Газета Спорт-Экспресс № 131 (5008) от 19 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

20 июня 2009

20 июня 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК КОНФЕДЕРАЦИЙ-2009

На вопросы специального корреспондента "СЭ" ответил в Южной Африке бывший футболист "Динамо".

Диллон ШЕППАРД: "НА РУССКОМ КОНТРАКТ С "ДИНАМО" ОКАЗАЛСЯ НЕ ТАКИМ, КАК НА АНГЛИЙСКОМ"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Йоханнесбурга

Полузащитник, проведший сезон-2004 в составе бело-голубых, назначил встречу после прохождения очередной медицинской процедуры: извлекали какой-то штифт. Сколько же травм было у Шеппарда!

ИЛИ ИГРАЙ, ИЛИ УХОДИ

- Из России я и уехал вследствие проблем со здоровьем, - рассказал нынешний игрок клуба "Плэтинум Старз", который базируется в Рустенбурге, одном из городов, принимающих Кубок конфедераций-2009 и ЧМ-2010. - При этом расставание с "Динамо" сопровождалось неприятным разбирательством. В конце сезона, когда клуб боролся за сохранение места в премьер-лиге, я получил травму колена. Сделали операцию. Уехал в Южную Африку, восстанавливался. Когда вернулся в Москву, "Динамо" было на сборе в Испании. К тому времени оно приобрело ряд португальцев, включая способного сыграть на месте левого полузащитника Данни. Мне же потребовалась повторная операция. И меня поставили перед выбором: или играй, или уходи. Но выходить на поле с моим коленом тогда было невозможно. Я не мог бегать. Пришлось уйти. Улетел в Кейптаун и восстанавливался еще пять месяцев.

-Клуб заплатил за лечение?

- Да. Но после я был ему совершенно не нужен. Мой агент говорил, что у меня контракт на три года. В "Динамо" же сказали: "Ничего подобного: он заключен по системе "один плюс один".

-Кто был вашим агентом?

- Мой друг, южноафриканец. Он потом обнаружил, что документ на русском составили иначе, чем на английском. Я хотел обратиться в ФИФА, но отказался от этой мысли, так как пришлось бы потратить огромные деньги, в том числе на перелеты в Швейцарию и обратно. Лишь спустя полгода отправился в "Паниониос". Но он сражался в греческой лиге за выживание. Мне же хотелось играть в сборной, в которую на протяжении четырех лет, пока находился в России и Греции да лечился, меня не вызывали (Шеппард до приезда в Россию пропустил из-за тяжелой травмы полтора года. - Прим. "СЭ"). Возвратился на родину - в "Мамелоди Сандаунз". Это был удачный шаг. Стал постоянно играть, выиграл с клубом два чемпионата страны, Карлос Алберту Паррейра вернул меня в сборную. А в ноябре 2007 года сломал ногу и опять надолго остался без футбола. Не играл десять месяцев. Наконец в начале этого года принял приглашение "Плэтинум Старз". Очень уж заманчивое предложение сделали: пятилетний контракт, а потом работа в клубе. Обещали командировать в Англию для получения тренерской лицензии УЕФА. Возможно, уже в будущем году начну учиться. Приходится думать и о будущем, мне уже тридцать.

-С чем связано такое обилие неприятностей в вашей карьере? Бьетесь на поле, не жалея себя?

- Нет, просто не везло. В футболе случается такое. С другой стороны, справляясь с бедами, становишься сильнее.

КОШМАРНЫЕ ПОЛГОДА РАБОТЫ С ГЖЕБИКОМ

-Российский период стал для вас хорошим жизненным университетом, как отзывался о времени, проведенном в нашей стране, ваш бывший партнер Мартин Гашек?

- "Динамо" было для меня хорошей семьей, но мне там приходилось тяжело. Первые полгода я совсем не играл. Ведь командой руководил тренер из Чехии. Как его там?

-Ярослав Гжебик. При нем (кладу перед южноафриканцем распечатку с интернет-сайта РФПЛ. - Прим. "СЭ") вы в матчах с "Ротором" и "Зенитом" на замену выходили.

- С "Зенитом", помню, на считаные минуты. Полгода с Гжебиком стали для меня настоящим кошмаром. Ведь он привел чешских футболистов, в том числе Збончака, который играл на моей позиции и должен был выходить на поле в любом случае. А со мной Гжебик никогда не говорил, даже не смотрел в мою сторону. Он, собственно, и английского не знал, как, впрочем, и русского. Никто не понимал, чего он хочет. Тренировки проходили монотонно. Они всем не нравилось, кроме чехов.

