Газета Спорт-Экспресс № 100 (5273) от 11 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

12 мая 2010

12 мая 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 5-й этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ

Триумфатором воскресного "Гран-при Испании" стал австралиец Марк Уэббер. Россиянин Виталий Петров занял 11-е место и лишь немного недотянул до очковой зоны .

ПЕТРОВ ПЕРЕЖИЛ АТАКУ КАМИКАДЗЕ

Сергей БУТОВ

из Барселоны

ОАЗИС СЧАСТЬЯ

В день "Гран-при" город просыпается ни свет ни заря. Уже в полвосьмого утра по улицам Барселоны бродят нетрезвые самодеятельные оркестры. Спать практически невозможно, а тем, кто сопротивляется, могут и в окна подудеть.

На железнодорожной станции Passeig de Gracia в самом сердце Барселоны на экранах автоматов, выдающих билеты, огромной яркой точкой обозначена ближайшая к трассе остановка - Монтмело. Ткни пальцем в эту точку - получишь билет. Но сзади давит толпа, и люди умудряются тыкать мимо. Потом они бьют ладонями по автоматам, пытаясь вернуть свои монеты, которых уже не вернуть: автоматы, эта отрыжка капитализма, холодны и равнодушны к чужим страданиям.

В вагоне становится трудно дышать, особенно если ты, пропуская женщин и детей, остался без сидячего места и теперь прижат одной щекой к шершавой двери. К счастью, еще задолго до Монтмело из вагона высыпают смуглые латиноамериканские пары с сопливыми детьми и навьюченные баулами торговцы - видимо, где-то поблизости рынок.

Ты считаешь, что слишком рано отправился на трассу и что спешить было ни к чему, но когда поезд прибывает в Монтмело, выясняется, что ты прибыл одним из последних. Людское море уже расползлось по гигантской территории автодрома. На всех окрестных холмиках (их называют пелузами) прямо на зеленой травке идут бои местного значения за лучшие обзорные позиции. Сюда продают билеты без указания мест, поэтому некоторые натурально селятся в окрестностях трассы, ставя палатки.

Здесь между входом на автодром и трибунами есть достаточно узкая аллея, где собрано все невероятно пестрое для взрослых и все невероятно вкусное для детей. Повсюду палатки с официальной продукцией "Формулы". Причем "Шумахеры" повсеместно расходятся подороже, как и все, что связано с "Феррари". Здесь в воздухе носятся запахи корицы и кофе с молоком, в чашку с которым так приятно макнуть каталонский бублик или крендель, чьи названия по-русски и не выговоришь. Здесь к полудню одна половина фанатов вдрызг пьяна, а вторая опьянена просто - атмосферой, ароматами, предстоящими гонками, всеобщим единением людей со всей Европы и даже мира.

Но кое чего все-таки не хватает. Где агрессия? Где перевернутые вверх дном мусорные урны? Где милицейская кавалерия, оставляющая после себя кавалерийские лепешки? В каких вообще кустах здесь местный ОМОН прячется, я вас спрашиваю?!

Кто попадает в этот оазис болельщицкого счастья прямиком из паддока, мгновенно ощущает разницу. В фанатской зоне душевнее, милее, роднее. Когда находишься среди болельщиков, тебе хочется отшвырнуть в сторону блокнот и ручку, засучить рукава, подойти к одной из палаток и немедленно махнуть первый стакан леденящего пива, за которым непременно должен последовать второй. Не надо сомневаться: пойдет хорошо!

ТИГРЫ ВЫПУЩЕНЫ ИЗ КЛЕТОК

Дорога в пресс-центр проходит сквозь длинный тоннель с бетонными стенами, весь обвешанный гигантскими фотографиями гонок. В этот момент рев трибун, которые находятся прямо над твоей головой, становится невыносимым, и кажется, что дальше идти невозможно. А еще кажется, что ты в Древнем Риме, что ты гладиатор и что тысячи глоток вызывают тебя, неустрашимого, на арену.

Шоу в "Формуле-1" делают вовсе не моторы, как кому-то может показаться, а зрители. Испанские зрители кое-что в зрелищах понимают. Нация, придумавшая корриду и вот уже полтыщи лет проводящая ежегодную памплонскую фиесту с забегами быков по городским улицам, не может не любить гонки. Испанцы ждут триумфа от своего кумира, щуплого паренька по имени Фернандо Алонсо, и ради его победы требуют свежей крови "быков" - "Ред Буллов" Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля.

