Газета Спорт-Экспресс № 115 (5288) от 28 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

29 мая 2010

29 мая 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧМ-2010

В ТУРЦИИ ПОКА ОБСУЖДАЮТ ФУТБОЛ

Сегодня в Стамбуле стартует очередной этап чемпионата мира-2010 - "Гран-при Турции".

Сергей БУТОВ

из Стамбула

Стамбул - город невероятный. Это скажет вам всякий, кто хоть раз добирался до трассы "Формулы-1", расположенной в получасе лихой езды от центра бурлящего города. Непрост этот маршрут, ох непрост, но трудности не смутили Виталия Петрова и его менеджера Оксану Косаченко (ваш корреспондент встретил их вчера утром в паддоке "Гран-при Турции"): в отличие от многих других пилотов, которые решили разместиться поближе к трассе, россияне предпочли остановиться в центре Стамбула. Что ж, мы не ищем простых путей!

Здешний паддок в сравнении с тем, что был, скажем, на "Гран-при Испании" (про "Гран-при Монако" вообще говорить не стоит), поразил своими размерами и пространством. И армада грузовиков с логотипами команд, и дюжина здоровенных моторхоумов совершенно потерялись на этой территории. Непонятно, куда бежать. Хотя нет, врать не стану, вообще-то понятно. Разумеется, к "Ред Буллу" и "Феррари", двум самым приветливым и доброжелательным моторхоумам формулического "цирка".

"Ред Булл", он чем хорош? В тамошнем моторхоуме можно приятно развалиться в мягком кресле, посасывая из трубочки какой-нибудь замысловатый коктейль, который тебе приготовят, если приглянешься специально обученной барышне, стоящей за барной стойкой в командной униформе и с густым ровным загаром (практически уверен, что по всему телу). А если даже не приглянешься, то… все равно приготовят. Барышни, извините за выражение, приходят и уходят, а лозунгу "Все флаги в гости к нам" команда соответствует всегда.

А вот в "Феррари" кормят. И дело тут вовсе не в халяве, которая сама по себе, безусловно, приятна и даже неожиданна. Просто при отсутствии каких-либо ресторанов в радиусе нескольких километров от трассы (при том что в здешнем кафе можно помереть со скуки, подавившись сухим сэндвичем), "обеды от "Феррари" становятся важным событием всей формулической тусовки. Стоит, вероятно, ожидать от Скудерии очередных гастрономических сенсаций и на этот раз: как-никак "Гран-при Турции" для "Феррари" - юбилейная, 800-я гонка чемпионатов мира, о чем гласят стикеры на моторхоуме легендарной команды.

* * *

"Ред Булл" и "Феррари" - это, конечно, очень здорово, но надо спешить к обычному скромному моторхоуму "Форс Индии", расположенному - согласно позиции этой команды в зачете чемпионата мира - на самых задворках паддока. А как иначе, если "Форс Индия" заинтриговала всех презентацией в Турции своего нового гоночного дома, которому многие мои коллеги уже заранее вручили победу в номинации "Самый ожидаемый моторхоум"-2010.

Ведь до чего эти индийцы додумались? Приходит к ним гость, и уже в дверях умная система распознавания голоса узнает его буквально по одной произнесенной фразе, чтобы не только должным образом поприветствовать ("Как поживаете, господин Шумахер?", к примеру), но и предложить ему любимый прохладительный напиток. Или совсем даже наоборот - горячительный. Не в напитках дело - до чего техника-то дошла!..

Но, увы. Дружественный визит делегации российских репортеров, пожелавших оставить "Форс Индии" образцы своих звонких голосов и еще кое-какие данные, закончился ничем. Двери моторхоума оказались закрыты, внутри уныло восседали на стульях несколько человек. В одном из них мы узнали гонщика этой команды Витантонио Лиуцци, который зачем-то грыз ногти вместо того, чтобы сбегать заморить червяка в моторхоуме "Феррари". Но, может, еще не вечер? Может, "Форс Индия" просто перенесла презентацию новинки на сегодня - первый полноценный день "Гран-при Турции"?

* * *

Четверг, положа руку на сердце, далеко не самый развеселый день турецкого этапа. Ни для кого не секрет, что гоночный уик-энд в Стамбуле, пожалуй, самый непосещаемый во всем календаре чемпионата мира. Что-либо поделать с этим трудно - туркам эта "Формула-1", пардон, глубоко по барабану. Не в последнюю очередь потому, что своего представителя в "Больших призах" эта страна не имеет. На трибунах вот уже который год, начиная с 2005-го, зияют пустоты, которые не способны прикрыть даже цветастые узоры на зрительских сиденьях - вполне возможно, для того и нанесенные. Входные билеты можно купить в кассах - какие перекупщики, бог с вами?! - даже в день "Гран-при".

И вот на всем этом безрадостном фоне - категорически несобытийный четверг. В некоторых других местах организаторы "Больших призов" пытаются что-либо придумать, дабы привлечь капризного зрителя. Скажем, два этапа назад, в Барселоне, в четверг можно было, купив билеты, выйти на пит-лейн, пофотографировать гонщиков и болиды. Автографы, наконец, взять. В Монте-Карло четверг вообще поменяли местами с пятницей в качестве дня для свободных тренировок, и "Гран-при" получается как будто растянут сразу на четыре дня, а не на три.

