Газета Спорт-Экспресс № 283 (4863) от 12 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

12 декабря 2008

12 декабря 2008 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

КУБОК МИРА

НУЖНО ВЫВЕСТИ "ФОРМУЛУ СКОРОСТИ"

Сегодня в Австрии стартует очередной этап Кубка мира. Специальный корреспондент "СЭ" посвятил свой первый репортаж наиболее злободневной теме - новым четверкам производства компании Wimmer Carbontechnik. Увы, они пока далеки от тех скоростей, на которые надеялись как сами конструкторы, так и заказчик - то есть сборная России.

Сергей БУТОВ

из Иглса

В прошлом году для российской сборной, по сути, закончилась "зингеровская" эпоха. От немецких конструкторов братьев Зингер, во многом благодаря которым (не стоит об этом забывать) Александр Зубков стал серебряным призером Турина-2006, российская сборная перешла к их соотечественникам - компании Wimmer. Переход этот был обусловлен не столько обострившимися личными отношениями с братьями Зингер, сколько тем, что в бобслее не принято стоять на месте с точки зрения технологий. Четырехлетний олимпийский цикл для вида спорта, в котором судьбу медалей решают сотые (!) доли секунды, - срок громадный. Потому-то и необходимы новые боевые машины.

Обновление нашего "автопарка" в Wimmer решили начать с двоек - пожалуй, наименее сложных с конструкторской точки зрения машин. Результаты этого обновления (а сегодня у россиян таких машин уже четыре) достаточно позитивные. Сдвинулось наконец дело в этой дисциплине у Евгения Попова, который до этого двойку, мягко говоря, недолюбливал. На двух этапах нынешнего сезона Попов в паре с молодым Сергеем Прудниковым дважды попадал в шестерку сильнейших. У Зубкова также все шло здорово, правда, до тех пор пока в конце сезона Александр не разбил свою двойку в ходе тестирования на будущей олимпийской трассе в Ванкувере. Машину удалось привести в порядок, однако результаты, как ни крути, пошли под гору. И в этот непростой момент Зубков еще лишился давнего разгоняющего Алексея Воеводы.

С четверками ситуация еще запутанней. "Зингеровскую" машину Попова пришлось списать за сроком годности (таким образом, Евгений фактически остался без машины). Боб Зубкова остался в строю, однако срок его годности неумолимо подходит к концу. Учитывая, что именно с четверками мы связываем основные надежды на чемпионате мира-2009 в Лейк-Плэсиде и Ванкувере-2010, очень кстати оказалось завершение работ над двумя новыми четверками от Wimmer. После того как новый механик российской сборной швейцарец Урс Мозер проработал с ними какое-то время, во время сбора в Кенигзее Зубков впервые посидел за рулем новой четверки.

- Машина смотрелась неплохо, - рассказал Зубков. - Когда мы ее тестировали в Кенигзее, у "зингера" было преимущество, но небольшое. Однако когда перед стартовым этапом Кубка мира в Винтерберге мы провели еще одну контрольную тренировку, выяснилось, что "виммер" уступает по скорости "зингеру" порядка полсекунды. Это очень много!

Полсекунды в бобслее - гигантская пропасть. Тренеры оказались в непростой ситуации. Очевидно, что нужно было продолжать тестирование четверки не на тренировках, а именно в соревновательных условиях. С другой стороны, садиться Зубкову за ее руль на этапе Кубка мира, значит, обречь себя на борьбу за место во втором десятке. Здесь-то и возник вариант с Поповым в качестве тест-пилота. Дело даже не в том, что у Евгения нет своей машины (этот вопрос можно было решить), а скорее в том, что его огромный опыт позволял рассчитывать на то, что "формула скорости" будет найдена в кратчайшие сроки. А параллельно с Поповым машину продолжил обкатывать на этапах Кубка Европы Дмитрий Абрамович.

- Наверху машина скорость еще держит, - рассказал Абрамович. - А вот внизу очень быстро ее теряет. Если на разгоне мы выигрывали у экипажей 20 соток, то на финише вместо троекратного преимущества, как это в принципе и должно быть, расходились в сотках. Что же касается устройства самого боба, то мне очень понравилось рулевое управление.

- Каждый чувствует машину по-разному, - подчеркнул Зубков. - По моим ощущениям, как раз внизу машина ведет себя хорошо, а основное отставание происходит на верхних участках трассы. Рулевое действительно гораздо современнее, чему "зингера", - намного чувствительнее к действиям пилота. Одного касания достаточно, чтобы направить машину по нужной траектории. Сразу обратил на себя внимание новый дизайн, устройство задних ручек. На "зингерах" их можно было закрыть вручную, если что-то не срабатывало. На "виммере" этот процесс автоматизирован, поэтому если произошел сбой, закрыть ручки разгоняющим не получится. А это большая потеря времени на трассе.

