менять-то ничего не нужно - так, кое-что подретушировать), то Россия ставит вопрос совершенно иначе. Чемпионат мира состоится не завтра, а в 2018 году. Так вот: через семь с половиной лет мы будем готовы провести первенство планеты лучше, чем кто бы то ни было. Потому что у нас возведут суперсовременные стадионы, каждый со своим уникальным дизайном, построят или реконструируют аэропорты и отели, отремонтируют дороги и наладят работу транспорта, связывающего крупные города. Причем перемены станут необратимыми: отменить их невозможно ввиду данных правительством страны государственных гарантий.

Чемпионат мира закончится, но его наследие никуда не денется. А сможем ли мы использовать его и не растерять, будет зависеть уже от нас.

Такой подход полностью соответствует замыслу ФИФА о создании посредством проведения чемпионатов мира новой футбольной жизни в странах, где существуют объективные проблемы. В противном случае турнир надо было бы навечно закрепить, к примеру, за Германией, где футбол уже давно приближен к театру, где при взгляде на красавец стадион в том же Мюнхене замирает сердце, где на матчи идут всей семьей как на праздник, а посещаемость фантастическая. Однако ФИФА рассуждает иначе. Поэтому чемпионат мира пришел в Африку, а в 2014-м состоится в Бразилии, у которой есть тысячи талантливых игроков, но почти нет нормальных стадионов и инфраструктуры.

Кто-то скажет, вспоминая Сочи: дважды снаряд в одну воронку не падает. Но Олимпийские игры-2014 - скорее положительный пример того, как фактически на пустом месте возникает крупнейший спортивный центр. А в том, что все взятые обязательства будут выполнены в полной (если не большей) мере, вряд ли кто-то сомневается. Потому как ставить под сомнение обещания, данные председателем российского правительства, не принято.

Ну а то, что гостям чемпионата будет очень интересно, и так понятно. Испания с Португалией, Англия, Голландия с Бельгией - давно изведанные маршруты. Россия же, если вынести за скобки Москву, Санкт-Петербург и в какой-то мере Сочи, - одна большая тайна. Многие ли любители футбола в мире знают о колоритной архитектуре Казани, чарующей ауре Самары или Ростова-на-Дону, гостеприимстве Краснодара и красотах Ярославля или Нижнего? Вряд ли.

Зато всем давно известны гостеприимство и широта русской души. Быть может, и милиционеры (которые к тому моменту превратятся в полицейских) у нас наконец-то станут улыбаться, как, например, их канадские коллеги? Между прочим, еще поспорить можно, что сложнее - построить стадион или научить российского стража порядка демонстрировать случайным прохожим голливудскую улыбку.

И еще один козырь нашей страны, о котором почему-то редко вспоминают. В России любовь к футболу порой доходит до самозабвения. Порой даже кажется, что она безответна. Мы любим российский футбол, несмотря на порой ужасные условия проведения матчей, на нескрываемую подчас неискренность участников действа, на двойные стандарты, на навевающее временами сон качество игры.

Конечно, все это - повод не для гордости, а для сожаления. Но будь в Англии, Испании, Голландии такой футбол - любили бы они его? А мы любим, и для нас он всегда останется спортом номер один.

Принимать решение, однако, будут не игроки и не журналисты. Судьба ЧМ-2018 - в руках 22 членов исполкома, каждый из которых руководствуется собственными соображениями. Близостью культур, языков, религий, политическими или спортивными интересами, да что там - обычной человеческой дружбой. Но возможность убедить, доказать свои преимущества, подобрать ключик к тому или иному человеку из исполкома все равно существует.

Такая задача, собственно, и стояла перед заявочными комитетами. Но была и другая, таящая в себе большую опасность. Важно было не навредить.

И получилось это далеко не у всех. Так, англичане стали жертвами сначала доверчивости экс-главы заявочного комитета лорда Дэвида Трисмана, а затем и собственной прессы. Британские СМИ в погоне за сенсациями добились разоблачения двух нечистых на руку членов исполкома, но при этом, вероятно, лишили свою же заявку поддержки со стороны как отстраненных, так и тех, кто может отыграться за пострадавших товарищей.

Неоднозначным оказался ход Испании и Португалии. То, что эта заявка получит поддержку Латинской Америки, было известно с самого начала. Извлечь из этой поддержки дополнительную выгоду можно благодаря договоренности об обмене голосами с претендентом на ЧМ-2022 Катаром (а также еще двумя его сторонниками). В ФИФА об этом знают, но ситуация получается, как с договорными матчами в России, - все в курсе, но за руку никого поймать не могут (или не хотят). В результате Испании практически гарантировано восемь голосов, но в то же время это не может не вызывать раздражения у других членов исполкома, как, скажем, у представителя США Чака Блэйзера, который, собственно, и вынес эту историю на суд общественности. Вероятно, найдутся те, кто проголосует против иберийского тандема из принципа.

Российский же заявочный комитет сумел и достойно представить нашу страну (иначе не случился бы переворот в сознании относительно перспектив заявки), и обойти большинство подводных камней. Конечно, случалось всякое: был и печально знаменитый "банан" для Одемвингие, и высказывания о Лондоне, превратно истолкованные английской стороной, и атаки со стороны британской прессы. Но каждый раз из трудных ситуаций удавалось выйти с поднятой головой. О своих плюсах и минусах рассказывали честно. Борьбу с конкурентами тоже вели честную. Но окончательную оценку работе заявочного комитета даст только итоговый результат. Здесь, как в футболе: игра забывается, остается только счет. В данном случае - счет голосов.

Сейчас до выборов осталась неделя. Как говорят крупье, ставки сделаны, ставок больше нет. И в ожидании главного для нас футбольного решения года, а может, и десятилетия, все, кому небезразлична судьба российской заявки, должны положиться на три добродетели, которые испокон веков помогали русскому человеку даже в безвыходных, казалось бы, ситуациях.

Это вера в себя. Это надежда на лучшее. И это любовь. Любовь к футболу, которая не иссякнет, кому бы в итоге ни достался ЧМ-2018. И если все же не нам, то права опускать руки у нас нет, потому что в российской заявочной книге нарисовано то будущее, которое в любом случае необходимо нашему футболу. Значит, и строить его надо непременно. И книгу не класть пылиться на архивную полку вместе с бесценным опытом, накопленным заявочным комитетом "Россия-2018". В конце концов, не за горами старт новой гонки - за Euro-2020...