Но тут ничего не растягивают, и самым "захватывающим" моментом вчерашнего дня стал утренний проход гонщиков - действительно пешком - по трассе, в компании инженеров команд. Ходил по ней, разумеется, и Петров с напарником поляком Робертом Кубицей. Пилоты зрительно вспоминали трассу, изучали повороты, о чем-то спорили с инженерами, трогали асфальт. Почувствовать руками кочку, конечно, сложно (она, кочка, лучше чувствуется за рулем болида), но в целом получить представление о состоянии полотна можно. И нужно. По словам Виталия, профиль трассы и поворотов с прошлого года особо не изменился.

* * *

Кстати, Кубицу вчера в очередной раз растерзали на встрече с репортерами в моторхоуме "Рено" на тему перехода в "Феррари". В Скудерию Кубица (после третьего места в Монако его, можно сказать, приняли в элиту пилотов "Формулы-1") отправлялся журналистами по ходу сезона достаточно регулярно. И чем менее убедительно смотрелся в отдельных гонках один из призовых пилотов "Феррари" Фелипе Масса, тем громче звучали разговоры о скорой смене бразильского флага на польский на болидах Скудерии. Роберт (я слышал краем уха, пока общался с Петровым), вяло отбивался от атак репортеров в стиле: мол, придет время, и вы все узнаете, но тем самым только подливал масла в огонь слухов. А может, именно этого поляк и добивался - кто знает?

Что же касается Массы, то "Гран-при Турции" - самое что ни на есть удачное для бразильца время подтвердить свой высокий класс. Благо, Фелипе тут побеждал три года подряд, за исключением оставшегося за Дженсоном Баттоном "Гран-при"-2009. Подобные "хет-трики" на одной и той же трассе случаются в до предела конкурентной "Формуле" не так уж часто, а потому Масса - если не главный, то как минимум один из главных фаворитов стамбульского этапа. Фелипе на пресс-брифинге этого, собственно, и не отрицал.

* * *

И раз уж мы окончательно перешли на тему "кто что сказал", то главным, как всегда, событием четверга стала официальная пресс-конференция. Участие в ней таких гонщиков, как Михаэль Шумахер и Марк Уэббер, выигравший два последних "Гран-при", гарантировало ей всеобщее внимание. Но о предстоящей гонке говорили мало - что, кроме общих слов, можно сказать, когда совершенно непонятно, как будет выглядеть твоя машина в выходные?

Уэббера, в частности, спросили по поводу внедрения у "Ред Булла" системы воздуховода F-Duct, уже доказавшей свою состоятельность на скоростных прямых. Пионером этой технологической мысли, напомню, выступил "Макларен", а за ним потянулись многие другие. Австралиец не стал наводить тень на плетень и признал, что "Ред Булл" не остался в стороне от нынешней моды и их воздуховод готов к своему дебюту.

Заявление, надо сказать, прозвучало довольно зловеще, потому как "Ред Буллы" Уэббера и его напарника Себастьяна Феттеля доминируют в чемпионате и без всяких F-Duct. Во всяком случае, так дела обстоят после первой трети сезона. Поинтересовались у Уэббера и тем, как строятся его взаимоотношения с Феттелем, что особенно актуально после двух подряд побед австралийца. Ведь в "Ред Булл" он, казалось, приходил в качестве второго пилота, а тут - поди ж ты!

- Да нормально все у нас с Себастьяном, - сказал Уэббер. - Не секрет, что нам нравится опережать друг друга, но так оно и должно быть, как мне кажется. Было время, когда Себастьян был просто недосягаем, но надеюсь, что подобное в будущем будет повторяться не так часто. В любом случае, Феттель очень быстр, мы оба знаем это, и моя задача - свести эту его прыть до минимума. Так что у нас - хорошая драка.

* * *

Пресс-конференция получилась совершенно не протокольной (что, надо сказать, бывает не всегда), а пик веселья пришелся на самую концовку, когда с места поднялся журналист из Словении и с гордым видом ("На его месте должен был быть я", - подумал бы всякий российский репортер) попросил оценить шансы их национальных сборных на чемпионате мира по футболу в ЮАР.

Итальянец Ярно Трулли поразил многих в самое сердце, публично заявив, что вообще-то футболом не интересуется. Зал ахнул - это был удар под дых всей Италии. Уэббер что-то долго говорил по поводу перспектив сборной Австралии, которой уже на групповом этапе досталась Германия, но потом слово взял Шумахер.

- Мне очень жаль, Марк, - протянул немец в концовке своей речи. - Но…

- Мне очень жаль вас обоих, - так началась тирада бразильского ветерана Рубенса Баррикелло, и все расхохотались.

Уэббер и Шумахер подняли руки, заранее отдав пальму первенства сборной Бразилии. В воскресенье оба, Уэббер и Шумахер, так просто Баррикелло вперед точно не пропустят.