Газета Спорт-Экспресс № 241 (5414) от 23 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

24 октября 2010

24 октября 2010 | Парус

ПАРУС

17 октября из бухты французского города Ла-Рошель стартовала кругосветка VELUХ 5 Oceans 2010 - 2011. Точно неизвестно, когда победитель гонки вернется во французский порт, однако церемония награждения уже назначена - 11 июня 2011 года.

ВОКРУГ СВЕТА ЗА 244 ДНЯ

Д авно известно, что пароходы провожают совсем не так, как поезда. А уж яхты тем более. Группа россиян прибыла в Ла-Рошель за день до старта, и сразу стало понятно, что город живет гонкой: повсюду плакаты, на дорогах указатели, ведущие в порт, - туда, где стоят лодки, которым через день предстоит уйти в океан. Даже обязательная в эти дни во Франции демонстрация протеста, следуя указателям, направлялась в порт. Интересно, что шествие это разительно отличалось от нашего. Впереди шел полицейский, за ним - протестующие, люди в возрасте, как бы вышедшие на прогулку со своими домашними животными. Запомнился дедуля, ведущий на поводке мальтийскую болонку, которая гордо чапала рядом с хозяином, увеличивая количество протестующих. А рядом такой же дед нес своего питомца на руках. Еще один полицейский замыкал колонну. Умилительное зрелище.

Насколько трудна любая кругосветная гонка, говорят цифры. За всю историю только 126 шкиперов когда-либо участвовали в одиночном кругосветном плавании. В космосе побывало более 400 космонавтов, а на вершине Эвереста - более 1200 восходителей. Всего в гонке пять этапов: 1. 17 октября. Ла-Рошель - Кейптаун (ЮАР), 7500 морских миль. 2. 12 декабря. Кейптаун - Веллингтон (Новая Зеландия), 7000. 3. 8 февраля. Веллингтон - Сальвадор (Бразилия), 7400. 4. 10 апреля. Сальвадор - Чарльтон (США), 4000. 5. 15 мая. Чарльтон - Ла-Рошель, 3600.

Но вернемся в Ла-Рошель, где в старинном порту у причала выстроились в ряд шесть яхт класса Eco 60. Это лодки длиной 20 м, оснащенные современнейшим навигационным оборудованием. Кстати, VELUХ 5 Oceans - старейшая и самая трудная одиночка, впервые стартовала в 1982 году и проходит с периодичностью раз в четыре года (ранее гонка называлась BOC Challenge, а затем Around Alone). На нынешнюю гонку было заявлено 6 лодок, но в путь отправилось лишь пять. Австралийская яхта под управлением Гарри Голдинга не прошла, как нам объяснили, квалификацию. Скорее всего, какие-то технические параметры яхты не соответствовали правилам. Устранив их, Гарри, вполне возможно, стартует вслед за всеми. Вообще-то в его планах было побить рекорд Австралии в безостановочном кругосветном плавании, но, купив яхту Aviva, он замахнулся на участие в гонке VELUХ 5 Oceans.

Из тех, кто отправился в путь, выделялся американец Брэд Ван Лью, настоящий морской волк - веселый, общительный с очень пронзительными глазами. Он единственный из отплывающих попрощался со стоящими на причале зрителями за руку. Первый раз Брэд участвовал в этой кругосветке в 1998 году, а в 2002-м стал ее победителем. Про себя Брэд говорит, что он адреналиновый наркоман. Чем этот яхтсмен только не занимался: плавал с аквалангом, гонялся на мотоциклах по бездорожью, участвовал в скачках на лошадях... Спустя восемь лет после своего триумфа в гонке VELUХ 5 Oceans Брэд снова решил выйти в океан, установив на борту абсолютно революционный энергогенератор. Это позволит ему совершить плавание без ископаемого топлива.

Примеру американца последовал канадец Дерек Хэтфилд, который в одиночку прошел 90 тысяч морских миль по самым опасным океанам планеты. В 2003 году, принимая участие в кругосветке, на траверсе мыса Горн он попал в жуткий шторм, но смог добраться до берега. Пять недель ушло на восстановление яхты, тем не менее Дерек сумел занять в той гонке третье место и заработал титул "Лучшего морехода года Канады". И это уже его вторая кругосветка VELUХ 5 Oceans.

Бельгиец Кристоф Бюлленс отправился в плавание впервые в 1978 году на... моторке, поскольку плыть под парусом ему казалось очень медленно. Затем восемь лет прослужил в армии в танковых войсках. А с 1986 года Кристоф ходит только под парусом. Он - шестикратный победитель чемпионатов Северного моря.

