Газета Спорт-Экспресс № 145 (5318) от 3 июля 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

3 июля 2010

3 июля 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010

ФИФА ТРЕБУЕТ АМНИСТИРОВАТЬ "СУПЕРОРЛОВ"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Претории

Вчера ФИФА предъявила Нигерии ультиматум: если до 18 часов понедельника, 5 июля, власти страны не отменят решение о неучастии сборных в международных соревнованиях в течение ближайших двух лет, ее членство в главной футбольной организации будет приостановлено. Это влечет исключение нигерийских клубов из кубковых афротурниров и замораживание финансовой помощи.

"Мы заняли жесткую позицию по отношению к Франции, почему же должны поступить иначе по отношению к Нигерии? - задался риторическим вопросом генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, выступая на южноафриканском Радио 702. - У нас 208 ассоциаций-членов, и если кто-то нарушает устав, это ставит под угрозу всю структуру".

Президент Нигерии Гудлак Джонатан, устраняя сборные своей страны с международной арены после неудачного выступления "Суперорлов" в ЮАР, руководствовался стремлением "навести порядок" в национальном футболе. К руководству самым населенным государством Африки этот человек пришел в мае после кончины Умара Яр-Адуа под знаменем борьбы с коррупцией. Уже объявлено о грядущей проверке "финансовых злоупотреблений". Ведь правительство выделило для сборной 2,5 миллиарда найр (примерно 21 миллион евро). "Великовозрастную и усталую команду надо разогнать. Но правительство должно пойти дальше и побороть хроническую коррупцию в национальном футболе, которая служит главной причиной плохих результатов", - приветствовала решение властей газета Punch.

В 80-е годы мне доводилось ездить через Нигерию транзитом. Деньги вымогали все: от сотрудников посольств до пограничников, не впускавших в страну под надуманными предлогами. На шоссе организовывали бесчисленные заставы, где проверяли все - от документов до багажа на предмет контрабанды. Но проверки проверками, а от нигерийских жуликов в ужасе вся Африка, особенно страдает привлекательная для них ЮАР. То есть бороться есть с чем.

Однако многие в Нигерии считают, что в данном случае президент все-таки перегнул палку. Нижняя палата парламента, в частности, выступила с призывом отменить вето на международный футбол и поручить расследование провала "Суперорлов" депутатской комиссии.

Уход с международной арены по собственному желанию грозит Нигерии более длительным отлучением от мирового футбола, чем предполагает ее высокое начальство. За то, что она отказалась в последний момент от участия в Кубке Африки-96, Конфедерация футбола Черного континента подвергла "Суперорлов" дисквалификации на два следующих турнира. Правда, позже КАФ смилостивилась, так что пропустили нигерийцы только розыгрыш 1998 года.

По иронии судьбы, та история тоже была связана с ЮАР, поскольку именно в ней проходил Кубок Африки-96, и носила она сугубо политический характер. Несмотря на африканскую общность, президент Нельсон Мандела критически воспринимал антидемократические действия нигерийской военной хунты Сани Абачи, а после казни писателя Кена Саро-Вивы и восьмерых других оппозиционеров возглавил международную кампанию за введение санкций против режима Лагоса.

Обидевшись, военные власти Нигерии отказали в праве сборной защитить титул лучшей команды Африки, завоеванный двумя годами ранее. Аргументы были словно заимствованы у советских политиков, лишивших спортсменов возможности выступить на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе. Как объявило тогда нигерийское правительство, "сведения из многочисленных источников" дают основания для беспокойства за безопасность футболистов. В ЮАР-де замыслили в отношении нигерийцев "акты насилия", которые даже могут угрожать их жизни. Робкие просьбы капитана сборной Августина Эгуавона, призывы Ассоциации спортивных журналистов и клубов болельщиков ничего не дали.

Что касается Франции, ФИФА лишь предупредила ее в середине недели, что не потерпит вмешательства политиков в футбольную сферу. Повод дала неосторожным высказыванием министр здравоохранения и спорта Розелин Башело, заявившая, что отставка президента национальной федерации Жан-Пьера Эскалетта неизбежна. Вальке обратил внимание, что государственные деятели не вправе требовать ухода руководителя общественной организации, но ее президент вправе сам подать в отставку, если чувствует ответственность за плохое выступление сборной.

"В Африке мы работаем с правительствами, чтобы команды получали помощь и могли участвовать в международных соревнованиях, но грань иногда бывает очень тонкой", - заметил также генсек ФИФА.

Во Франции-то все обставлено "комильфо", в рамках внешних приличий, как, впрочем, и в России, где формально никто руководителей федерации не увольнял: созывались конференции РФС, проводились выборы. Эскалетта и экс-главного тренера "Трехцветных" Раймона Доменека пригласили выступить перед парламентской комиссией по вопросам культуры и образования, но ответ они держали перед народными избранниками не за спортивный результат, а за некрасивое поведение футболистов (Доменека, впрочем, прессуют и за отказ пожать руку наставнику сборной ЮАР Карлосу Алберту Паррейре, который резко высказался по поводу "руки" Анри). Все пристойненько. В четверг официальный представитель ФИФА Николя Менго объявил, что эта организация не видит во Франции вмешательства властей в дела федерации.

А вот с Нигерией, где рубанули шашкой, ФИФА еще предстоит разбираться. Если в африканской стране упрутся, последствия для ее футбола обещают быть пагубными. Борьба с коррупцией - дело благородное, но слишком резкими приемами можно и дров наломать.