- Гашек после увольнения Гжебика сказал в интервью нашей газете, что этот тренер был плохим для тех, кто не хотел работать.

- Еще бы Гашеку не нравился Гжебик?! Постоянно играл в свои 34 года. Но когда проиграли 5 или 6 матчей подряд (в семи турах было шесть поражений и ничья. - Прим. "СЭ"), наконец произошла смена главного тренера.

-Как складывались отношения с Виктором Бондаренко и Олегом Романцевым?

- При Бондаренко я сразу попал в стартовый состав. "Динамо" победило "Аланию", а потом хорошо играло с "Локомотивом". Вели 1:0, но, увы, пропустили два гола. Потом на мою позицию купили белоруса, который играл в Турции.

-Максима Ромащенко.

- Вот-вот. В любом случае благодарен Бондаренко. Что касается Романцева, его, похоже, воспринимали как бога. Он обещал подробно поговорить со мной, но у меня сломалось колено, и беседа так и не состоялась. Затем в команду влились португальцы, которым, правда, как и мне, требовалось время на адаптацию. Мне показалось, на Романцева оказывалось давление. Жаль, что у меня не было шанса показать в России, чего я в действительности стою. Первый сезон всегда трудный, но дела могли сложиться и лучше.

-С кем-то из партнеров по "Динамо" поддерживаете контакты?

- Нет. Хотя тогда у меня были приятельские отношения с Булыкиным, Корчагиным, Менди, Гьяном. Где они сейчас?

ПЛАТИНОВЫЙ ВОЖДЬ ПОКА НА ФУТБОЛ НЕ ХОДИТ

-У вашего нынешнего клуба "Плэтинум Старз" хорошие, по меркам ЮАР, финансовые возможности. Почему в национальном чемпионате он не блистал и занял лишь 13-е место?

- Как бы то ни было, амбиции велики. Надеюсь, положение изменится. Сейчас взяли нового тренера, избавились от многих игроков. Многое зависит от того, кого приобретут.

-У клуба своеобразная ситуация - он принадлежит народу бафокенг, то есть, по сути, племени (выиграв в 1999 году судебный процесс, эта этническая группа получила право на 22 процента доходов от добываемой на его исторической территории платины. - Прим. "СЭ"). Кто же руководит клубом? Вождь?

- Его мы пока ни разу не видели. На матчи он не ходит, хотя, может, и смотрит по телевизору. У клуба же есть правление во главе с председателем.

-В нем люди из племенной иерархии?

- Да. Сначала народ бафокенг выступал в роли спонсора, два года назад приобрел контрольный пакет акций, а с начала этого владеет клубом полностью. Хозяева рассматривают его как капиталовложение и говорят, что в следующем сезоне их участие в делах будет активнее. Пока же возле Рустенбурга за 100 миллионов рандов (12,5 миллиона долларов. - Прим. "СЭ") построен отличный современный спорткомплекс с пятизвездным отелем, в который команда заезжает за день до матча. Он расположен на полпути из города в игорно-развлекательный центр Сан-Сити, до которого из Рустенбурга 44 километра. Предполагаю, что какая-нибудь сборная выберет комплекс как базу на период ЧМ-2010.

-А что за город 400-тысячный Рустенбург?

- Жизнь в нем, конечно, спокойнее, чем в Йоханнесбурге. Но для меня главное, что рядом семья и есть все возможности для занятий футболом.

-Что думаете об организационных возможностях ЮАР в свете предстоящего мирового первенства?

- Уверен, что страна способна его провести. Сумела же она принять мировые чемпионаты по регби и крикету. Привлекут, в частности, дополнительные силы для обеспечения безопасности. Некоторые говорят: мол, средства было бы лучше потратить на строительство жилья, борьбу с нищетой, но ведь организация чемпионата создает дополнительные рабочие места, что очень важно.

-Не потеряли надежду сыграть на этом турнире?

- Нет. Если буду готов, на меня могут обратить внимание. Я постоянно выступал за сборную при Карлуше Кейроше, которому очень признателен за то, что он разглядел мой потенциал. Увы, перед ЧМ-2002 команду возглавил другой тренер (Джомо Соно. - Прим. "СЭ"). Потом меня вызывали и Стюарт Бакстер, и Паррейра.