А вот, кстати, и они, собственными персонами. Все до единого предстают перед взорами трибун на так называемом параде пилотов. Купаясь во всеобщем обожании, гонщики сидят на задних сиденьях автомобилей, которые проносятся мимо фанатов, словно колесницы. За полчаса до старта, когда зрители уже успевают подустать от безделья, им подают роскошный аперитив в виде полуобнаженного отряда белоснежных фей с национальными флагами участников предстоящей гонки в руках. Феи никуда не торопятся, они отрепетированно виляют бедрами, это их пятнадцать минут славы, и они не намерены делиться ими с кем-нибудь еще. Есть среди них и барышня с российским триколором, под которым выступает Виталий Петров. Барышня звезд с неба, может быть, и не хватает, но приятно будоражит. Я бы с такой в разведку пошел, и со мной согласны трибуны. Но тут...

ЭТО происходит без всякого предупреждения. Просто вдруг - и, как кажется, над всей планетой - разносится дикий визг, переходящий в рев реактивного самолета: тигры выпущены из клеток. Но никто не морщится: на мгновение оглохнуть, потерять ориентацию в пространстве - часть общей игры.

После прогревочного круга болиды на руках закатывают на стартовые места. Ну, вроде бы начинается. И - легкий морозец по коже.

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧУВСТВО

Сюжет гонок "Формулы-1" обычно такой, какой бог послал. Если бог ничего не послал, гоняются и без сюжета. Сюжет, на самом деле, неважен. Важны дуэли, обгоны, аварии и сходы. Люди хотят увидеть бойню, чужие страдания, космические скорости, получить свою порцию адреналина. Именно ради этого они и заплатили деньги за входные билеты.

Большинству специалистов еще до начала гонки понятно, какая из команд будет претендовать на высокие места, а какая - плестись в хвосте и тормозить пелотон. Но старт в "Формуле-1" придуман не для таких вот раскладов. Он символизирует то примитивное первобытное чувство, которое сметает прочь рассудительность, - жажду борьбы, жажду помериться силами. А ну, подходи, сукин сын, я тебе покажу!

Я не знаю более полной, абсолютной тишины, чем перед стартом гонки. Это мгновение кажется вечностью, хотя длится несколько секунд. И вот загораются, а затем гаснут красные огни светофора, и машины срываются с места. Воздух наполняется неописуемым грохотом. Нет, не так: воздух просто разодран в клочья!

Петров уже приучил нас многого ожидать от него на старте. Вот и на этот раз мы рассчитывали, что Виталию удастся одним махом приблизиться к лидерам с далекого, еле различимого с финишной линии 19-го стартового поля (вообще-то квалификацию он закончил 14-м, но, поскольку в ту же субботу во время утренней тренировочной сессии разбил машину об отбойники и механикам пришлось менять коробку передач, последовали штрафные санкции в виде отката на пять стартовых мест). На этот раз не получилось: когда взревели моторы, желтый болид "Рено", рванувшийся было вперед, оказался накрепко зажат с двух сторон.

Но то, что у Петрова не удался коронный прием, еще не повод называть старт скучным. "Макларен" Льюиса Хэмилтона, "Феррари" Алонсо и "Ред Булл" Феттеля с первых мгновений начинают сжирать обладателя поул-позишн - Уэббера. Эта троица кусает Уэббера, словно стая свирепых сибирских комаров, но австралиец недаром ест свой хлеб и в итоге уходит в первый поворот лидером. Дальше будет проще. Дайте только отдышаться, изверги!

Где-то там позади - два обидных схода. Хейкки Ковалайнен вообще не стартовал, а Бруну Сенна не проехал и круга. А ведь что такое, если разобраться, сход гонщика? Это если не ЧП, то как минимум большой стресс для команды. В этом смысле озорные улыбки Сенны в телевизионные камеры выглядят совершенно не к месту.

Сходы, конечно, бывают разными. Вот испанец Педро де ла Роса притерся, как говорят в велоспорте, с кем-то колесами. Болид - материя хрупкая, покрышка лопнула и разметалась, как мясной рулет, обнажив сталь. Словно подстреленный гепард, ужасно хромая на правую заднюю лапу, де ла Роса плетется в боксы. А на 18-м круге сходит.

Машины почти невидимо перемещаются по трассе и лишь иногда вылетают со свистом, как гранаты, на финишную прямую. Один круг, второй, третий…

Все гонщики отлично знакомы с местной трассой. Даже самый безусый новичок намотал здесь столько километров, что хватило бы до Луны и обратно. Но трасса - живой организм. Ее конфигурация периодически меняется.

Всякий пилот скажет вам, что Барселона не лучшее в мире место для маневров и обгонов - слишком мало скоростных участков, чересчур сложны технически почти все 16 поворотов. Хочется проходить их быстро и надежно, но еще больше - нестись с максимальной скоростью на прямых. А ведь это, как ни крути, довольно-таки разные вещи с точки зрения настроек болида. Как найти компромисс? Как не остаться в дураках?