Амбициозный поляк Збигнев Гутковский, член сборной Польши в олимпийских классах "470" и "49-е", завоевал больше всех призов среди яхтсменов своей страны. В 2000 году прошел кругосветку на катамаране без остановок и лимита времени. В 2005-м пытался побить мировой рекорд плавания на монококе, но смог пройти только 9500 миль. Гутек, так зовут его друзья, первый польский яхтсмен, который отправился в одиночное кругосветное плавание.

Про англичанина Криса Стэнмор-Мейджора говорят, что он забыл, когда ходил по твердой земле. Едва вернувшись из кругосветки Clipper Round the World, тут же отправился в очередное приключение. Интересно, что Крис будет управлять лодкой Grey Power, одной из самых проверенных яхт класса Есо 60, построенной сэром Робином Ноксом Джонстоном. На этой самой яхте в предыдущей гонке сэр Робин был четвертым. Кстати, именно он был первым человеком, который совершил безостановочную кругосветку, начав плавание 14 июня 1968 года и закончив 22 апреля 1969 года. В Ла-Рошели сэр Робин был весьма заметной фигурой, охотно отвечал на вопросы журналистов, давал советы шкиперам, комментировал события разворачивающиеся в акватории бухты, с удовольствием позировал перед фото- и телеобъективами. Словом, был чем-то средним между свадебным генералом и легендой яхтенного спорта.

А теперь о том, как все-таки провожают пароходы, то есть яхты в кругосветное плавание. Старая бухта Ла-Рошели очень мала, выход из нее настолько узок, а скопление плавсредств было так велико, что и яхту, с которой давался старт, и те, что отправлялись в гонку, буквально вытаскивали на простор Бискайского залива двумя буксирами. А там уже творилось что-то невообразимое. В небе кружили вертолеты. Около четырех сотен различных судов - от солидных яхт до виндсерфингов - бороздили океанский простор. Может, и был в их перемещении какой-то порядок, но мне, непосвященной, это казалось броуновским движением. И только знаменитый Форт Боярд черной махиной неподвижно возвышался невдалеке. Тем не менее было празднично и красиво. Ярко светило солнце, дул сильный, весьма холодный ветер, что было на руку яхтсменам, которые всегда стартуют против ветра.

И вот прозвучала команда. Первым со старта ушел Збигнев Гутковский, весьма основательный Брэд Ван Лью на не менее основательной яхте "Пингвин" шел вторым, за ним - Кристоф Бюлленс, остальные же растянулись по акватории бухты. Впрочем, одно время первым шел наш катер, на борту которого находились гости компании VELUХ и российские журналисты. Нам было легче держаться впереди, так как мы шли не под парусом, а на моторной тяге, а также веселее, поскольку гостеприимные организаторы, не скупясь, угощали пассажиров яхты вином, фруктами и всевозможными морепродуктами. Тем временем перед буем, где яхты сворачивали в открытый океан, Ван Лью догнал и обошел Гутковского, у которого запутался и не раскрылся спинакер. Но, похоже, поляк этим вовсе не огорчился, путь ведь дальний, много чего может случиться.

Наконец, когда все яхты вышли в открытый океан, наш катер повернул в сторону бухты. Проведя пять часов в море, мы изрядно замерзли, даже несмотря на регулярный "подогрев". А каково там шкиперам на океанских просторах да в одиночку? Что их туда влечет? Утверждают, что там они обретают полную свободу. Но не слишком ли серьезную дань приходится приносить им за право быть беспредельно свободными?

Российский шкипер Виктор Языков, участвуя в этой гонке в 2002 году, повредил руку, рана загноилась. Связавшись по рации с берегом, он, следуя инструкции хирурга, сам себе сделал операцию. При этом потерял сознание и почти сутки пролежал на палубе. Интересно, что этот переход, когда яхта шла на автопилоте, оказался для Языкова самым удачным. Кстати, 9 октября Языков стартовал от берегов Испании в кругосветное плавание Golden Globe-2010. Одной из целей данного проекта является попытка привлечь внимание мировой общественности и правительств промышленно развитых стран к проблеме загрязнения мирового океана. Поэтому Языков не использует топливо и отказался от всех современных электронных приборов.

Гонка VELUХ 5 Oceans не ставит перед участниками таких жестких требований, но от этого не становится легче. Труднее всего даже не преодоление 30-метровых волн у мыса Горн, когда ветер достигает скорости 150 км/час и не отсутствие полноценной еды, когда питаясь лишь консервами, шкиперы должны набирать 7000 ккал в день, а недостаток сна. Даже на яхте, оснащенной всеми возможными современными приборами, гонщик может заснуть не более чем на полчаса. Всего же за сутки удается поспать от 2 до 5 часов.

Так пожелаем удачи этим смелым парням, бросившим вызов не только стихии, но, в первую очередь, самим себе.

Елена РЕРИХ

Ла-Рошель - Москва