Газета Спорт-Экспресс № 205 (5378) от 11 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5

11 сентября 2010

11 сентября 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Вчера в Монце прошли первые свободные тренировки перед "Гран-при Италии", в которых российский гонщик "Рено" Виталий Петров дважды занял 13-е место .

В ПЯТНИЦУ - 13-й

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Монцы

Как зрелище, свободные заезды, на мой взгляд, слегка переоценены. По сути это тренировка, позволяющая гонщикам и их командам экспериментировать с машиной в весьма широких рамках. Задачи победить не стоит. Более того, привязка результатов свободной практики к итогам квалификации и гонки довольна относительна, если вы успели заметить.

Понятно, что Тимо Глок, к примеру, не займет первое место ни в пятницу, ни в субботу, даже если перепробует все новинки своей команды, вплоть до самых сумасбродных, да еще и стибрит в соседнем боксе свечи или рулевые тяги. А вот какой-нибудь Камуи Кобаяси, наигравшись вволю с разными типами резины, с полным или пустым баком, с передовым воздуховодом или отсутствием оного вполне может запрыгнуть в квалификации в десятку, что японец уже не раз, кстати, и демонстрировал.

Другое дело, что зрителям в пятницу всех гонщицких игр не понять. Специалист может до рези в глазах всматриваться в покрышки болидов, пытаясь обнаружить на них зеленую "полоску мягкости", в нервном возбуждении отслеживать прохождение второго сектора или поражаться антикрыльям "Макларена", которые вчера, говорят, достигли какого-то беспрецедентного размаха. Болельщики всем этим заниматься не станут. Им подавай борьбу, а не настройки, соревновательный раж, а не тесты ради тестов.

Если, конечно, это не итальянские болельщики. Вот эти вчера зачем-то приехали в лесопарк Монцы, то есть к черту на кулички, и заполнили центральную трибуну примерно наполовину. Уселись, уставились в табло и замерли, лишь изредка поворачивая головы вслед жужжащим автомобилям. Боюсь такое предположить, но очень вероятно, что им действительно было интересно - другого толкования у меня нет.

Организаторы этапа, прекрасно зная о странной автомобильной озабоченности своих соотечественников, постарались выкачать из них максимум и уже в пятницу подготовили для посетителей автодрома некий пакет развлечений. А именно: услуги палаточных кафе, баров, симулятор прохождения местной трассы (белый космолет на пружинках, вмещающий одновременно человек двенадцать) и торговые ряды представленных в "Больших призах" марок.

Среди них нашлось место и бутику "Рено", притащившему в Монцу почти всю линейку своих машин, имеющих хоть малейший уклон к спортивности, а также атрибутику и аксессуары. Приятно констатировать, что цены на майки и поло с автографом Виталия Петрова кусаются не больно, если вообще кусаются. И хотя толп у французского магазина я вчера не заметил, к концу уик-энда продавцы надеются распродать все.

Журналисту неловко рассказывать о том, что он хотел бы, но не сумел сделать в командировке. Тем не менее факт остается фактом: на старый овал Монцы меня вчера не пустили, полностью закрыв туда доступ. Не сказать, что недосыпал из-за этого ночей, однако посмотреть на древнее сооружение длиной четыре с четвертью километра, не скрою, хотелось. Уж больно оно необычное.

Это действительно бетонный овал с профилированными параболическими поворотами. Один его кусок - длинная старт/финишная прямая - вписан в нынешнюю трассу Монцы. Все остальное не используется уже несколько десятков лет.

Виталий Петров рассказал накануне, как катался по старому овалу, едва видному на современных телевизионных планах, на скутере. "Там стены, вы не поверите, почти отвесные, как в медвежьем цирке. Пешком по ним не заберетесь, пожалуй. Но место интересное и легендарное".

Этапы "Формулы-1" проводились на старом овале четырежды - в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. Закончилось все плохо: во время последней гонки Вольфганг фон Трипс погиб сам и утянул за собой на тот свет еще 11 зрителей. "Большие призы" на овале запретили. Но через пять лет сняли на нем фильм с участием Ива Монтана, по иронии судьбы именно так и озаглавленный - "Большой приз".

