Газета Спорт-Экспресс № 77 (5250) от 10 апреля 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

10 апреля 2010

10 апреля 2010 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Сегодня "СЭ" рассказывает о самых интересных событиях (уже состоявшихся и тех, что еще впереди) в профессиональном велоспорте .

МЕДВЕДИ РАЗБРЕЛИСЬ ПО БЕРЛОГАМ

КОНЕЦ МЫЛЬНОЙ ОПЕРЫ

Главным событием зимнего межсезонья в велогонках стала, безусловно, мыльная опера, в которой главная роль досталась достаточно молодому, но уже великому Альберто Контадору: 27-летний испанец долго и нудно уходил из казахстанской "Астаны", в результате никуда не ушел - и переподписал контракт с командой до конца 2010 года.

Только это уже совсем другая "Астана". Все, что произошло в конце прошлого сезона с безоговорочно сильнейшей по составу командой в мире, лишний раз свидетельствует о том, насколько призрачно все в этом мире бушующем. Особенно если это мир профессионального велоспорта.

Все началось с конфликта генерального веломенеджера "Астаны" Йохана Брунеля (а он, между прочим, самый звездный и удачливый специалист в этой области) с руководством команды, содержавшейся на деньги казахстанских корпораций и пользовавшейся поддержкой на уровне правительства страны. В результате этого конфликта наводившая страх на профессиональный велоспорт армада за считаные месяцы превратилась в довольно скромную команду, где всё (и все) в предстоящем сезоне будет крутиться вокруг двух безоговорочных лидеров - Контадора и скандально известного казахстанца Александра Винокурова, в свое время этот велопроект и породившего.

Вместе с Брунелем команду покинул гонщицкий хребет "Астаны", целая группа мастеровитых атлетов, каждый из которых был бы способен претендовать на лидерские позиции в командах поскромнее. Ушло большинство спортивных директоров (в том числе и двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов) и значительная часть обслуживающего персонала. Причем почти все гонщики и тренеры перешли в новую велогруппу, созданную специально под легендарного Лэнса Армстронга. RadioShack - таково ее название - это хорошо известная в Северной Америке сеть по продаже бытовой техники. Раз именно туда перешла немалая часть экс-"Астаны", значит, бюджет команде выделен немалый. Так что на "Тур де Франс"-2010 она почти наверняка будет во-оружена и очень опасна.

А на "Туре"-2009 была чрезвычайно опасна "Астана". И расколота. Конфликт интересов Контадора и Армстронга прогнозировался задолго до начала гонки (если быть точнее, в тот самый момент, когда к команде присоединился "восставший с пенсии" 7-кратный чемпион "Большой петли" Армстронг). Так и произошло. По сути, возникли "команда Контадора" и "команда Армстронга". От этапа к этапу напряжение росло, журналисты постоянно сталкивали обоих лбами (своими глазами видел, как это происходило) и своего добились: "Тур" в прошлом году получился совершенно точно не пресным.

"Большая петля"-2010 едва ли получится столь же скандальной: два медведя разбрелись по разным берлогам. Да и календари обе команды составляли с тем прицелом, чтобы их лидеры до "Тура" ни в коем случае не пересекались друг с другом. Правда, однажды все-таки пересеклись - в конце марта на Корсике, где состоялся трехдневный "Международный критериум". Ни Контадор, ни Армстронг во Франции не блистали, дуэлей в прессе и на шоссе не устраивали, вели себя интеллигентно. Молодцы какие. Берегут нервы и интригу.

Едем дальше.

СОБОР В ЛЕСАХ

Когда мы говорим о том, что Альберто и Лэнс не встретятся друг с другом до июля, это означает, что оба однозначно пропустят майскую "Джиро". В принципе испанец не выступал в Италии и в прошлом году, но мы как-то об этом позабыли, потому что в 2009-м на Апеннинах блистал наш Денис Меньшов. Падал, вставал и побеждал, если кто вдруг запамятовал. Боюсь, что в этом году отсутствие Контадора с Армстронгом не пройдет для российских болельщиков незамеченным, так как тот же Меньшов защищать свой титул не собирается. В предварительном списке участников "Джиро"-2010 фамилия Дениса отсутствует, и это означает, что он вовсе не шутил, когда говорил об этом еще в начале года.

Для статуса настоящей звезды мирового велоспорта Меньшову, двукратному чемпиону "Вуэльты" и победителю "Джиро"-2009, не хватает, конечно, желтой майки "Тур де Франс". Денис это понимает не хуже нашего, отсюда и стремление бросить себя на амбразуру "Большой петли". Кататься на высшем уровне 32-летнему Меньшову осталось не так много - год-два, ну максимум три, поэтому россиянин находится, как любит повторять президент российской "Катюши" Андрей Чмиль, в положении снайпера, у которого осталась только одна пуля и нет права на ошибку. Образно, но правдиво.

В отсутствие великолепной троицы "Джиро", вторая по статусу гонка в мире, теперь напоминает знаменитый Миланский собор, вечно закрытый строительными лесами. Слава есть, зрелища нет. За кем теперь следить? За кого болеть? Других россиян, кроме Меньшова, способных бороться за победу на "Гран-туре", боюсь, в Италии не будет. Теоретически это по силам Владимиру Карпецу из "Катюши", но его почти наверняка станут раскатывать к "Туру". Се ля ви. На прошлой "Большой петле" Карпец был 12-м, на предстоящей вполне может оказаться и выше.

