Газета Спорт-Экспресс № 123 (5296) от 7 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

7 июня 2010

7 июня 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

В Профессиональной футбольной лиге зреет бунт. Генеральный директор "Шинника" Александр Рожнов обратился к президенту РФС с предложением создать новую лигу, в которую были бы включены все клубы первого дивизиона.

ТОВАР С ДУШКОМ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Как стало известно "СЭ", в недрах первого дивизиона возникла идея о выходе из ПФЛ и формировании своей собственной лиги, объединяющей команды второго эшелона российского футбола. До тайных вечерь и нелегальных съездов дело пока не дошло, однако изложенный на бумаге проект создания новой лиги с рабочим названием "ВПФЛ" уже существует. ("В" в указанной аббревиатуре может означать как "высшая", так и "всероссийская"). Именно с этим документом руководитель "Шинника" обратился на днях к главе РФС.

Что предлагают реформаторы? Создать объединение клубов по образу и подобию РФПЛ, наделив его коммерческими и маркетинговыми правами. В целях новой организации указано:

- достижение большей открытости для СМИ;

- организация трансляций матчей первого дивизиона и извлечение из этого прибыли;

- заключение лигой рекламных и спонсорских контрактов;

- тщательный контроль за состоянием стадионов;

- использование прав на проведение соревнований среди ДЮСШ команд первого дивизиона;

- увеличение доходной части бюджета новоявленной лиги.

По предварительным данным, в пул "заговорщиков" помимо "Шинника" могут войти "Краснодар", брянское "Динамо", "Урал" и хабаровская "СКА-Энергия".

Оценить новшество с ходу не представляется возможным. Очевидно, что в любом объединении клубов всегда есть недовольные существующим положением вещей. Одних не устраивает система соревнований, вторых - собственная бедность или место в таблице, третьих - деятельность руководителей того самого объединения.

Однако ПФЛ, согласитесь, живет не по законам джунглей. В ней давно выстроена система, предусматривающая внесение изменений как по инициативе сверху, так и снизу. Существуют советы, конференции, голосования и все прочие атрибуты, обязательные для любой организации, объединяющей многих членов. Есть уставы и регламенты, наконец, предусматривающие внесение изменений в структуру лиги и ее списочный состав.

Почему руководитель "Шинника" не захотел пойти законным путем и вынести свои предложения на суд самой ПФЛ, в которой, как я понимаю, его клуб состоит на принципах добровольности и равноправия? Зачем Рожнову понадобилось вербовать в сторонники президента РФС?

Вопросы во многом риторические. У нас в стране слово верховного руководителя очень часто имеет приоритет над законами, да и сами законы, увы, далеко не совершенны. Одно дело - оппонировать весьма неуступчивому Николаю Толстых в законодательных рамках ПФЛ и совсем другое - делать это при поддержке Сергея Фурсенко, если она, конечно, будет получена.

Кроме того, мнение президента РФС способно оказать заметное влияние на позицию других клубов первого дивизиона. И это еще одна примета нашего времени, вынуждающего "низы" руководствоваться зачастую не железобетонными законами, а некоей виртуальной генеральной линией "верхов".

Было бы любопытно представить похожую ситуацию, но на более высоком уровне. Скажем, президент союза федераций футбола Южного федерального округа Лом-Али Ибрагимов обращается к главе УЕФА Мишелю Платини с проектом реформ российского футбола, причем делает это в обход исполкома РФС: "У нас, г-н Платини, есть идеи. Внутри страны мы их пока не обсуждали, но вас считаем нужным ввести в курс дела".

Что скажет Платини? Скорее всего: "Это внутреннее дело вашего футбольного союза - организации демократической, по крайне мере по формальным признакам, и способной реформировать себя самостоятельно".

Как ответит на предложение "Шинника" Сергей Фурсенко, гадать не хочу. Потому что инициативы могут быть разные, а закон для всех один. Позволяет он что-то - меняй на здоровье. Не позволяет - меняй сначала закон.

С другой стороны, вовсе не исключаю, что визит Рожнова к Фурсенко был исключительно визитом вежливости. Генеральный директор клуба, не являющегося, кстати, членом РФС, счел нужным предупредить: "Так, мол, и так, хочу, чтоб вы знали: собираемся выносить идею на конференцию лиги". Услышать такое Фурсенко, думаю, было небезынтересно. А уж как это отразится на будущем ПФЛ, покажет время.

Что касается самих нововведений, то на сегодняшний день ясно одно: российскому футболу предлагается очередной эксперимент. Давайте попытаемся понять, насколько глубоко он просчитан, и на что именно опираются экспериментаторы в своих доводах.

Окончание - стр. 8