Прямая "старт/финиш" в Барселоне - из тех, ради которых и рвутся в пилоты "Формулы-1" бесстрашные юноши. Потому что быстро! Потому что скорость - до 300 км/ч! Но кровь еще стучит в висках, а уже началась связка, приводящая в сложнейший третий поворот. И чем полнее баки, тем этот поворот труднее и опаснее.

И все же, возможно, самый опасный вираж трассы - девятый. Выхода почти не видно, и многие, особенно малоопытные пилоты, заканчивают поход за славой именно здесь. Гонщики поопытнее проходят его на передаче пониже, немного притормаживая на входе и давая шпоры мотору только на выходе.

Дальше - поворот номер 10. Ничего особенного, конечно, но когда резина изношена, когда организм пилота взывает о пощаде, нужно сохранять предельную концентрацию. Тем более что впереди настоящая ловушка в виде измененного профиля 11-го виража. Раньше этого поворота, по сути, и не было - его можно было пройти с шашкой наголо, пролетев через поребрик на полном газу. Но сейчас не те времена - берегите тормоза, они вам еще понадобятся!

И все это - лишь один круг длиной чуть больше, чем четыре с половиной километра. Менее полутора минут. Как мало прожито, как много пережито, сказал бы поэт. А таких кругов на "Гран-при Испании" - шестьдесят шесть.

БЕЗ ТОРМОЗОВ

Кто сказал, что обгоны в Барселоне невозможны? Хладнокровный и расчетливый Михаэль Шумахер, этот Дарт Вейдер современного автоспорта, с ними не согласен. "Империя наносит ответный удар"! Красный Барон проходит действующего чемпиона мира Дженсона Баттона. Да, не вчистую, да, после выезда британца из боксов, но кто потом это вспомнит? А какой красавец Хэмилтон, который разбирается с Феттелем! Гонка набирает обороты. Вот уже пройдена треть пути.

Петров тоже не сидит на месте. Сходы, заезды конкурентов на пит-лейн - вынужденные и запланированные, и, конечно же, активные действия самого Виталия выводят его на 13-ю позицию. Прямо под носом - Нико Хюлькенберг, такой же новичок "Больших призов", как и сам Виталий. Но сзади на хвосте - внимание! - Камуи Кобаяси. Японский камикадзе, летчик-ас.

Эта троица наматывает круги до тех пор, пока у Хюлькенберга не выдерживает резина (а, может, нервы?), и тот скрывается в боксах. Петров, с трудом отражая наскоки Кобаяси, при этом медленно, но верно приближается к Хайме Альгерсуари на "Торо Россо", идущему 11-м. Вон он там, этот Хайме, виднеется в дымке. И тут Кобаяси, какими-то огромными скачками поравнявшись с "Рено", пытается обогнать нашего Виталия. Вж-жик - и Петров лишь в последний момент преграждает японцу узкий проход. Сколько ж это будет еще продолжаться?

Последняя треть гонки - проверка гонщиков на прочность резины, это всегда интересно, это всегда зрелище. Уэббер, уехавший далеко вперед от Хэмилтона и Феттеля, начинает изо всех сил беречь добытое. Он - как подбитый летчик, который пытается довести свою машину до аэродрома, - уступает по полсекунды на круге, и что? Каких подвигов вы от него ждете? Австралиец хочет победить, и плевать ему на мнения других.

Феттель оскорблен тем, что Хэмилтон его обошел, он несется во весь опор за британцем в надежде на реванш, но кругов за десять до конца в их дуэли все кончено. Феттель улетает в гравий, пропускает вперед себя Алонсо, посещает боксы, а после слышит по радио леденящее кровь предупреждение об износе тормозов. "Сбрось скорость, ситуация критическая". Легко струсить в тот момент, когда любая ошибка может привести к аварии, но Феттель не струсит - и доведет свой изможденный болид до пьедестала.

На котором, увы, не окажется Хэмилтона, хотя он того полностью заслужил. С Льюисом происходит самое обидное, что случается в "Больших призах", - сход на предпоследнем круге. Обиднее только на последнем. В третьем повороте не выдерживает левое переднее: чпок! - и британец уже в гравии. Драма-то какая, господи!

Трибуны ревут, как эскадрилья бомбардировщиков. Им, возможно, будет за это стыдно, но потом, а сейчас их кумир Алонсо выходит на вторую позицию. Уэббер уже финишировал, победоносно выкинув вверх кулак. Еще несколько десятков тревожных секунд, и Алонсо видит перед собой клетчатый флаг. Уф, все кончено и для Феттеля, он третий. Но самое обидное место, конечно, у Петрова. Он 11-й - и первый среди тех, кому не достанутся заветные очки. По такой гонке он их, честное слово, заслужил.

Хотя, с другой стороны, а разве другие - нет?