Болеть на "Джиро" остается разве что за "Катюшу" в целом. Команда совершенно точно не будет статистом в этой многодневке и почти наверняка возьмет свое в виде победы (или даже побед) на отдельных этапах. Как это сделали в нынешнем сезоне олимпийский чемпион Михаил Игнатьев на этапе престижной "Тиррено-Адриатико", австралиец Робби Макьюэн на "Трофее Пальма-де-Мальорка" и испанец Хоакин Родригес на "Гран-при Мигеля Индурайна".

В разговоре об основных событиях года оглядываться на "Катюшу" приходится постоянно (было бы странно, если бы было наоборот), а потому не станем более тянуть с пристальным взором на российскую команду образца 2010 года.

ТРИ "КАТЮШИ"

Первым делом уточним одну важную деталь. Так получилось, что по дорогам Европы с нынешнего сезона пылят сразу три "Катюши". Не надо пугаться, все относительно просто.

"Катюша" номер один по всем параметрам (включая, естественно, бюджет) - профессиональная команда, обладающая лицензией "Про-тура", то есть такой лицензией, которая позволяет ей автоматически получать приглашения на все самые смачные соревнования года.

"Катюша" номер два официально называется "Итера-Катюша". Это команда так называемого Континентального тура, иными словами, уровня первого дивизиона, если воспринимать "Про-тур" в качестве этакой премьер-лиги. Гонщики в "Итера-Катюше" собраны в основном молодые, команда существует первый год и является, по сути, фарм-клубом "большой" "Катюши". (Подобная практика - первая и вторая команды - давно принята в некоторых состоятельных велоклубах. Например, у голландской Rabobank, за которую выступает Меньшов, есть фарм-клуб Rabobank Continental, откуда, в частности, в первую команду перебрался перспективный россиянин Дмитрий Козончук.) У двух российских команд один и тот же генеральный спонсор, что видно из названия молодежного клуба.

Наконец, "Катюша" номер три - "Катюша Континентал", которая была создана несколько лет назад и поначалу планировалась именно как фарм-клуб "большой" "Катюши", но в реальности по тем или иным причинам осталась бедной родственницей. Бремя ее финансирования лежит на плечах Федерации велосипедного спорта России, и эти плечи в последнее время стали хрустеть и уставать. В связи с перестановками в ФВСР (в отставку подал ее глава, в апреле заканчивается срок подачи заявок будущих преемников) перспективы третьей "Катюши" выглядят не сказать чтобы очень радужно.

Ну что, запутал я вас? Извините, не нарочно.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ГРЯЗЬ

Вернемся к "Про-туру". Глобальных изменений в главной "Катюше" не произошло, но это не означает, что их нет вовсе. Зимняя селекция оказалась успешной. Было приобретено немало крепких гонщиков, двое из которых все-таки стоят особняком - это самый именитый наш гонщик на уровне сборной России Александр Колобнев (дважды вице-чемпион мира и, кажется, еще бронзовый призер Игр в Пекине - помните историю с дисквалификацией Давиде Ребеллина?) и уже упоминавшийся испанец Родригес.

Стали ли от этого шансы команды в борьбе за желтую майку "Тура" весомее? Едва ли. Колобнев - ярко выраженный однодневщик, как и два других капитана "Катюши", итальянец Филиппо Поццато и россиянин Сергей Иванов. Родригес неплохой "горняк", но сам три недели по холмам тащить лидерскую ношу точно не сможет. Таких людей в мире велоспорта вообще единицы. Впрочем, тот же Родригес вполне может помочь на "Туре" Карпецу. В конце марта Хоакин блестяще проявил себя на престижной "про-туровской" "Вуэльте Каталонии", неожиданно для многих выиграв ее общий зачет. "Заточенная" под однодневные гонки "Катюша" вдруг показала зубы на многодневке, и это радует. Тем более что российский болельщик далеко не всегда может оценить отдельно взятый успех. Победа в общем зачете любой гонки ему ближе, милее и понятнее.

Перебрасывая мостик от одной "Катюши" к другим командам, заметим, что апрель - время знаменитых весенних однодневных гонок. Которые настоящими фанатами велоспорта ценятся, поверьте, не меньше "Джиро", "Тура" и прочих вуэльт.

Первая такая "классика" (их еще иногда возвышенно называют Памятниками велоспорта) - "Милан - Сан-Ремо" - состоялась 20 марта и закончилась победой многократного чемпиона мира Оскара Фрейре из Rabobank.

В прошлое воскресенье прошел легендарный "Тур Фландрии" (возможно, самая тяжелая из всех однодневных гонок, где финишировавших почти всегда меньше, чем стартовавших), покорившийся на этот раз феноменальному Фабиану Канчелларе.

Уже завтра в пригороде Парижа будет дан старт еще одной "классике" - "Париж - Рубэ". На границе Франции и Бельгии гонщиков ждут 28 спецучастков брусчатки, по которой когда-то неспешно двигались обозы победоносной армии Наполеона.

18 апреля в Голландии состоится традиционная Amstel Gold Race (стоит ли напоминать, что ее действующим победителем является Сергей Иванов?!). Спустя три дня, 21-го числа, пройдет первая из двух "Арденнских классик" - "Флеш Валлонь", а 25-го - ее логическое продолжение: "Льеж - Бастонь - Льеж".

Голова кругом идет. Как, впрочем, и всегда, когда на дворе апрель и мужественные люди на велосипедах месят весеннюю европейскую грязь. Все только начинается!

Сергей БУТОВ