Газета Спорт-Экспресс № 32 (5205) от 15 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

15 февраля 2010

15 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER-2010

САНИ

Когда вы откроете этот номер "СЭ", итоги турнира саночников уже будут известны. А перед решающим днем Альберт Демченко, которого многие считали фаворитом Олимпиады-2010, занимал лишь четвертое место. Расклад сил кардинально изменился после того, как стартовая эстакада мужчин-одиночников в интересах безопасности была перенесена на два виража вниз.

С НИЗКОГО СТАРТА

Сергей БУТОВ

из Уистлера

Российскому санному спорту в целом и Альберту Демченко в частности не повезло в субботу трижды. К тому что мужчины-одиночники будут стартовать не с мужской эстакады, расположенной на самом верху, а с женской, что двумя виражами ниже, морально были готовы все. После трагического инцидента с Нодаром Кумариташвили руководство Международной федерации санного спорта (FIL) просто не могло не отреагировать на случившееся, оставив все как есть. В этой ситуации перенос стартовой эстакады являлся самым очевидным и логичным шагом, на который можно было безболезненно пойти.

То, что при этом первым пострадает Альберт Демченко, специалистам было ясно изначально. Дело в том, что Альберт едва ли не самый тяжелый саночник олимпийского турнира (его вес - 103 кг), а спортсмены с такой массой могут очень здорово проявить себя как раз на длинных скоростных трассах. Трек в Уистлере подходил габаритному Демченко идеально: за счет массы тела он мог как следует раскатиться на нижнем участке трассы, компенсировав тем самым свой традиционно слабый разгон.

Ранним утром субботы в ходе пресс-конференции двух первых лиц FIL решение о переносе эстакады было озвучено не в кулуарах, а публично, и это означало, что для саночников началась совсем другая Олимпиада. В любой иной ситуации это решение наверняка вызвало бы грандиозный скандал. Такой, как если бы организаторы олимпийского хоккейного турнира за несколько часов до первого вбрасывания вдруг объявили: играть будем в коробках не маленьких, НХЛовских размеров, а в больших, европейских! Да таких организаторов разорвали бы на части сами игроки!

Но трагедия с Кумариташвили предоставила FIL карт-бланш на принятие каких угодно решений. Вряд ли в мире санного спорта остался хотя бы один человек, не принявший произошедшее близко к сердцу. На эту тему мы долго разговаривали в смешанной зоне со Станиславом Михеевым, будущим участником олимпийского турнира мужчин-двоек в составе российской сборной. И он признался, что все ребята испытывают боль и сострадание.

Невезение номер два - погода. Целый день в Уистлере и близлежащих окрестностях шел дождь со снегом, и настроения никому из российских тренеров это не добавило. Главный тренер сборной России Валерий Силаков признался, что согласился бы на любые погодные условия, но только не на дождь.

К осадкам добавилось невезение номер три - жеребьевка. Она определила Демченко стартовать в десятке сильнейших последним. В то время как все основные соперники Альберта успели проскочить в первом заезде посуху, самому Демченко пришлось уходить на трассу в тот момент, когда желоб трассы успело основательно залить водой. Что льду, понятно, скоростных качеств не добавило.

Все были так увлечены предстоящим противостоянием Демченко с двукратным олимпийским чемпионом итальянцем Армином Цоггелером, что совершенно забыли о сильнейших спортсменах самой саночной нации в мире - немцах Феликсе Лохе и Давиде Меллере. Оба такого пренебрежения явно не заслуживали. Скорректированный изменением регламента гонки расклад сил стал отчетливо просматриваться уже во время утренних тренировочных заездов, предварявших официальные соревнования. Потому что оба немца громко напомнили о себе.

Вместо ожидавшейся схватки Демченко и Цоггелера за золото оба с ходу оказались в положении догоняющих. Причем валить все на невезение тоже было бы неправильно. Во-первых, слабость россиянина и итальянца в разгоне остается только их проблемой. Во-вторых, как Демченко, так и Цоггелер в первый день были на трассе совершенно не похожи на самих себя. Обычно без оглядки рискующий Демченко в первом заезде осторожничал, страховался, а в результате приехал на финиш с гигантским для санного спорта отставанием от лидера Лоха - почти в полсекунды. Такое преимущество чаще всего отделяет победителя от спортсмена, занявшего место в конце второй десятки, но в данном случае Альберт откатился на вовсе не безнадежную пятую позицию. С которой после второй попытки перебрался еще на строчку выше.

В-третьих, Демченко и Цоггелер, как мне показалось, раньше времени приготовились к поражению. Оба, разумеется, не могли не понимать, чем для них чревато снижение стартовой эстакады, и сложилось полное впечатление, что само это понимание обоих серьезно деморализовало.

После второй попытки Цоггелер, расположившийся на третьей позиции, промчался по смешанной зоне мрачнее тучи. Демченко был более любезен, но от того, что он сказал в протянутые диктофоны, у репортеров чуть не вылезли глаза из орбит. Отвечая на довольно-таки протокольный (особенно для спортсмена, находящегося в шаге от призовой тройки) вопрос: "Как вы оценили бы свои шансы на медаль после первого соревновательного дня?", Демченко огорошил: "Я бы сказал, что они равны нулю".

Неужели это белый флаг? Или таким вот - почти скандальным - способом, признав свою неконкурентоспособность, россиянин решил сбросить с себя психологический груз, который явно мешал ему показать все, на что он способен и к чему готовился все эти четыре года?

Правильный ответ вам уже известен. Нам же здесь, в Уистлере, остается лишь гадать, что принесут две заключительные попытки.