Две серебряные медали, которые Зубков и его экипаж завоевали на стартовых этапах Кубка мира, свидетельствуют о том, что "зингеровская" четверка позволяет вести борьбу за призовые места. Но за победу - уже едва ли.

- Единственная возможность удержаться в тройке призеров, выступая на "зингере", - показывать быстрый разгон, - считает Зубков. - Нам сейчас это удается, парни (Роман Орешников, Дмитрий Труненков и Дмитрий Степушкин. - Прим. С.Б.) готовы очень хорошо. Но стоит пилоту допустить малейшую ошибку, и изменить что-либо уже нельзя.

Зубков планировал покататься на четверке в ходе тренировочной недели перед этапом в Иглсе. Но вместо этого машина была отправлена на завод Wimmer под городом Розенхаймом, что примерно в 150 км от Иглса. В среду вечером боб забрали оттуда разгоняющие Алексей Селиверстов и Алексей Андрюнин. По словам Мозера, все, что можно было сделать за один день, немцы сделали. Оставалось дождаться результатов вчерашних тренировок. Они показали, что механики, похоже, встали на правильный путь. Отставание Попова от Зубкова, тренировавшегося на "зингере", составило всего 0,25. Это тоже очень много, но примерно в два раза меньше, чем было. По словам Мозера, на сегодняшний день машина выдает лишь 70 процентов своего потенциала.

Тревогу спортсменов и тренеров по поводу новых машин легко понять, если учесть, что только в разработку технологий перед этим сезоном президент Российской федерации бобслея Никита Музыря вложил около 400 тысяч евро. Примерно в такую же сумму обошлись ей непосредственно корпуса бобов, а также многочисленные комплекты полозьев. Но никакой паники в связи с этим, разумеется, нет.

- Немцы год назад вложили порядка миллиона евро в разработку новой четверки, которая, к слову, так и не поехала, - заметил вице-президент отечественной федерации Владимир Мысев.

- У нас действительно нет сомнений в том, что мы сделали правильный выбор в отношении "Виммера", - сказал главный тренер сборной России Владимир Любовицкий. - В конце концов, эта компания производит кокпиты для болидов "Формулы-1", что является, на мой взгляд, вершиной инженерной мысли. Поэтому бобы должны поехать. Вопрос только во времени.

- Конечно, мы немного расстроены тем, что приходится тестировать машину не до, а прямо по ходу сезона, - поддержал эту мысль Мысев. - В "Виммере" нас заверяли, что мы получим новые бобы к 15 октября, но в этот день мы увидели только составные части машин. Эта задержка нас немного выбила из колеи. С другой стороны, не бывает так, чтобы абсолютно все шло хорошо. То, что мы поступили правильно, уйдя от братьев Зингер, косвенно подтверждает тот факт, что лидер мирового бобслея немец Андре Ланге поступил точно так же. Еще в феврале Ланге выиграл на "зингере" чемпионат мира, после чего... просто отказался от этой четверки! Новую машину ему собирала компания FES, у которой эксклюзивный контракт с немецкой федерацией. Этим шагом немцы дали всем понять, что главное - это быть первыми в Ванкувере. Все остальное - вторично.

Выбор будущей олимпийской техники - вопрос наиважнейший, но нельзя не заметить и то, что большинство команд играет в эти взрослые игры фактически вслепую. Официальных соревнований на сенсационно быстром ванкуверском льду еще не было, а значит, сконструировать боб конкретно под канадскую трассу невероятно сложно. Нам остается верить тому, что "виммеровский" боб, по отзывам Зубкова (вошедшего в крайне узкое число пилотов, кому уже удалось опробовать тамошний трек в деле, пускай только на тренировках), чувствует себя на будущем олимпийском льду вполне комфортно.

- Нам нужна была машина именно под Олимпиаду, и, очень надеюсь, мы имеем сейчас в распоряжении такую технику, - подчеркнул Зубков. - Трасса в Ванкувере специфическая, не похожая на все остальные существующие в мире. Очень скоростная! Этот юркий "виммер" должен проходить тамошние виражи с легкостью.

Хочется верить в то, что после Нового года, когда должны завершиться эксперименты с бобами от Wimmer, у нас появится возможность в этом убедиться.