Газета Спорт-Экспресс № 58 (5231) от 19 марта 2010 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 6

19 марта 2010

19 марта 2010 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 2-й тур

21 марта. "ЗЕНИТ" - "СПАРТАК"

Спецкор "СЭ" стал свидетелем того, как комиссия РФПЛ принимала в Томске стадион к чемпионату России-2010 .

К ИЮНЮ В ТОМСКЕ БУДЕТ НЕ ПОЛЕ, А КОВЕР!

Помните громом прогремевший на старте прошлого сезона вердикт РФПЛ, лишивший "Томь" права начинать чемпионат дома? Причина - плохое качество газона. Тогда убитым горем сибирякам пришлось перебраться в Пятигорск…

И вот новый сезон. Теплее в Сибири нынешней зимой не стало - минус 40 на термометре в январе и феврале было. Вот и отправилась спешно в Томск эрфэпээловская комиссия, чтобы выяснить, насколько готов тамошний стадион к сезону. Компанию директору премьер-лиги по безопасности Александру Мейтину и кандидату наук, агроному Виктору Нечаеву составил корреспондент "СЭ".

* * *

Томский аэропорт. Пять утра. Вместе с командой прилетаем после победного матча с "Ростовом". В кромешной тьме прожектора выхватывают три десятка размахивающих клубными флагами молодых людей.

- Мо-лод-цы! Мо-лод-цы! - надрываются фанаты. Изо рта пар. Все завалено снегом. Похоже, что лета здесь и не намечается. У трио томских корейцев глаза округляются. Вот она, сибирская экзотика!

* * *

Час дня. Мороз и солнце, день чудесный! Из офиса клуба вместе с гендиректором Юрием Степановым отправляемся на объект. Вокруг поля и на секторах снег.

- Два раза уже убирали, а он все валит и валит, - вздыхает Степанов под рокот воюющих с сугробами тракторов.

Поле затянуто потемневшей от лужиц пленкой. Подогрев включен с 15 февраля. Нечаев втыкает в сыроватую, робко зеленеющую молодой травкой землю какой-то прибор. На дисплее высвечиваются "+21".

- Для глубины в 5 сантиметров даже многовато, - улыбается довольный агроном. - К следующему воскресенью должно быть еще лучше. И почему-то кивает в сторону рекламы, на которой две развеселые девицы прижимают к роскошным грудям футбольные мячи.

- Стараемся, - заметно веселеет Степанов. - Да у нас и в прошлом году газон не хуже был. Но, заметив, как вздрогнул Мейтин, тут же меняет тему. - Вот теперь и скажите, как в таких условиях можно переходить на систему "осень - весна"?

- Может, если синтетику постелить, дело пойдет, - предполагает автор этих строк.

- Я против синтетики, - горячится Нечаев. - Весь мир играет на траве! Вот в Англии, на "Уэмбли", к примеру.

- Им бы нашу зиму, разом бы искуственное поле постелили! - замечает Степанов. - Так что нам все равно это делать придется. Хотя живая травка, конечно, лучше.

- А вы знаете, почему помер Мичурин? - вдруг вклинивается в разговор сопровождавший нас сотрудник томского клуба. И сам же отвечает: - С клубники упал!

Все смеются и смотрят на Мейтина.

- Для этого времени года газон годится, - произносит долгожданные слова Александр Аркадьевич. - Но об искусственном покрытии все равно подумать стоит.

- На неделе, если солнышко пригреет, пленку откроем. Поляну подсушим. Заодно и трава примется, - заверяет клубный мастер по полю. - Опыт имеется. Приезжайте к нам в июне - ковер будет! В прошлом году, в ноябре, когда с "Ростовом" сезон заканчивали, у гостей к газону вообще претензий не было. Кстати, в это время на "Петровском" поле хуже нашего было. Сами зенитовцы об этом говорили.

- Оно и сейчас не ахти, - кивает Нечаев. - Местный агроном просто стонет. А говорят, в Питере специалист по газонам из Голландии за пять тысяч зеленых консультирует! Только трава зеленее не становится. Но к 20 марта поле должно подойти.

На том дискуссия и заканчивается. Тема - играть или не играть "Томи" 22-го дома с чемпионом страны - похоже, закрыта. Так что семена, пленка и электроподогрев, которые обошлись клубу в миллион рублей, были потрачены не зря.

* * *

Следующий этап - проверка готовности системы видеонаблюдения.

- За 18 сезонов у нас болельщики ни одного кресла не сломали, - с гордостью информирует Степанов по дороге к штабу милиции, который располагается на западной трибуне. - Если сиденья выходят из строя, закупаем в Ижевске по 170 рублей за штуку. У Батуриной в Москве кресла по 250. Да и до Удмуртии нам на пару тысяч километров ближе. Экономия!

- Вот, знакомьтесь, - кивает Мейтину в штабе на компьютерную установку начальник службы безопасности "Томи" Нодар Джемилов.

- Камеры все охватывают? Мертвых зон нет? - строго спрашивает Мейтин.

- Обзор максимальный, - рапортует его собеседник. И командует помощнику: - Вова, покажи.

Вспыхивает расчерченный на клетки экран монитора. Весь стадион - как на ладони.

- Камеры все пишут круглосуточно, - докладывает Вова. - Если нужно будет вернуть события, информацию получим.

Мейтин чертит на листе схему того, как должны покрывать обзор камеры наблюдения, чтобы не было мертвых зон…

В шапке и полушубке, с метлой в руках, на трибуне появляется какой-то мужик.

- Сфотографируйте его, - просит директор РФПЛ по безопасности.

- Да это Димка наш! - объясняет сопровождающий нас Валера в ондатровой шапке. - У нас с фотографированием все в порядке. Можем хоть фотосалон открывать и людей во время матча по заказу снимать.

В подтверждение получаем готовую картинку. Выясняется, однако, что не все входы на стадион фиксируются камерами.

- Непорядок, - говорит Мейтин. И что-то помечает в акте приема системы видеонаблюдения.

- Здесь у нас везде охрана, - успокаивает Вова.

- Нужно в ближайшее время поставить камеры еще у комнаты делегата, судейской и раздевалок, - распоряжается Мейтин. - Тогда и получите необходимый сертификат. А пока используйте все 12 камер с двумя блуждающими.

- Сделаем, - заверяет Степанов. - Давай, Вова, мне завтра смету на стол. Будем закупать.

В кабинете Степанова директор РФПЛ по безопасности подводит итоги инспекции: "Поле в удовлетворительном состоянии. Играть можно. Надо установить камеры на всех входах на стадион. Заменить блуждающие камеры на другие, с высоким разрешением, позволяющие идентифицировать нарушителя в любой точке".

Дело сделано. С картины на стене на нас устало смотрят репинские бурлаки, которые тащат тяжеленную баржу. Кажется, что на ее борту надпись - "Томь".

* * *

В пять по местному через спящий Томск мчимся с Мейтиным в аэропорт. Народ досматривает сон, как в понедельник родная команда победит "Рубин".

В "боинге" встречаем Нечаева. В салоне первого класса. Видно, нынче и впрямь агрономы в российском футболе в цене.

Александр ЛЬВОВ

Ростов - Томск - Москва