Газета Спорт-Экспресс № 32 (5205) от 15 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

16 февраля 2010

16 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER-2010

ХОККЕЙ

Вчера сборная России провела свою последнюю тренировку перед приездом на Игры энхаэловцев

Вячеслав БЫКОВ: "ОВЕЧКИН И МАЛКИН НА ЛЬДУ СОВМЕСТИМЫ"

Игорь РАБИНЕР

из Ванкувера

"А как же буллиты, товарищ тренер? Справедливая игра где?" Эта фраза защитника магнитогорского "Металлурга" Виталия Атюшова во время вечерней тренировки в субботу, по-моему, исчерпывающе говорит об обстановке в сборной России. Вроде бы человеку неизбежно уезжать через день-два, а он, как и остальные, работает на совесть и шутками-прибаутками пробавляется. Такой, например: "Нормально работаем: последний на лед - первый со льда". И Вячеслав Быков с Игорем Захаркиным провожали команду в раздевалку здоровым смехом.

Последняя тренировка без энхаэловцев, кстати, предъявила нам новые сочетания игроков. В синих свитерах работала старая казанская тройка - Зарипов, Зиновьев и Морозов, а в черные облачились Козлов, Федоров и Радулов (это звено после замены Михнова на Радулова, помнится, здорово смотрелось в третьем периоде последнего матча Кубка Первого канала с чехами). Выходит, тренерский штаб пошел по пути создания двух полных троек из КХЛ и двух - из НХЛ? Узнаем в восемь утра среды по московскому времени, когда россияне выйдут на первый матч Олимпиады-2010 против Латвии.

А за час до последней "доэнхаэловской" тренировки я беседовал с главным тренером сборной России. В громадном помещении, именуемом раздевалкой первого катка арены "8 rinks", неисчислимое количество комнат, и, пока игроки готовились к занятию, Вячеслав Быков делился со спецкором "СЭ" своими взглядами на олимпийскую сборную Ванкувера и так или иначе связанные с нею вопросы российского хоккея.

ЗА ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ГОДА - НИ ОДНОГО РАЗОЧАРОВАНИЯ

- Можете кратко сформулировать философию олимпийской сборной России-2010 и ее тренерского штаба?

- Кратко? Желание выиграть Олимпийские игры. А все остальное - производное от этого.

- Канадские журналисты рассуждали: как такому созвездию, которое собралось в российской команде, хватит одной шайбы на всех - там каждому по шайбе надо! В шутливую форму была обернута серьезная проблема - как из команды звезд сделать команду-звезду?

- Мы с этими ребятами работаем уже четвертый год. И не сомневаемся: те требования, которые предъявляются игрокам сборной России, впитаны ими полностью. Они прекрасно знают, что командный интерес всегда будет стоять выше личного. И, приезжая в сборную, ясно представляют, что нужно играть на команду, создавать правильную атмосферу. Которая заключается в том, что выиграть может только команда, а не отдельные игроки.

- То есть у вас есть полная уверенность в том, что даже в самые тяжелые моменты наши хоккеисты не собьются на индивидуальную игру, стремясь спасти Россию поодиночке?

- Да.

- Сыграло ли роль при выборе состава то, что 16 игроков из 23 - золотые медалисты Квебека, люди, знающие, как обыгрывать Канаду в Канаде?

- И это тоже. Но неслучаен был и расширенный список из 50 игроков, опубликованный нами осенью. Мы с этими хоккеистами работали, знаем их, и наш выбор выпал на тех, с кем мы знакомы и в ком уверены.

- В декабре, после одного из поражений "Салавата", вы заметили, что игрокам, дабы не заноситься, надо чаще бывать в детдомах, на заводах, видеть, как живут обычные люди. Убеждены, что эта сборная не оторвана от реалий, понимает и чувствует свою страну?

- Абсолютно убежден. Это истинные патриоты своей страны. И они прекрасно знают цену победы и труда, который для этой победы надо приложить.

- Они сильно отличаются от поколения игроков 90-х?

- Не могу сравнивать, потому что за сборную играл только в первой половине того десятилетия, а в России тогда не выступал вообще. Там тоже были амбициозные ребята, которые жаждали показать себя. Просто ситуации были немножко разными с сегодняшней. Но что объединяет два поколения - желание побеждать.