Связана со старым овалом и еще одна история, перекликающаяся с современностью. Как раз на этом бетонном корыте в 1956 году Питер Коллинз, имевший хорошие шансы на чемпионство, прямо во время пит-стопа передал свою "Лянчу-Феррари" партнеру по команде Хуану-Мануэлю Фанхио, который и стал в итоге победителем сезона. А это было что? Правильно, командная тактика. Вот откуда у привычек "Феррари" ноги-то растут!

Кстати, о командной тактике. Большинство заинтересованных лиц в "Формуле-1" высказались в четверг и вчера за ее легализацию. Даже суровый промоутер "Больших призов" Берни Экклстоун признался, что ему не нравится, когда гонщики меняются местами за несколько кругов до финиша. А вот если раньше - тогда, дескать, сойдет.

В этой связи возникает несколько вопросов. Во-первых, непонятно, кто проведет границу между тем отрезком дистанции, на котором еще можно расставлять гонщиков на трассе вручную, и тем, где делать это уже нельзя. И почему бы не заняться данной расстановкой уже на стартовом поле? Кому нужней, того и тапки - вперед его, в авангард! А второй перебьется. Но какой тогда, спрашивается, стимул у этого второго хорошо ехать квалификацию?!

Следующее сомнение - не превратится ли командная тактика в предварительное жесткое разделение на лучшего и худшего в каждой команде, и не обернется ли это для последнего окончательной безнадегой выбиться в люди? Допустим, он плохо ехал в первой половине сезона, но потом нюхнул пороху и поскакал. Однако поезд уже ушел: в команде есть фаворит, которого юнге надо обслуживать. А оно ему, простите, надо? Ведь есть же собственный имидж, репутация, персональные болельщики, наконец!

В общем, идея командной тактики нуждается в серьезной доработке, на мой взгляд. Равно как и идея вообще ничего не менять в данном вопросе. "Договорняков" в "Формуле-1" не хочется - в футболе надоели. Но и удушение личных стимулов в ущерб командным амбициям - штука антиспортивная и потому вредная.

Нам же с вами ничего не остается, кроме так подвести итоги состоявшей вчера свободной практики, о которой в лихорадке буден мы чуть не забыли. Виталий Петров в обоих пятничных заездах был 13-м. Трактовать это каким-то образом пока рано, но мой вечерний вопрос: "Как вам удалось добиться такой стабильности?" - россиянин справедливо расценил, как шутку.

А вот как ответил Петров на другие вопросы русскоговорящих журналистов, пришедших после свободных заездов в мотор-хоум "Рено" в количестве семи человек. (Роберта Кубицу за соседним столиком окучивали трое - мелочь, а приятно).

- Как вел себя пресловутый воздуховод?

- Неплохо. Мы оба ездили сегодня с ним, кое-чего добились. Команда настроена использовать F-duct в течение всего уик-энда.

- Говорят, эта штука получилась у "Рено" лучше, чем у других команд.

- Мне сложно сравнивать, но у нас она точно работает. Как у других - узнаем в выходные.

- В последние полчаса второй сессии вы не выезжали на трассу. Решили, что уже все испытано?

- Не знаю, можно ли это вам говорить... В общем, у меня пропали тормоза, провалилась педаль. Два дня идет какой-то сбой. Сенсоры сообщали сначала, что температура тормозных колодок от 200 до 300 градусов. А рабочее значение - 400. Мы чуть убавили охлаждение, чтобы поднять разогрев, так сегодня датчики выдали 700. А это уже ни в какие ворота, потому что все преимущество в гонке как раз тормозами и достигается. Их действенностью, отзывчивостью на нажатие педали.

- Доводилось слышать, что машина "Рено" для Монцы не очень подходит.

- Так и есть - это не слишком удобная для нас трасса. Если попадем в десятку, это уже будет праздник.

- Вы про гонку или про квалификацию?

- Про квалификацию. А в гонке может случиться все, что угодно.