- А по игровым качествам можете сравнить поколение Овечкина, Малкина и Ковальчука с поколением Могильного, Федорова и Буре?

- Не думаю, что правильно сравнивать поколения. Это было разное время, разный хоккей. Каждое по-своему интересно, в каждом были и есть свои лидеры, цели, мечты. Неуместно говорить, какое лучше, какое хуже. Это неверный подход.

- Владимир Крикунов сетовал: "Как с ними работать, если они наполовину американцы?" Поделитесь рецептом, как сделать так, чтобы миллионеры-энхаэловцы думали о своей стране.

- Считаю, что они истинные патриоты и настоящие россияне. Эти ребята приходят в команду, чтобы защищать цвета своего флага, представлять интересы нашей родины, и отдаются этому до конца. За три с половиной года моей работы у меня только положительные впечатления от работы с ними. Ни одного разочарования.

ЗНАРОК И Я - ЗЕМЛЯКИ И ДРУЗЬЯ

- Чего вы сейчас боитесь или опасаетесь?

- Опасений нет. Единственное, за что переживаю, - чтобы травмы обходили стороной. Конечно, хоккея без травм не бывает, но пускай они будут легкими, не влияющими на здоровье игроков и не выбивающими их из строя. Только это.

На всех чемпионатах мира, когда я работал со сборной, многие наши хоккеисты выходили на лед, несмотря на повреждения. Они знают, что хоккей - контактный вид спорта, и готовы к тому, чтобы проявлять спортивный героизм.

- Выбор Алексея Морозова знаменосцем накладывает на вас и хоккейную команду особую ответственность?

- Не думаю. Ответственность и так уже высока. То, что Алексей нес знамя российской сборной, говорит об уважении к хоккею в стране. Мы просто гордимся тем, что выбор пал на одного из наших ребят.

- Скажите честно: вас просили, чтобы вся хоккейная сборная участвовала в церемонии открытия Игр?

- Нет, такого вопроса не стояло, причем не только сейчас - никогда. Это моя третья Олимпиада (в 88-м и 92-м Быков завоевал золото в качестве игрока. - Прим. И.Р.), и у нас такого не было ни разу.

- Главный тренер сборной США Рон Уилсон сказал по поводу совмещения своей работы с "Торонто": мол, раньше пару часов в день смотрел фильмы, а теперь тратит их на сборную. А сколько времени в сутки, работая в "Салавате", тратили на национальную команду вы?

- У нас с Игорем Захаркиным нет какого-то четкого разграничения на клуб и сборную. При этом существуют два штаба, работающие независимо друг от друга. Есть "видеотренер", который по нашим рекомендациям собирает материал, обрабатывает его и в сжатой форме предоставляет нам. Поэтому все зависит от организации труда.

- Насколько тщательно вы готовились к той же Латвии? Уделяли ли особое внимание рижскому "Динамо"?

- Безусловно. И не только к Латвии - у нас на каждого соперника есть досье.

- А систему, по которой играет ХК МВД - команда тренера латвийцев Олега Знарка, - разбирали?

- Безусловно.

- Вы говорили мне, что у вас со Знарком теплые отношения.

- Да, мы хорошие друзья. Оба родились в Челябинске и знаем друг друга очень давно.

КОВАЛЕВ ПО-ПРЕЖНЕМУ В НАШЕМ РЕЗЕРВЕ

- В Канаде вокруг объявления состава олимпийской сборной устроили целое шоу - национальный телеэфир на двух языках, целый консорциум телеканалов, радио и сайтов... Почему у нас все ограничилось сообщением на сайте ФХР?

- Каждый выбирает свой путь. Мы предпочли этот, не сочтя нужным делать из этого на данный момент какое-то шоу. Придерживаемся мнения, что главное нас ждет впереди и сейчас праздновать или устраивать вокруг этого лишний шум не следует. Это не соответствует нашей философии и жизненной позиции.

- Вашим подопечным по Уфе - Прошкину, Еременко, Твердовскому - сложно было сказать, что они не в составе?

- Любому человеку это сложно сказать. Но это наша обязанность - выбирать. С другой стороны, когда мы предложили им поехать в качестве запасных на случай травм или каких-то других непредвиденных обстоятельств, ответ был незамедлительный - "да". И это говорит о многом.

- Поначалу в числе запасных фигурировал Ковалев...

- Он до сих пор находится в нашем поле зрения. И в случае необходимости, думаю, Алексей с удовольствием приедет.

- Он первый на очереди среди крайних форвардов - ведь здесь с вами из нападающих находится только центральный, Терещенко?

- Я не буду говорить об очереди. Все игроки, которые находятся в списке 50-ти, для этого и были названы.

- Когда после молодежного чемпионата мира я увидел заявление Владимира Плющева в адрес Никиты Филатова и вообще игроков, то на контрасте понял, насколько большой путь пройден первой командой в смысле цивилизованности отношений. Вас вся эта ситуация покоробила - с учетом того, что подобные вещи влияют на отношение игроков к будущим выступлениям за национальную сборную?

- (Долгая пауза.) Это две разные сборные, и я не хотел бы смешивать одно и другое. В любом случае, если игрок будет отвечать требованиям национальной команды, мы предложим ему принять участие в тех или иных матчах или турнирах. А согласиться или отказаться - его право.

- Должна ли, по-вашему, согласовываться кандидатура тренера молодежной сборной с тренером первой - для формирования некой вертикали, работающей по одной методике?

- Не думаю. По поводу структуры и организации работы сборных - это, скорее всего, вопрос не ко мне, а к ФХР и ее исполкому. Во время отчетно-выборной конференции были сделаны очень интересные предложения, в частности со стороны Бориса Александровича Майорова. Впрочем, не думаю, что я должен их озвучивать.

ИЗ ИСТОРИИ С ЗУБОВЫМ УРОК ИЗВЛЕЧЕМ

- Удалось ли сохранить вокруг сборной позитивную ауру в стране, к чему вы призывали?

- Мы стараемся и будем всегда добиваться, чтобы позитив и конструктивная атмосфера были как внутри, так и вокруг национальной команды. И никогда не должны забывать, что болельщик - это наш седьмой игрок на льду. Даже сейчас, в Канаде, потому что и здесь мы чувствуем поддержку всей России. Та энергетика, те флюиды, которые они нам посылают со своей поддержкой, нам необходимы. Мы не разделяем две этих вещи - "внутри" и "вокруг". Потому что эта команда принадлежит не мне или кому-то еще, а всей нашей стране.

- Истории с Сергеем Зубовым и Бэрри Смитом эту ауру никак не подпортят?

- Безусловно, нет. Это рабочие моменты, которые иногда возникают в силу ряда обстоятельств - недопонимания, отсутствия общения. Не думаю, что эти моменты смогут очернить или бросить тень на жизнь команды. Мы во всем уже разобрались.

- Вас это из равновесия не вывело?

- Вообще нет. Да, это непростая ситуация. Сложно пройти весь путь без шероховатостей. Как и в каждом матче - бывают моменты, когда не все складывается так, как хотелось бы. Но все уже нормально.

- Зубов был раздосадован на то, что с сообщением о включении в запас ему позвонил администратор. Вы извлечете урок из этой истории, в будущем станете учитывать эти моменты?

- Безусловно. Но не думаю, что сейчас нужно ворошить то, что произошло.

- Олимпиада - это оголенные нервы. Вы чувствуете это? Кое-кто считает, что ваш публичный ответ Смиту на заявление, о котором мало кто знал, как раз и свидетельствует о нарастающем предолимпийском напряжении.

- Пока мы находимся в тренировочном лагере и этого напряжения особо не чувствуем. Когда переедем в Олимпийскую деревню, возможно, ощутим что-то более серьезное и интересное. Хотя сегодня съездили в деревню и посмотрели на условия, в которых будем жить. Остались довольны. Все уже живет и кипит Олимпиадой. Это будет хороший праздник для спортсменов, и надеюсь, что и наши ребята поучаствуют в этом празднике. С пользой.

- Как-то вы сказали моему коллеге по "СЭ" Игорю Ларину, что мы, журналисты, слишком много внимания уделяем одному-двум игрокам, тогда как некоторых, таких как Павел Дацюк, незаслуженно обделяем. Откуда такая забота о хоккеисте, с которым вы ни на одном турнире еще не работали?

- Мы стараемся чувствовать игроков, "видеть" их. Всех изучаем - как человек ведет себя с журналистами, какие интервью дает, что говорит в тех или иных ситуациях. По этому тоже можно судить о хоккеистах. И иногда бросается в глаза, что тому или иному достойному игроку должной прессы недостает. И о Паше Дацюке, и о ряде других можно сказать одно: сильнейшие игроки на данный момент играют в НХЛ. И, естественно, к нашим ведущим энхаэловцам приковано большое внимание - ведь они делают в своих клубах результат.

Что импонирует: когда ребята приходят сюда, они сами говорят, что у нас - команда. Это не имеет цены. Они прекрасно понимают, что есть и другие ребята, которым, может быть, не уделяется столько внимания в СМИ, но они тоже выполняют необходимую команде работу, которая дает результат. И в том числе прославляет других.

ЗАПРЕТОВ ДЛЯ ИГРОКОВ НЕ БУДЕТ

- То, что в Северной Америке сейчас настоящая истерия по поводу Александра Овечкина, хорошо или плохо для команды? Сам-то он, похоже, к этой роли вполне адаптировался.

- Да, Саша в такой ситуации чувствует себя как рыба в воде. И это здорово. А откладывает отпечаток или нет... Больше внимания будет к нашей сборной. Это тоже хорошо!

- Когда он пошел в шлепанцах на прием в Кремль после золота Квебека, вы ему хотя бы чуть-чуть попеняли?

- Нет. Ситуация, в которой мы оказались, не позволяла быть одетыми по-другому. И понимание со стороны руководства было. Это не знак неуважения, а исключительно следствие тех обстоятельств, в которых мы оказались.

- Двух суперзвезд, Овечкина и Малкина, можно совместить в одном звене?

- Конечно.

- Захаркин рассказал о комнате психологической реабилитации, которая будет в деревне, - с посланиями детей, любимыми фильмами и музыкой игроков. А вы лично знаете, как зовут жен и детей игроков, об их проблемах, что они смотрят и слушают? Или тренеру это знать необязательно?

- Главное - чтобы игроки знали, что мы здесь и для этого тоже. И в случае чего они всегда могут прийти к нам с любой просьбой и проблемой: наши двери открыты. И мы всегда им поможем. А знать имена всех супруг - не думаю, что это обязательно.

- Вы уже для себя решили, кто будет капитаном? И не связаны ли сомнения с тем, как здорово играют и "Вашингтон", и Овечкин после того, как он стал носить букву "С" на груди?

- Нет. Мы определились, но есть еще кое-какие нюансы, которые должны продумать.

- В начале ноября на мой вопрос, хорошо ли вы знаете НХЛ, вы честно ответили: "Не скажу, что хорошо". Сейчас информации уже достаточно?

- Да, информацией мы не обделены. Пользуемся многими источниками, помогают нам и специалисты, и журналисты. Но называть кого-то поименно из тех, кто нам помогает, мне бы не хотелось.

- Каким будет режим для игроков на Играх? Будут ли они "закрыты" в деревне, порекомендуете ли вы им, скажем, не появляться вечерами в "Русском доме"?

- Ребята прекрасно понимают, что такое Олимпийские игры, и будут вести себя в соответствии со статусом турнира. Запрещать что-то мы не сторонники. Выбор будет за ними.

- Приедут ли ваши жена и дети? Решили ли вопрос с билетами на матчи для них, что беспокоило вас несколько месяцев назад?

- С билетами пока не решил. Но надеюсь, что решу. Они приедут в 20-х числах.

- Насколько важно для вас установить здоровые отношения с прессой во время турнира - как российской, так и канадской?

- Мы стараемся всегда идти на контакт. И я не вижу в этом направлении никаких проблем.

- И последний вопрос. К войне готовы?

- Мы уже давно готовы. Но называть это войной неправильно. В любом случае это спорт. Жесткий, иногда жестокий - но спорт. В котором иногда необходимо и воевать.